ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЭЛЕНА ФЕРРАНТЕ «ДНИ ОДИНОЧЕСТВА» [18+]
12.07.2020

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ: 

ЭЛЕНА ФЕРРАНТЕ «ДНИ ОДИНОЧЕСТВА» [18+] 

ПЕРЕВОД: Е. Арабаджи, И. Безруковой. 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ : CORPUS, 2020

Уже не один год мир просто сходит с ума по книгам Ферранте, автоа знаменитого и любимого всеми романа «Моя гениальная подруга». Через несколько лет издатели объединили ранние произведения писательницы в цикл «Хроники любовной лихорадки», куда вошли романы «Навязчивая любовь» (1992), «Дни одиночества» (2002) и «Незнакомая дочь» (2006).
Начало во многих романах Ферранте по истине чеховское: краткое, лаконичное, точное. Например, первое предложение романа «Дни одиночества»: «Однажды в апреле, сразу после обеда, мой муж вдруг заявил, что решил уйти от меня».
Что может быть проще и одновременно интереснее? Без лишних сложностей, завихрений и загадок. Весь роман - это монолог тридцативосьмилетней Ольги, ее дневник борьбы с собственным одиночеством и удушающим стыдом. В самом начале, как и любая женщина, она начинает подбадривать себя, пытается быть спокойной и взвешенной. Но вдруг, сама того не ожидая, попадает в ловушку отчаяния и злости. Все происходящие с ней перемены Ферранте описывает не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Ольга больше не следит за собой, не обращает внимание на одежду, волосы, ноги. Все валится у нее из рук. И эта ее болезненность проецируется во внешнюю реальность, в которой как будто тоже все рушится: умирает любимая собака, заболевает сын, не открывается дверь, не работают приборы.
В романе автор прорабатывает ключевые и характерные темы не только для нее, но и для современной литературы в целом: женская идентичность, принятие собственного тела, травмирующие отношения с родителями.
Для Ольги материнство и женственность всегда находятся в конфликте, в противовесе: либо одно, либо другое. Дети не только забрали ее время, но и ее тело, изуродованное родами. Ей кажется, что запах материнства, его скрытая программа и стало причиной, по которой муж ушел к молодой любовнице, олицетворяющей чисто женско начало.
Из-за этого героиня чувствует отвращение к собственному телу, которое ее предало, и к детям, особенно к дочери Иларии. В обществе принято пестовать некий «материнский миф» согласно которому матери обязаны нас любить и принимать, защищать и жертвовать ради нас всем. Если женщина не в силах обеспечить все это сразу, на нее быстро ставят клеймо плохой матери. Так ее лишают человечности. Она больше не личность, имеющая право на ошибки, она – мать. И это больно.
Другой важный аспект романа — состояние саморазрушения и потери связей с внешним миром. Растворяясь в семье, женщины зачастую забывают о другом мире, о том, что он есть и требует участия. Ольга после ухода мужа остается наедине со своей внутренней пустотой , напуганная и не имеющая опыта сублимации совей энергии во что-то деятельное.

 Я хотела стать другой, я хотела писать истории о сильных и решительных женщинах, а не руководства для брошенных жен, пекущихся лишь об утраченном чувстве.

В романе прослеживается очень яркое сравнение брошенной жены со сломанной вещью — хрупкой безделушкой, фарфоровой статуэткой. В Во время своего невыносимого одиночества Ольга сталкивается с разнообразными двойниками, стараясь хоть как-то воссоздать свое «разбитое» отражение. Двойников она ищет в книгах, в воспоминаниях из детства.
Но самый важный двойник - ее дочь Илария. В переломный день, когда заболевает сын Джанни и умирает собака Отто, Ольга начинает видеть в ней свое отражение. Илария, подражая матери, наряжается в ее платье и красится, однако лицо дочери кажется Ольге «размалеванной маской» и вызывает лишь омерзение. Она умывает Иларию и после этого как бы уступает ей свое место, прося у семилетней девочки помощи. Этот странный и болезненный опыт приводит ее к осознанию того, что нужно принять свое отражение целиком и вновь обрести себя, свою самость, свою женскую суть.

Я содрогнулась: ведь Марио никогда не знал настоящей Ольги. Ее суть, смысл ее жизни, внезапно поняла я, были только заблуждениями ранней юности, иллюзией постоянства. Сейчас же, если я хочу начать заново, мне нужно довериться обоим моим профилям — скорее их чуждости, чем знакомым чертам, — и после этого очень медленно двигаться к тому, чтобы вернуть веру в себя, чтобы повзрослеть.

Творчество Ферранте тесно ассоциируется с Неаполем. В «Днях одиночества» действие разворачивается в Турине, но Неаполь незримо присутствует в романе как область памяти, как источник иррационального, темного опыта. Однажды Ольга покинула город и сделала всё, чтобы смыть с себя его следы. Она долго старалась.
В ее семье бурно выясняли отношения, а она приучила себя к «самодисциплине» и сдержанности. Но теперь в ней проснулся и воспрял «внутренний» Неаполь. Она начинает сквернословить, ругается со всеми друзьями, при встречах с мужем устраивает истерику, пытается провести ночь с соседом, с которым едва знакома. Неаполь — это мощное первобытное чрево, породившее не только такую агрессивность и вульгарность, но и материнскую фигуру как осознание собственной природы.
Романы Ферранте можно читать как женскую романтическую литературу и как серьезную психологическую драму. В них можно найти образы Неаполя, темы для гендерных и философских споров, ритуальные и мифологические мотивы. О Ферранте все чаще говорят как о неком глобальном феномене, и в этом году на русском выйдут еще две книги писательницы — «Незнакомая дочь» и ее последний роман «Лживая жизнь взрослых».

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы