ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

АННА КОЗЛОВА «РЮРИК» [18+]
03.02.2022

УЖАС СНАРУЖИ, СПАСЕНИЕ ВНУТРИ: 

АННА КОЗЛОВА «РЮРИК» [18+] 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Фантом Пресс, 2019

Такие люди как Анна Козлова достойны уважения за то, что они не боятся быть собой, даже если это идет вразрез с чужими понятиями и нормами. Быть собой – самый великий подвиг, который мы можем совершить в жизни: не разменивать себя, не ломать, не выкручивать себе руки.
В этом ключе «Рюрик» - страшная картина нас сегодняшних, таких, какие мы есть. В этом плотном тексте Козлова умудрилась спрятать множество смыслов.
Главная героиня - семнадцатилетняя Марта, сбегает из частной школы и от отца, чтобы автостопом добраться до Архангельска в попытке найти мать. И пока вся страна ищет девочку, она попадает в лес – и реальный, и мистический одновременно, выбраться из которого можно лишь пережив некий внутренний сакральный опыт.

В каждом герое Козловой обязательно кого-то узнаешь: себя, подругу, отца, соседа, коллегу. И вроде бы все это уже видел, знал, читал, но ей все равно удалось посмотреть на привычные нам вещи с другой стороны. Она говорит о современных мужчинах и женщинах, о том, как они живут, что чувствуют, при этом, не выбирая стороны, не зацикливаясь на гендере. Трагическая правда и печаль жизни смягчается авторской мягкой иронией: «Не плачь, не ты один такой несчастный». Кому-то ее юмор и хлесткий язык видится слишком жестким, но, это в большей степени проблема читателя. Козлова в своих словах уверена, и это в ней подкупает. А вот читатель у нас все еще ждет появление «тургеневских девушек» или Наташи Ростовой. Не будет здесь таких героев, потому что книга о современных людях – о каждом из нас.
Козлова прекрасно видит всю эту динамику человеческой жизни, состоящей из мелочей и недомолвок, и выводит ее открыто и прямо. Здесь все по-настоящему: дети чувствуют скорую беду, взрослые внезапно понимают бессмысленность и убогость своего существования. В «Рюрике» присутствует это осознание ужаса. Причем ужас у каждого свой. У героев он один – в этих мелких проблемах, в потерях, в словах, брошенных в никуда. А у читателя – ужас глобальный, такой от которого кровь стынет в жилах, знаете? Когда чувствуешь беспомощность что-либо менять.
Как современный человек Козлова понимает, что любое явление нашей жизни очень скоро переходит в медиа-среду: его начинают обсуждать на форумах, в блогах. И автор прекрасно эту особенность обыгрывает. Каждый, кто имеет гаджет, теперь выражает свое мнение, независимо от его ценности. Люди выплескивают злость, комментируют, и вот уже сбежавшая Марта из невинного ребенка превращается в преступницу. И именно так это работает. Больше не надо чьих-то чувств, правды – все скроется за этим фасадом фальши и скудоумия. И это лишний раз показывает нам, как беспощадно мерзко выглядят все пляски вокруг чужого горя на медийных просторах. Но Козлова не останавливается на мире внешнем, она идет дальше – в мир внутренний, духовный, и там тоже потрошит залежи пороков.
Здесь, в «Рюрике основной темой становится этот ужас человеческого существования, который мы испытываем, сталкиваясь со злом. Но злом непреднамеренным, как бы случайным. И герои зачастую оказываются наказанными за свое добродушие. Автор дает понять, что главное в нашей жизни – способность отказаться от лицемерия и лжи самому себе. И кроме этого нам нечего противопоставить жестокому миру.


Хороших вам книг
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы