ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ПИТЕР НЬЮМАН «ЗЛОСТЬ» [16+]
21.04.2022

РОУД-МУВИ 2.0: 

ПИТЕР НЬЮМАН «ЗЛОСТЬ» [16+] 

ПЕРЕВОД: К. Щукина 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, 2021

Опыт научил ее: если хочешь узнать правду, то лучше искать ее самой, а не задавать вопросы.


Долгожданное продолжение увлекательной и странной истории Питера Ньюмана, ставшей культовой в среде любителей мрачной фантастики. После завершения первого романа - «Странник», автор пошел на действительно смелый эксперимент и сменил протагониста, не меняя антуража и структуры сюжета. Перед нами всё то же постапокалиптическое роуд-муви, но в центре сюжета женский персонаж. Хотел ли Ньюман попасть в тренд или привлечь новую аудиторию? Это не так важно, потому что эксперимент в итоге почти удался.
В первой части Странник обрел дом, коза, хоть и без особого желания, но стала матриархом крупного семейства. А вот меч по-прежнему призывает героя к бою и приключениям. И если Странник не захочет принять этот вызов, его примет Веспер. Да, да – та самая, которая была младенцем в первой части. И именно она в компании странной телохранительницы и опять же козленка отправится в путь.

Он осквернен, потому что мы его подвели. Не понимаешь? Империя подвели своих. Их подводит каждый день. Мы обязаны это изменить.

Смена фокального персонажа в полюбившейся всем истории – шаг очень ответственный. Это попытка замахнуться и на смену жанра, расширить границы описываемого мира. Но Ньюман снова умело избегает всех этих сложностей. Он просто меняет героя. Мир, его особенности и даже движение персонажа из точки А в точку В – все это остается. Это будто бы «Странник», но версии 2.0. Как герой Веспер получилась довольной убедительной и живой. Ньюман прекрасно выписал психологию мечущегося туда-сюда подростка. Правда, все это немного уводит роман от первоначального жанра темного фэнтези в Young Adult, что расстраивает поклонников первой книги, желающих видеть в центре внимания сурового брутального мужика. Но автор взывает к отрыву от стереотипов, и за ним хочется последовать – сменить точку зрения, увидеть все другими галазами.

Из-за того, то повествование попеременно переключается с Веспер на Массасси в другой временной линии, роман можно назвать и историей взросления тоже. Причем, Массасси получилась у Ньюмана не менее яркой и интересной: странноватая, величественная, завораживающая.

– А не рановато ли думать о будущем?
– Почему же рановато? То есть какой смысл во всем этом, если у нас нет того, на что надеяться?


А вот мир Питера Ньюмана по-прежнему эклектичен: козы, демоны, небесные корабли – все тот же сплав суровой постапокалиптики и тёмного фэнтези. Мир яркий, но напрочь сломанный – изуродованный, умирающий, на грани. В «Злости» Ньюман еще больше уходит от привычного для фэнтези однозначного дискурса о добре и зле, смещаясь в сторону сомнений и показывая, как все это условно.

На юге проснулся Разлом. Более тысячи лет он рос, сперва медленно, подобно невидимой опухоли, скрытой под поверхностью земли, подобно микротрещине, источающей чужеродные испарения. Давление под поверхностью нарастало, покуда трещина не превратилась в проем, а проем распространился дальше, стал бездонной утробой, открывшийся на теле мира раной.

К сожалению, несмотря на актуальность повестки и формы самого романа, книга получила от первой части те же самые недостатки. Местами монотонное повествование, в котором Ньюман чересчур увлекается образностью. Второстепенные персонажи иногда по колориту намного ярче главных. А экстравагантный питомец после фееричной козы из первой части выглядит как немного неудачная попытка вторичной эксплуатации собственного удачного приема.

То есть читатель, знакомый с первой частью, опять получил роуд-муви, причем с абсолютно одинаковым маршрутом. Вслед за героями ему предлагается пройти по тем же территориям, что и раньше, встретить тех же персонажей – увидеть, как все изменилось за годы. И с одной стороны, это довольно интересно. Но быстро наскучивает – хочется какого-то самостоятельного сюжета, а его нет. История по-прежнему посвящена пути, а не смыслу путешествия, что делает концепцию этого мира нераскрытой на все сто процентов.
Положение могли бы спасти ретроспективные вставки в сюжете, объясняющие, как описываемый мир дошел до такого плачевного состояния. Но в них, скорее, скрывается элегантный намек на третью часть.
В итоге можно сказать, что перед нами авторский эксперимент. И как многие эксперименты прошел он не так гладко.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы