ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

МАДЛЕН МИЛЛЕР «ЦИРЦЕЯ» [18+]
02.10.2020

И СНОВА В ГРЕЦИЮ: 

МАДЛЕН МИЛЛЕР «ЦИРЦЕЯ» [18+]

ПЕРЕВОД: Л. Трониной

ИЗДАТЕЛЬСТВО:Corpus, 2020

В прошлом году продвинутое литературное сообщество восторгалось романом Мадлен Миллер «Песнь Ахилла». И я его прочитала, но на волне всеобщего помешательства писать о нем тогда не было желания. История великого героя глазами его юного возлюбленного – Патрокла, тронула сердца многих и вызвала много споров. Второй роман мне определенно понравился больше. А еще я перечитала мифы Древней Греции в пересказе Стивена Фрая и стала как-то по-новому на них смотреть.
Цирцея, если вы помните, дочь Гелиоса и океаниды Персеиды. По некоторым же авторам, дочь Аполлона и Эфеи. Именно она превратила спутников Одиссея в свиней, очистила аргонавтов от убийства Апсирта. Цирцея стала источником вдохновения для многих авторов и значимым объектом у Гомера, Овидия, Уотерхауса и Джойса.
Как и в первый раз в качестве фокального персонажа Миллер в принципе выбирает второстепенную для традиционной греческой мифологии фигуру, помещая ее в проблемный контекст современной реальности. Так она делает текст продуктом нынешней новой этики, дающей право высказаться тем, кого игнорировали столетиями. Патрокл – печальный гей в изгнании, Цирцея – неунывающая мать-одиночка все в том же изгнании.
Помимо пристального внимания к центральному герою Миллер во втором романе размышляет о принципах устройства древнегреческого мира и о том, почему его боги такие.
Какими мы видим их в традиционных мифах? Злыми, мстительными, импульсивными, капризными, эгоистичными. Почему? Потому что так древние люди показывали природу человеческих страстей. Боги живут порывами, импульсами, и это отличает их от людей. Боги – это наше подсознание, необузданные чистые желания, свободные от всего.
Цирцея в понимании Миллер не бессловесная тень с неявной целью. Голос у этой женщины есть. И он отсылает нас прямиком к жгучей феминистической повестке, к идее о том, что женщины наконец-то могут рассказать свои истории. Рассказать их так, как им хочется. Это и делает Цирцея – излагает свою версию.
Несмотря на то, что источником для сюжета стала «Одиссея», сюжет об отравлении Цирцеей Сциллы перелагает историю, рассказанную Овидием. Цирцея влюбилась в подводного бога Главка, которого пыталась всячески соблазнить. Тот же потерял голову от Сциллы, что была красивой нимфой, жившей на побережье. Наивный Главк пришел к Цирцее и попросил любовное зелье для Сциллы. И получил. Выпив его, Сцилла превратилась в монстра, которого знает каждый ребенок.
Но Миллер не просто пересказывает в сотый раз старый миф. Она импровизирует, что многим не нравится. Например, меняет точки обзора. И если встреча колдуньи Цирцеи с Одиссеем у Гомера – это субъективный мужской взгляд самого Одиссея, то Миллер дает слово женщине, тактично следуя актуальной повестке. Цирцея не падает в ноги воину с покорностью и восхищением, а лишь идет ему на уступки благодаря обоюдным чувствам.
Мадлен Миллер рисует привычный мир греческой мифологии. Не в меру жестокий, полный предательства и насилия. Это, конечно же, патриархальный мир, которым руководит тщеславный и распутный Зевс, который то и дело превращается в животных, чтобы кем-то овладеть, гневается и жадничает. В таком бэкграунде речь Цирцеи – манифест против патриархата, навязанного Олимпом. Колдунья становится связующим звеном между богами и смертными и не хочет выбирать ничью сторону. Эта женщина просто ищет свое место в мире мужчин. И находит его на далеком острове, но и там ей нет покоя.
Миллер выбирает героиню не просто так. Она эдакая мятежница от древнегреческой мифологии, решившаяся пойти против воли самого Зевса и украсть магические цветы, пропитанные кровью Кроноса. Сила Цирцеи – ее собственное достижение. Она обретает ее сама, в изгнании. И она никому за нее не обязана.
Конечно, как и в первом романе, контекст, порою, бывает слишком современным. Но сама тема женской природы, внутреннего освобождения, уже давно вышла за рамки только лишь западной культуры. Поэтому книга очень актуальна. О древнегреческих мифах, можно говорить вечно и по-разному, и если вы не любите вольных интерпретаций, готовьтесь к большим сюрпризам.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы