ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ДЖОНАТАН ФРАНЗЕН «ПЕРЕКРЁСТКИ» [18+]
25.05.2022

НЕСЧАСТЛИВЫ ПО-СВОЕМУ: 

ДЖОНАТАН ФРАНЗЕН «ПЕРЕКРЁСТКИ» [18+] 

ПЕРЕВОД: Ю. Полещук 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Corpus, 2022

Помните, что порой лучшая помощь – просто быть рядом и слушать, не осуждая.

Джонатан Франзен — бесспорно, один из самых известных и читаемых современных американских писателей. Его сравнивают с Толстым, а с ним сравнивают молодых авторов, ступивших на путь написания серьезной интеллектуальной прозы, в которой семья как часть социума разложена на элементы и рассмотрена под микроскопом. Парадоксальным образом его книги любят читатели совершенно разных возрастов, воззрений и ценностей.
Высокий статус Франзена в писательской среде вполне заслужен и объясняется его уникальным своеобразным подходом к написанию романов. Например, в «Поправках» (2001) он мастерски совместил классический роман ХIХ века с постмодернистскими текстами нового столетия. «Свобода» стала остро социальным романов о крахе американской мечты, а «Безгрешность» пестрила актуальной повесткой и жгуче передовой проблематикой.
И вот спустя шесть лет Франзен выпустил «Перекрёстки» - первую часть трилогии «Ключи ко всем мифологиям». Амбициозность проекта достойна автора: три романа по 600 страниц каждый.
Роман в принципе вобрал в себя черты всех предыдущих текстов Франзена. В центре сюжета – снова несчастливая семья из провинции со своими травмами. Пастор и его жена - Расс и Мерион Хильдебрандты, переживают кризис среднего возраста. Пастору хочется переспать с прихожанкой, а его жена еще не определилась – бросить ли мужа и начать жизнь сначала или спасти распадающийся брак. Их чаяниям мешают дети, которых, кстати, четверо, и каждый со своими причудами. И все они как-то связаны с местным христианским клубом для молодежи – «Перекрестками».

Любители плотных сюжетных романов будут в восторге, ведь в тексте очень много диалогов, развернутых сцен и вообще действия. По ходу развития сюжета читатель знакомится с героями, узнает много интересного о прошлом Расса и Мерион, переживает неожиданный сюжетный поворот, симпатизирует всем детям по очереди и в итоге приходит к трагичной развязке. В эпилоге завязываются конфликты второй части.
Герои «Перекрестков» ведут себя как обычные люди в семье, которой не чужды проблемы: ссорятся, злятся друг на друга, уходят, возвращаются, обижаются, прощают, а потом обижаются с новой силой. Кто-то из детей осознает мудрость родителей и пытается жить своей жизнью, кто-то пытается сепарироваться, кто-то упорно продолжает совершать одни и те же ошибки. Проходя сквозь собственные персональные страдания, родители и дети сталкиваются лбами, ищут понимания и надеются на примирение.
Читатель видит традиционную семью из любой классической саги, помещенную в декорации Америки 70-х, переживающей сектантский подъем. Франзен как обычно, со свойственной ему непринужденностью, смешивает высокое и низкое, черное и белое, показывая, насколько тонка грань между этими понятиями. Разговоры о боге и вере перемежаются неловкими постельными сценами с подчеркнутой телесностью персонажей. И в этом странном, иногда порочном движении, мы наблюдаем те нравственные перемены, которые происходят с героями – через их падения, разочарования и боль от ошибок.
Казалось бы, ничего нового Франзен не открывает. Но если раньше его занимали сугубо социально-политические проблемы американского общества, в новом романе он вышел на иной уровень – духовно-религиозный.
В романе действительно довольно много места уделяется церковному толкованию христианства и сравнению этого толкования с нашими представлениями. Франзен обсуждает проблемы современного западного общества, прототипом которого служит христианский клуб «Перекрестки». И это сообщество, да и все общество в целом, стало заложником одной очень опасной по мнению Франзена подмены, произошедшей во второй половине ХХ века: «Не крепиться, а рыдать».

Группа начиналась как христианское общество, но потом зажила своей жизнью. И меня немного смущает то, чему мы дали волю. Чему я дал волю. Меня смущает, что если все это не приведет нас обратно к Богу, то это, по сути, всего лишь интенсивный психологический эксперимент. Который с одинаковой легкостью может и раскрепостить человека, и причинить ему боль.

Проще говоря, наша реальность хоть и раскрепостила людей, но не сделала их счастливее, не дала инструмента, который помог бы справиться с болью, заполнить пустоту. Мерион принимает решение не говорить мужу правду о себе, самостоятельно справляясь с грузом прошлого, но она все равно ищет поддержки у бога, спасая свою семью и брак. Это, как дает понять автор, и есть пример той крепости, благодаря человек может справиться с любыми испытаниями.

При всей своей масштабности и некой монолитности роман оставляет впечатление пьесы или сериала. В нем не нужно искать самого удачного текста Франзена – здесь нет «Поправок», нет его шероховатого очарования.
Безусловно, Франзен замахивается на большую литературную вершину, и осиливает ее. Но надо признать, что сама форма подобного романа давно себя исчерпала. Двадцать лет назад автор удивил всех «Поправками», буквально возродив семейную сагу из мертвых. Но сейчас мы все отчетливо видим, что его мастерство уперлось в витиеватость фабулы, потому что форма больше себя не оправдывает.
«Перекрёстки» - безупречно спроектированный роман, монументальное произведение с мощной философией, но те поклонники, что ищут в нем теплоты и очарования «Поправок», не получат того, чего ожидали.


Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы