ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЛИНЬ ИХАНЬ «РАЙСКИЙ САД ПЕРВОЙ ЛЮБВИ» [18+]
06.10.2021

СМЕРТЕЛЬНЫЕ РАНЫ: 

ЛИНЬ ИХАНЬ «РАЙСКИЙ САД ПЕРВОЙ ЛЮБВИ» [18+] 

ПЕРЕВОД: Н. Власова 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: «Есть смысл» , 2021.

Я бы предпочла, чтобы все люди признавали:
в мире есть боль, с которой невозможно примириться.

Вот и в русскоязычном пространстве появилась книга тайваньской писательницы – «Райский сад первой любви», которая с 2017 года возглавляет список самых читаемых книг в Китае. Скандальной известности роману добавляет и тот прискорбный факт, что автор, пережившая в детстве жуткий опыт длительного насилия, покончила с собой вскоре после выхода книги. В России роман месяц назад выпустил благотворительный фонд «Нужна помощь» в своём издательстве «Есть смысл», в котором появляются действительно важные тексты, затрагивающие болезненные для общества темы.
По данным ЮНИСЕФ, каждая десятая девочка и девушка в возрасте до 20 лет хотя бы раз подвергалась сексуальному насилию. В 90% случаев - со стороны людей, которых они знали лично: родственников, учителей, соседей или мужей. А вот у некоммерческой организации Darkness to Light, созданной для предотвращения и отслеживания насилия против детей данные немного другие: каждая седьмая девочка в мире и каждый двадцать пятый мальчик сталкиваются с насилием до наступления 18 лет; в 60% случаев дети подвергаются насилию со стороны людей, которым их семья доверяет; у 70% насильников может быть от одной до девяти несовершеннолетних жертв, у 20% — от десяти до сорока жертв.
Это реальная картина и ядро той проблемы, которую Линь Ихань затрагивает в своем романе. В последние годы движение против домогательств стало очень важной темой в Китае, как и во всем мире. И если в Европе и в Америке харассмент больше ассоциируется с тем, что происходит на работе, в Китае домогательства чаще всего случаются в учебной среде. В стране, где много столетий процветает культ фигуры учителя, авторитет которого незыблем, движение в защиту прав жертв неприемлемого поведения продвигается тяжело и медленно.

Как вы уже поняли, сюжет этого романа основан на реальных событиях. Главная героиня – Фан Сыци. Ей 12 лет и она только что окончила младшую школу. Сыци очень любит литературу и неразлучна со своей подругой – Лю Итин. Однажды девочки знакомятся с новым соседом - 50-летним учителем литературы и поэтом Ли Гохуа, который любезно предлагает стать их репетитором и дружит с родителями девочек. Только Лю Итин действительно получает учебную подготовку, а вот Сыци уготована иная участь. Учитель, сразу же положивший глаз на ребенка, растлевает ее и вовлекает в травмирующие отношения, год за годом, в течение пяти лет, используя девочку, пока та не попадает в психиатрическую клинику. И только потом Итин находит дневник подруги, и понимает, что же все эти годы происходило.

Итин читала дневник так, как дети едят печенье: набиваешь рот, кусочек за кусочком, но как ни старайся, а все равно на полу печенья всегда остается больше, чем во рту. Наконец она поняла прочитанное. Все поры на ее теле задыхались, сквозь пелену слез она озиралась по сторонам, казалось, что вокруг очень шумно, и только потом она поняла, что громко плачет и этот звук напоминает воронье карканье.

По эмоциональному градусу этот роман превосходит «Мою темную Ванессу» К.Э. Расселл, ведь ребенок в ней еще более беззащитный и несчастный, а ситуация весьма однозначна. Выбирать стороны и решать, кто прав, читателю не придется. Все и так ясно. Персонаж Ли Гохуа выписан ярко, импульсивно и до тошноты натурально. Используя свой статус, тщеславный и порочный Ли Гохуа собирает вокруг себя кружок юных почитательниц. Причем читатель сразу узнает, что Сыци в его списке не первая и не последняя. Он свободно занимается растлением на протяжении нескольких десятилетий, он любит совращать, запудривать голову, влезать девочкам в самую душу. Его коллеги знают о «маленьких шалостях», но никому нет дела до десятков учениц, сведенных с ума.
Более того, для растления Ли Гохуа придумал целую философию и придерживается ее: тренируется на девочке, которую хочет бросить, отрабатывает на ней фразы, которыми будет завлекать следующую. И так бесконечно.
Начитанная и мечтательная Сыци становится безвольной жертвой, не понимая его манипуляций и искренне веря в слова любви человека, который просто не способен на здоровое чувство.

Внутренняя улыбка, словно крутой кипяток, по неосторожности брызгала на лицо и тут же испарялась.

Самое поразительное в этой истории – что, опускаясь на самое дно и увязая в грязи, она все равно рассказывает о любви. О любви травматичной, поруганной – той, которую уничтожили и растоптали.
«Райский сад первой любви» - роман удивительно тактичный и при этом смелый; роман о зле, которое прикидывается добром, о невежестве, принимающем обличье знания. Он заставляет замереть и задуматься о культе насилия, а также о судьбе тысяч таких девочек, которые боятся сказать. При этом текст очень сильный с точки зрения стиля и языка, внезапно взбирающегося на какие-то поэтические вершины.

 Иногда после обеда учитель Ли приезжал к их дому и забирал Фан Сыци, а Итин подглядывала через щелку в занавесках. Крыша такси в солнечном свете казалась маслянисто-желтой, солнце обжигало щеки. На голове у учителя Ли уже образовалась залысина, раньше Итин никогда ее не видела. Волосы Сыци были прямыми, словно дорога, как будто если будешь ехать по ней, то приедешь к самой вульгарной правде жизни. Каждый раз, когда Фан Сыци втягивала голени в салон машины и дверца с грохотом захлопывалась, у Итин возникало ощущение, будто ей влепили пощечину.

При всей локальности выбранной темы роман еще и очень полифоничен. Линь Ихань удалось не менее впечатляюще выписать и второстепенные персонажи: сестричку Ивэнь и бьющего ее мужа Ивэя; владельца ювелирной мастерской - Маомао, страдающего от безответной любви. Все в этой книге страдают. Ивэнь прячет синяки на теле, Маомао живет с токсичной матерью, а Ивэй не справляется с алкогольной зависимостью. Но все эти страдания меркнут перед ужасом и отчаянием растленной девочки, уверенной, что ей никогда никто не поверит и ежесекундно чувствующей себя грязной, оскверненной и ничтожной.
Кроме темы сексуального насилия роман акцентирует внимание на проблеме стигматизации в обществе психических заболеваний и травли жертв, которая мешает им успешно социализироваться и пройти терапию.
Так или иначе, насилие пропитывает этот текст, становясь мощнейшей и неистовой движущей силой, заставляющей плакать, сострадать и гневаться. Линь Ихань дает ответ на один из самых сложных и болезненных вопросов: все ли травмы можно пережить и интегрировать в жизнеспособный опыт? Нет, увы. Мы не можем предотвратить последствий насилия, не можем все исправить и вернуть растленным девочкам их детство. Но мы можем предупредить само насилие, начав диалог – пусть сложный, порой невыносимый и опасный – но нужный нам всем, на каждом континенте, в каждом городе, в каждом доме.

У всех есть свои причины, и даже у насильников тоже имеются свои, психологические и социальные. Но в мире нет причин быть изнасилованной.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Спасибо, что читаете.
Ирина Суворина
Спасибо, что пишите о таких сложных, серьезных и действительно важных книгах.
Подбор литературы