ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЭЛИЗАБЕТ УЭТМОР «ВАЛЕНТАЙН» [18+]
14.10.2021

БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ: 

ЭЛИЗАБЕТ УЭТМОР «ВАЛЕНТАЙН» [18+] 

ПЕРЕВОД: В. Голышев 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: ЭКСМО , 2021.

Почему девочки здесь не играют в прятки?
Потому что никто не станет их искать.


В современной литературе появился очень интересный тренд – давать голоса героям, которые раньше молчали, размещая их в самых обычных декорациях. Получаются очень сильные истории, и дебютный роман Э. Уэтмор не стал исключением, удивительным образом продолжая традиции классического американского романа. Если вам нравится слог У. Фолкнера или поэтика рассказов Ф. О' Коннор, «Валентайн» вас приятно удивит.
Сюжет весьма динамичный, но кто-то мог бы назвать его шаблонным. И действительно: начало напоминает добротный триллер с незамысловатой интригой. Но потом все меняется. Утром после Дня Святого Валентина 1976 года беременная двадцатишестилетня Мэри Роуз и ее девятилетняя дочь слышат стук в дверь своего уединенного ранчо в штате Техас. На пороге стоит четырнадцатилетняя Глория Рамирес – окровавленная и избитая до полусмерти, и просит помощи. Накануне она села в машину к местному нефтянику, который завез ее в глушь, изнасиловал и избил. Вскоре и сам преступник пребывает к дому Мэри Роуз и требует отдать ему девушку, но ситуацию спасает девятилетняя девочка, вовремя вызвавшая шерифа. Это событие и становится отправной сюжетной точкой, от которой расходятся в стороны побочные истории и герои.
Мэри Роуз – женщина смелая. Решилась выйти на крыльцо к преступнику, одной рукой придерживая огромный живот, а другой – ружье. Конечно, теперь она готова дать показания в суде. Но вот беда – весь город против нее. Кому нужна дочь мексиканской иммигрантки? И кто поверит ее слову? Кто важнее: белый юноша-нефтяник с богатым папой, которому не нужно ломать жизнь или девушка, жизнь которой теперь придется собирать по кусочкам?

Как называется мать-одиночка, которой надо вставать рано утром? Десятиклассницей.

Из-за своего решения Мэри Роуз, отважно защитившая жертву преступления, сама подвергается травле и преследованию, пока Глория Рамирес прячется в дешевом номере мотеля, отращивает волосы и пытается забыть о случившемся. Мэри Роуз вынуждена переехать в город, ради безопасности себя и своего ребенка. И все просят ее отказаться от показаний, в том числе и ее муж-фермер, для которого так проще.
Внутри этого романа спрятано много историй. Соседки Корин – семидесятилетней старушки, ищущей утешения в бокале виски после смерти мужа. Девочки Дебры Энн, которую бросила мать, и теперь ребенок опекает живущего в старой трубе молодого бродягу, вернувшегося с Вьетнамской войны. Все эти кусочки выстраиваются в одну очень серьезную и монолитную картину – панораму жизни женщин в Техасе и вообще в Америке ХХ века. Набор проблем, надо сказать, впечатляющий: ранние браки, нежеланные беременности в 17 лет, полная финансовая зависимость от мужей, выученная беспомощность, никак не порицаемое обществом сексуальное насилие.

 Знаешь, кто такая девственница в Лейк-Чарльзе? Двенадцатилетняя уродка, которая умеет быстро бегать

Такое комбо, больше напоминающее «Рассказ служанки» М. Этвуд, дополняет проблемы расизма и экологии, на которых Уэтмор тоже останавливает свой взгляд. Местное сообщество безоговорочно встает на сторону насильника – ведь он белый, а нефтяной бум убивает почву и делает ее нежизнеспособной: скот гибнет, фермеры разоряются, и зреет серьезный кризис.

 Если дьявол постучал к тебе в дверь среди ночи, значит, ты заигрывала с ним на танцах.

Книга безусловно попала в тренд, в так называемую американскую повестку. Но Уэтмор не ставила это главной целью, что и поднимает роман на очень высокий уровень качества. В обычном, в том, что сотни раз обсуждалось, автор находит что-то новое – ракурс, слова, идеи, делая свой роман не только жгуче актуальным, но и очень личным и эмоциональным.
Невероятно прекрасный перевод сделан Виктором Голышевым – лучшим переводчиком Фолкнера. В тексте очень много смысловых отсылок к американским классикам – и Дж. Стейнбеку, и Х. Ли. Например, многоголосая тональность романа  напоминают читателю о бесконечно красивом и щемящем романе У. Фолкнера «Когда я умирала». А судебная тяжба и защита того, кого общество защищать отказывается – о подвиге и честности Аттикуса Финча.
В целом «Валентайн» - удивительное доказательство того, что даже модные и расхожие темы могут быть отыграны в прозе иначе: ненавязчиво, тонко, оригинально, не вызывая раздражения или пресыщения.

Ни на минуту не упускай из виду мяч. Кто упустил его из виду, получает им в лицо.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы