ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ДЕНИС ДЖОНСОН «ИИСУСОВ СЫН», [18+]
12.07.2020

МЕСТО ДЛЯ БОГА: 

ДЕНИС ДЖОНСОН «ИИСУСОВ СЫН», [18+]

ПЕРЕВОД: Юлия Серебренникова

ИЗДАТЕЛЬСТВО: No Kidding Press, 2020

Все эти чудики, и я среди них, и мне с каждым днем становится немного лучше. Раньше я никогда не думал, не мог вообразить даже на секунду, что где-то в мире есть место для таких, как мы.

«Иисусов сын» Дениса Джонсона – уникальный сборник рассказов гениального американского прозаика и поэта, которого в России никогда не публиковали. То самое упущение, которое происходит постоянно: игнорирование литературной, издательской и библиотечной средой культовых образцов качественной современной прозы и вообще уход от термина «современность».
Маленький сборник в 1990-е объявили главным произведением Джонсона, а его самого — еще при жизни - покровителем современной американской литературы. В свое время в безмерной любви к «Иисусову сыну» признавались Джонатан Франзен, Чак Паланик, Майкл Каннингем и еще десятки писателей – тех, кто связал свою жизнь с литературой лишь потому, что эта книга в нужное время попала к ним в руки. Например, на основе рассказа «Неотложка» Майк Каннингем объяснял, какого рода звучания хотел добиться в своем романе «Снежная королева», но так и не сумел.
Конечно, это не томик Чехова, опять же. «Иисусов сын» — 11 расположенных в хронологическом порядке фееричных историй о пьянках, кислотных трипах, автостопе, всех видах зависимости, воровстве и глупости, написанных от лица молодого наркомана по прозвищу, которое не стоит называть, чтобы не вызвать обморок у фанатов «высокого штиля» - Беоблод, так выглядит цензурнее. Когда-то так называли самого Джонсона. Эта книга о нем. Все 11 историй он пережил сам. Это его жизнь.

Лет ему было пятьдесят с лишним. Он растратил впустую всю свою жизнь. Такие люди были особенно дороги тем из нас, кто загубил всего несколько лет.

Первые три или четыре рассказа Джонсон написал примерно в середине 1980-х — за один день. Это байки из его юности, которыми он обычно веселил друзей. Но однажды он осознал, что его прибаутки сложились в тексты. Получился сборник, к началу работы над которым Джонсон полностью завязал с наркотиками.
«Иисусов сын» - это многогранный алмаз. Каждая история здесь обладает множеством неразличимых сразу граней, которые волшебным образом превращают байки в настоящую литературу. Эта книга о силе зависимости и о том единственном, что способно ей противостоять – переживании божественного замысла.
То, над чем душные теологи ломают голову и пытаются объяснить обывателям, проливается на главного героя само собой, без просьб и увещеваний. Но он этого и не замечает, а просто живет. А это самое переживание что-то меняет у него внутри, дарит щемящее теплое чувство.

 По коридору шла жена. Великолепная, пылающая. Она еще не знала, что ее муж мертв. Мы знали. Вот почему у нее была такая власть над нами. Врач проводил ее в кабинет с письменным столом в конце коридора, просвет под дверью засверкал и залучился, как будто там внутри какая-то колоссальная сила испепеляла бриллианты. Что за легкие! Когда она закричала, я подумал, что так, наверное, кричит орел. Я был счастлив быть живым и слышать этот крик! С тех пор я повсюду искал это чувство.

Приближение к Богу и его тайне происходит здесь не через Библию. Эта книга – не откровение, а его прямое следствие. Джонсон считает, что если вера – это дар, то и его книга про неодаренных. Да, да, тех самых гуляк, алкашей как в историях Буковски – тех, кто порой лучше и чище нас всех, кто способен любить так просто и самоотреченно как Генри Чинаски.
Джонсон описывает грязный и порочный мир, из которого нельзя вычеркнуть Бога. Более того, сам этот мир становится свидетельством его существования.
Я представил, как запихиваю ее в гудящую печь. Ее крики… Пламя охватывает ее лицо, оно горит. Небо было красное, как гематома, с черными пятнами — почти в точности как татуировка. Закату оставалось жить две минуты.
Книгу можно читать и как сборник рассказов, и как полноценный роман из 11 глав. «Иисусов сын» - история о том, для чего не найдено слов. Не активное проникновение в некую тайну и не попытка ее постичь, то невозможно. Этот сборник – лишь свидетельство о тайне, которая существует помимо нашей воли или возможности ее осмыслить. Герои Джонсона не способны вместить эту тайну и даже заметить ее. Они будто говорят – «Да, что-то сейчас произошло» - и тут же им кажется, что все это лишь игра больного разума. Джонсон не предлагает ответа и даже не дает подсказки. Но сам вопрос приподнимает над обыденной жизнью и его героев, и читателей. И даже, если все это иллюзия, она того стоит.

Хороших вам книг!
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы