ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ «ОТДЕЛ» [18+]
01.02.2019

ПРОСТО И СО ВКУСОМ: 

АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ «ОТДЕЛ» [18+]

С Алексеем Сальниковым мое знакомство прошло довольно благополучно: «Петровы в гриппе и вокруг него» - вещь качественная, да и юмор автора мне созвучен. В общем, то было стопроцентное попадание. В 2019 году вышел его роман «Опосредованно», о котором я тоже скоро напишу. А сейчас мне бы несколько слов хотелось сказать о другом его произведении.
«Отдел» по стилистике весьма похож на «Петровых». Первая глава, как и там, на последующие совсем не похожа, что собственно и мешает многим читателям двинуться дальше нее. Пересказывать сюжеты Сальникова не имеет никакого смысла, их надо читать. Весь «Отдел» в принципе построен на диалогах в курилке, но тут опять-таки в ход пускается какая-то авторская магия. Снова здесь история не о чем-то конкретном, а обо всем сразу. Сальников не только делится своей картиной мира, но еще попутно заботится о читателе, чтобы ему эту картину было приятно и легко воспринимать. Среди современных писателей – это редкость.
Герои Сальникова всегда запоминаются. Согласитесь, если вы читали «Петровых», то наверняка запомнили пьяных мужиков, везущих гроб? И здесь, в «Отделе», вы тоже всех запомните – будьте уверены. Вообще его герои удивительно объемные и какие-то вырванные из современной жизни с мясом, живые и настоящие. Все они – не какие-то эфемерные фигуры, а как будто лично знакомые автору. И мы их тоже видим, мы с ними говорим.
Конечно, «Петровы» были безупречно выстроены логически, там каждая вещь была на своем месте, каждое слово на нужной странице, каждая деталь была важна. На этом фоне «Отдел» кажется историей более непроработанной. Порой кажется, что если пропустишь одну главу, то смысла все равно не потеряешь. Но есть у Сальникова большие плюсы, которые все эти вроде бы недоработки скрывают.
Во-первых, для меня это юмор. Автор умеет рассказать смешно, не переходя границ. Вроде бы банальная сцена: жена погибшего коллеги избивает главного героя игрушечным львом. Что в ней смешного? Но вы прочтите. Если честно, сдержать смех невозможно. И вообще во всеобщем мраке, бытовухе и обыденности его романов всегда есть место смеху. Сальников как бы дает нам понять – что бы ни происходило, ко всему надо относиться с улыбкой, философски. Жизнь есть жизнь, оставим в ней место свету и надежде. Это как во вчерашнем романе Руссо, о котором я писала, но почва наша, что особенно приятно. Многие Сальникова обвиняю в «чернухе», но это такой Гай Ричи в литературе. Здесь только что было страшно, и тут же становится смешно. Как в жизни – все проходит. Любые страдания, любая грусть в итоге недолговечны.
Во-вторых, меня подкупает авторское хладнокровное спокойствие. Чтобы написать про службу, которая без всяких целей и причин убивает людей, нужно нечто большее, чем просто смелость. Нужен вкус, чтобы не скатиться в криминал, и этот вкус у Сальникова есть.
В-третьих, Сальников как никто может описывать ничем не примечательные будни так, что читать о них интересно. И не хочется на себя руки наложить, как у многих бывает, например, после просмотров фильма Алексея Звягинцева. Тут возникает чувство, что у нас, русских людей, все самое важное происходит как раз тогда, когда нам кажется, что ничего не происходит. И это придает жизни какую-то дополнительную ценность, особенно на фоне повсеместного масштабного обесценивания.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы