ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ДЖОНАТАН ФРАНЗЕН «ПОПРАВКИ» [18+]
05.12.2021

ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ИСКУССТВО: 

ДЖОНАТАН ФРАНЗЕН «ПОПРАВКИ» [16+] 

ПЕРЕВОД: Л. Сумм 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Corpus, 2017


Цивилизация держится на самоограничении.

Если вы еще не читали Франзена, начните знакомство с ним именно с этой книги. «Поправки» - первый большой успех Джонатана Франзена. Роман вышел всего через пару недель после 11 сентября. Но славу ему принесла не только удивительная способность автора показать кризис американского общества, но и небольшая ссора с Опрой Уинфри и ее книжным клубом, о котором очень неодобрительно отозвался Франзен.
Все его книги: «Свобода», «Поправки», «Безгрешность» - это большие социальные романы. Большие по объему и смыслу. При этом Франзен никогда не играет в морализатора со своим читателем, не обличает пороки, никому не сочувствует. Он вообще не занимает никаких сторон, а, прежде всего, лишь фиксирует состояние общества с точностью и скрупулезностью врача. Как автор Франзен всегда честно и открыто говорит о том, что ему интересно: о медицине, проблемах экологии, алчных корпорациях и кризисе брака.

В Америке богатое меньшинство подавляло небогатое большинство с помощью отупляющих мозги и губящих душу развлечений, технических новинок и лекарств...

«Поправки» - это умелая и невероятно смелая критика общества потребления. Теория современного общества достаточно глубоко изучена исследователями нашего времени такими как Адорно, Маркузе, Хоркхаймер. Согласно взглядам этих философов, наше общество представляет собой цикл потребления, поскольку жизнь в нем сводится к удовлетворению своих простых потребностей и бесконечному поглощению.

В обеих странах богатство сосредоточивается в руках немногих; граница между частной и общественной собственностью стерта; коммерческих заправил терзает неутолимая тревога, побуждающая их беспощадно продолжать завоевания.

Роман «Поправки» сразу же после выхода в свет был официально признан в США: в 2001 году автору была присуждена «Национальная книжная премия» («National Book Award»).
Этот роман представляет собой добротный вариант так называемой «энциклопедии американской жизни». Он раскрывает перед нами особенности современной жизни в США на примере истории семьи Ламбертов: Альфреда, Инид и их уже взрослых детей - Гари, Чипа и Дениз. Внимание Франзена из книги в книгу привлекает определенный тип героя – это такой представитель среднего класса, добившийся определенных успехов и занимающий хорошее положение в социуме. Но есть одна особенность – с самого начала повествования жизнь героев, процветающих в благополучной Америке, пронизана страхом. И у каждого он совой: Альфред боится старческого слабоумия, которое его все же настигает, Гари пугает перспектива развода из-за предстоящего раздела имущества.

Греки, изобретатели танталовых мук и сизифова труда, одну пытку упустили из виду: покрывало самообмана, теплое, мягкое одеяло, укутывающее страждущую душу, но всегда оставляющее что-то снаружи.

И вот семейство Ламбертов впервые за долгое время собирается за рождественским столом. Но все идет не так, как хотелось, все рушится, всплывают новые детали. Стареющий отец, раньше не гнушавшийся «воспитательным» насилием по отношению к детям, никак не может смириться со своим увяданием и продолжает изводить всех вокруг. Его жена Инид вместо того, чтобы сделать последнюю попытку понять и принять своих давно взрослых отпрысков, зациклена на традиционных формальностях, и благопристойный ужин с соблюдением всех канонов для нее важнее.
Старший брат Гарри, внешне преуспевающий представитель среднего класса, на деле страдает от депрессии и находится в созависимых отношениях с женой. Другой сын Чип, потерпевший неудачу в творчестве и преподавании, боится сказать матери правду и бросается из одной авантюры в другую. А дочь Дениз — шеф-повар тоже чувствует себя потерянной и совершенно одинокой. Типичная семья. Типичная для Америки, для России, для мира, в котором утрачена культура диалога и в котором мы так отчаянно боимся настоящей близости, что попросту перестали быть на нее способны.

Деньги, деньги, как обойтись без них? Любой прохожий, мобильный телефон, бейсболка, дорогой автомобиль – все было оскорблением. Нет, он не страдает ни алчностью, ни завистью. Просто без денег он не человек.

Вообще для героев литературы общества потребления материальный мир имеет огромное значение. Человек здесь выступает как чистый потребитель – ко всему окружающему его он относится лишь как к средству удовлетворения собственных потребностей. Кроме того, к самому себе он относится тоже как к вещи. Чета Ламбертов просто патологически привязана к собственному дому, он стал их неотъемлемой частью. Благополучие и счастье других они оценивают по внешним показателям – посуде, мебели. А каждый из героев романа оказывается близко связан с какой-то вещью, которая более глубоко объясняет персонаж. Так, символом отца семейства становится его старое синее кресло, с которым он буквально слился, в котором и проводит остаток своей жизни.
Учитывая жанровую принадлежность романа, конечно, в нем довольно явно всплывает тема взаимоотношения поколений. В семье Ламбертов конфликт между родителями и детьми назревает постепенно: мать семейства – Инид, привыкшая полностью контролировать ситуацию в доме, начинает испытывать беспокойство от того, что обретшие самостоятельность дети своим образом жизни больше не укладываются в ее рамки.

– О вкусах не спорят, – чопорно произнесла она.
– Безусловно, – согласилась Дениз. – Правда, некоторые вкусы все же предпочтительнее.

Казалось бы, на первый взгляд, все герои – состоявшиеся взрослые люди, образованные, обеспеченные. При этом они полны внутренних противоречий и разного рода психологических проблем. Они лишены духовного покоя, ощущения гармонии и самого элементарного счастья.
Слова «потреблять», «тратить » становятся девизом, смыслом жизни человека общества потребления и основным мотивом романа «Поправки». Характеризуя жизнь своих героев, Франзен пишет, что они свои дни не «проживали», а «растрачивали». Трагическое мироощущение в героях Франзена показано по нарастающей. Наиболее сильно оно отражается в сознании самого взрослого из персонажей - Альфреда, прожившего долгую жизнь, немощного, страдающего болезнью Паркинсона старика. Если мир не желает соответствовать его версии реальности, значит, этот мир жесток, болен, он – исправительная колония, а сам Альберт – одинокий отчаявшийся узник.
Всем своим романом Франзен показывает, что, несмотря на внешне благополучно сложившуюся жизнь, многие ощущают полное разочарование. Разве это типичная проблема Америки? Или все же она присуща всем людям? И причины этого разочарования Франзен видит в том, что мы утратили подлинную или первичную связь с природой, со своим естественным существованием. Как говорил один из героев:

Не оттого ли мы страдаем депрессией, что нет больше Дикого Запада? Даже притвориться невозможно, будто остались места, куда не ступала нога человека. Думается, депрессия нарастает во всем мире.

Как бы то ни было, жизнь проходит, и внести в нее поправки со временем уже невозможно. Поэтому и стоит искать источник бытия.

Роман, безусловно, сложен и прекрасен в своей сложности. Он идеально подойдет для неспешного чтения на новогодних каникулах.


Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы