ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ДЕЙВ КАЛЛЕН «КОЛУМБАЙН» [18+]
13.04.2022

СТРАШНАЯ ПРИТЧА О БЕЗРАЗЛИЧИИ: 

ДЕЙВ КАЛЛЕН «КОЛУМБАЙН» [18+] 

ПЕРЕВОД: А. Андреев, Е. Татищева 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Like Book, 2019 г.


Пастор прошел через Клемент-Парк и принюхался. Пахло сатаной.

Жуткий день – 20 апреля 1999 года навсегда вошел не только в историю современной Америки, он стал уроком для всего мира, для каждого из нас. В этот день Эрик Харрис и Дилан Клиболд устроили бойню в средней школе «Колумбайн». После этого случая появился сам термин school shooting, а тема обрела иное звучание, более зловещее. Инцидент в этой школе повлиял на все следующие случаи подобной стрельбы. Социолог Ральф Ларкин пришел к выводу, что Харрис и Клиболд утвердили некий сценарий, который впоследствии использовался неоднократно другими школьниками. Он изучил подробно 12 наиболее крупных случаев school shooting, которые произошли в течение восьми лет после событий 1999 года, и выявил, что в 8 из них была прямая отсылка к школе «Колумбайн». Но если Харрис и Клиболд совершили свое ужасное деяние как четко продуманный политический акт во имя всех угнетенных учеников, то последующие стрелки считали «Колумбайн» своим вдохновением или пытались превзойти его в числе жертв.

Наш самый ценный актив — это время. У подростков не одномоментно «срывает крышу», их чувства долгое время тлеют. «Соответствующие образ мыслей и эмоциональная реакция на мир присутствуют в головах стрелков за несколько лет до того, как они начинают действовать, — сказала профайлер ФБР в отставке Мэри Эллен О’Тул. — Фаза планирования начинается по меньшей мере за несколько месяцев. Но процесс формирования подобных идей может наблюдаться уже в возрасте пяти или шести лет». Вот сколько у нас есть времени для того, чтобы им помочь. Но это время мы все еще продолжаем бездарно терять.

Надо сказать, что до 2018 года и стрельбы в старшей школе Марджори Стоунман Дуглас массовое убийство в «Колумбайн» было самым значительным. В тот день погибло 13 человек (12 учеников и 1 учитель), ранены были 23 человека, а сами нападавшие застрелились.
Официальные данные по расследованию в Колумбайн были обнародованы лишь спустя 8 лет после трагедии. Журналист Дейв Каллен с первых часов трагедии освещал ее в прессе и следующие 10 лет своей жизни посвятил изучению этого социального феномена. Конечно, один из главных вопросов, который задают до сих пор – почему? Почему это произошло, и можно ли было предотвратить стрельбу? Каллен ответит на эти вопросы, но ответ вас не обрадует. Автор уверен, будь люди внимательнее друг к другу, трагедии можно было бы избежать. Будь нам не все равно, все могло бы пойти иначе.

Учитель не в состоянии научить подростка. Он может только показать, как надо что-то делать, и мотивировать его учиться.

Харрис и Клиболд фактически не скрывали своих намерений. Они говорили об этом с одноклассниками, писали в школьных сочинениях. Их смешило то, что окружающие настолько глупы и не воспринимают их всерьез. План, который они придумали, просто поражает своей расчетливостью, жестокостью и изобретательностью. А еще больше хладнокровием. Подростки решили взорвать в столовой несколько бомб и спровоцировать панику. А когда школьники побегут, начать отстреливать их как в компьютерной игре. Страшно здесь еще и то, что мотивом не была месть конкретным детям, которые обижали или унижали стрелков. Харрис объяснял это естественным отбором в действии, где просто выживает сильный. Наверное, поэтому в день стрельбы на нем была белая футболка с надписью NATURAL SELECTION.

Для Эрика нападение на «Колумбайн» было перформансом. Смертоносным произведением искусства. Он даже написал в дневнике: «Большая часть телезрителей даже не поймет моих мотивов». Он задумал атаку на «Колумбайн» как убийство, специально предназначенное для показа по телевизору, и его главным опасением было то, что мы окажемся слишком тупыми, чтобы понять суть дела. Самым сильным оружием Эрика являлся страх. Он хотел вызвать в обществе запредельный ужас. Он хотел, чтобы подростки не просто боялись посещать какие-то конкретные мероприятия, такие, как спортивные соревнования или школьные балы; он желал, чтобы они испытывали страх перед повседневной жизнью. И он добился того, чего хотел: родители по всей стране стали бояться отпускать детей в школу.

Никто не воспринял их слова серьезно. Как два хороших и популярных в школе парня могут замышлять нечто настолько ужасное?
Подобные трагедии обнажают суть и дефекты многих структур. Но главное – они лишний раз показывают, к чему приводит безразличие. Если помните, то и у нас есть «стрелок из Ивантеевки» - девятиклассник из Подмосковья, которого травили три года. В результате он пришел в школу с оружием: пневматической винтовкой, взрывпакетами и кухонным топором. Так вот, всем в своей школе он рассказывал, что его кумиры – Эрик Харрис и Дилан Клиболд, он состоял в группе «Колумбайн» в социальных сетях. Учителя и школьные психологи после трагедии сказали, что знали об увлечении мальчика, но понятия не имели, что такое Колумбайн и никогда об этом не слышали. Но они должны это знать, потому что от этого зависит методика их работы и безопасность их самих и их учеников. Но всем все равно.
Потому что всем плевать. Потому что взрослые не слушают детей. Потому что у учителей нет времени за кипой бумажной работы, они не знают, чем интересуются их ученики, чем живут, о чем переживают. Родители считают, что их отпрысков должна воспитывать школа и хотят снять с себя ответственность. В итоге дети терпят издевательства, мучаются и молчат, потому что знают – если они скажут, все равно ничего не изменится. И это очень грустно. Поэтому стрелков нельзя назвать монстрами, такими их сделали взрослые люди, общество, в котором они не чувствуют безопасности.
После трагедии в школе Колумбайн, долго пытались найти виноватых. Под прицел попали компьютерные игры, например Doom, рок-группы - Rammstein и Marilyn Manson, которые любили слушать Харрис и Клиболд. Но Дейв Каллен сам дает ясно понять, что во всем виновата школьная травля и безразличие. Вот и все.

Это было дерзко, но именно так и действуют классические психопаты. Лица, совершающие сложноорганизованные атаки, обычно фокусируют внимание прежде всего на слабых звеньях плана и стремятся свести риск к минимуму. Психопатам же свойственно безрассудство и полнейшая уверенность в успехе.

Через несколько месяцев после трагедии был опубликован ответ Мэрилина Мэнсона на критику его журналистами, он представлял собой эссе под философским названием: «Колумбайн: кто виноват?». Когда музыканту задали вопрос о том, что бы он сказал убийцам, он дал исчерпывающий и точный ответ: «Я бы ничего им не сказал. Но я бы сделал то, что не сделал никто. Я бы их просто выслушал». Наверное, этого не хватает всем нам – просто слышать других. Возможно, так можно было бы избежать многих проблем.


Хороших вам книг
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы