ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

НАТАЛЬЯ МЕЩАНИНОВА «РАССКАЗЫ» [18+]
21.01.2021

СТРАХ ПО-РУССКИ: 

НАТАЛЬЯ МЕЩАНИНОВА «РАССКАЗЫ» [18+] 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: «Сеанс», 2020

Лора Палмер на обложке – не спойлер, здесь, в этой книге все действительно будет плохо. Известность Наталье Мещаниновой принес сценарий к фильму Б. Хлебникова «Аритмия», но после небольшого сборника рассказов на нее обратило внимание не только кинематографическое, но и литературное сообщество.
Перед нами очень личная история, которая собственно и делает текст более чем художественным, выводя его в совершенно иную плоскость. Представьте, если бы «Маленькую жизнь» написал сам Джуд. Так и делает Мещанинова - пишет о себе, но вместо поэтически шикарного Нью-Йорка мы оказываемся в деревне Краснодарского края.
Главная героиня – сама Мещанинова, девочка, которая живет с матерью и отчимом. Она очень любит мать – так слепо, как могут любить дети. Девочка оберегает мать и пытается ей угодить, заслужить любовь, на которую такой травмированный взрослый человек просто не способен. Мать – глупая запутавшаяся женщина, безуспешно пытающаяся устроить собственную жизнь, не учитывая потребностей и интересов собственной дочери. А отчим тем временем девочку развращает, заставляя чувствовать себя грязной и ущербнойй. Защитить ее некому, поговорить тоже не с кем. 
Сеттинг довольно мрачный: «перестройка», 90-е, провинциальный тлен и уныние. Удивляешь лишь тому, как у людей хватало сил жить, рожать, растить детей, просто вставать с постели по утрам и что-то делать.
Самая важная тема рассказов, несмотря на пережитое в детстве насилие, конечно – отношения с матерью: напряженные, полные разочарований, раздражения и все равно любви. Стандартные отношения, знакомые многим. Не все могут отрефлексировать и понять, что с годами этот неразвязный клубок превращается в травму - болезненную, ноющую, отчаянную - избавиться от которой можно лишь, выговорившись и отпустив.
«Рассказы» Мещаниновой- это не традиционный вербатим, хоть и кажутся им вначале. Они написаны от первого лица и связаны с личной травмой героини, с ее внутренним проживанием ситуации. И здесь невероятно важна объективная попытка автора приблизиться к лирической героине, исследовать саму себя со стороны. Для такого исследования нужна сила, которая у Мещаниновой явно есть, и все это вызывает к ней огромное уважение. Соскальзывая в крик – стихами, прозой, обрывками - она пишет текст болезненно смелый, срывающий с нее не то, что все покровы, но и саму кожу.
Мы привыкли сопереживать вымышленным героям, от которых нам проще отделить себя ради эмоциональной безопасности. Но можно читать по-другому, и Мещанинова этот шанс дает. На мой взгляд, книга для русскоязычного пространства удивительная.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы