ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ПИТЕР УОТТС «ЛОЖНАЯ СЛЕПОТА» [18+]
31.07.2021

ЭТО СТРАННОЕ СОЗНАНИЕ: 

ПИТЕР УОТТС «ЛОЖНАЯ СЛЕПОТА» [18+] 

ПЕРЕВОД: Д. Смушкович, Н. Кудрявцев 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, 2018

Стеклянный потолок всегда в тебе.
Стеклянный потолок - это сознание.

Произведений про первый контакт написано очень много, тема встречи с инопланетным разумом в фантастике одна из ключевых. Но их все объединяет то, что в центре истории всегда человек. Какими бы ни были изображенные пришельцы, мы всегда и везде пытаемся найти ответ на вопрос – кто мы? И Питер Уоттс предложил очень оригинальный ответ. Он заставил нас сомневаться в своей природе, расшатал эту башню ложных представлений, в которую человечество прячется. Биолог по профессии, Уоттс очень тщательно исследует тему сознания, личности, свободы воли, искусственного интеллекта, нейробиологии и нашей эволюции в целом. Кроме того, в романе анализируются вопросы работы мозга, восприятия и обработки информации, а также разницы между интеллектом и разумом.
Сюжет разворачивается в 2082 году, когда в атмосфере Земли появляются и сгорают 65 536 зондов. Люди понимают, что они не одиноки и отправляют к источнику зондов за орбитой Плутона корабль «Тесей». Двигатель «Тесея» извлекает из пространства антиматерию, а необходимую для этого энергию ему передает с околосолнечной орбиты сверхмощный лазер, поэтому корабль может двигаться только вдоль лазерного луча. Курс корабля меняется в процессе экспедиции, по классике жанра экипаж выходит из состояния гиперсна раньше времени и оказывается перед непростой дилеммой. «Тесей» находит в облаке Оорта коричневого карлика, вокруг которого полно беспилотных ракет, но среди них есть то, ради чего вся миссия и затевалась: инопланетный космический корабль размером с город. Землянам предстоит вступить в контакт с пришельцем, называющим себя «Роршахом» и вести с ним переговоры, пока они не поймут, что попали в самую обычную «китайскую комнату». Тогда экипаж решится на более отчаянные меры.
И тут надо понимать, что люди, описанные Уоттсом, принципиально отличаются от нас. В мире 2082 года царствует трансгуманизм. Биоинженерия ушла так далеко вперед, что теперь человек может модифицировать свое тело, наделяя его любыми функциями. И это не предмет роскоши, а реальная насущная необходимость, естественный отбор: иди под нож или останься на обочине. Здесь мне сразу хочется вспомнить «Видоизмененный углерод», о котором я писала летом. В романе Ричарда Моргана и в его блестящей экранизации тело человека перестает быть неким святилищем, оно становится просто оболочкой, которую ты можешь менять. У Уоттса тела главных героев также выполняют достаточно утилитарную функцию, у них есть определенное практическое применение. Экипаж «Тесея» совсем не похож на исследователей космоса из мира Стругацких, Кларка или Шекли. Это своеобразные машины, отягощенные разумом. У биолога есть встроенная в тело лаборатория, позволяющая ему определять химический состав веществ или атмосферы, майор Бейтс находится в нейронной связи с боевыми дронами, а лингвист Сьюзен имеет больше шансов на успешный контакт, так как страдает от расщепления личности и совмещает в себе сразу четыре психологических профиля. Мир, что мы видим, максимально практичен и обладает несокрушимой логикой. Человек – не венец творения, человек – это ступень, это промежуточная стадия, дальнейший путь которой каждый определяет сам.
Командует экспедицией Сарасти – «вампир», искусственно возрожденный человеком биологический вид, идеальный хищник, от внимания которого не ускользает ни одна деталь. А главный герой, от лица которого мы читаем эту историю, Сири Китон — «синтет», человек, лишенный способности к эмпатии. Именно благодаря этой особенности Сири занимает должность наблюдателя, задача которого объективно оценить контакт.
Но все физические изменения интересуют Уоттса не так уж сильно. Поле его деятельности – сознание человека и его границы. Он отсекает от нашего понимания собственного «я» все лишнее, пытаясь понять, кто же мы вне наших заблуждений о мире. Автор пишет: «За четыре тысячи лет мы не смогли доказать себе, что реальность существует вовне наблюдателя от первого лица». Именно эту фундаментальную уверенность человека в том, что мир таков, каким он его видит, Уоттс ставит под сомнение.
«Ложная слепота» полна научной терминологии, но при этом не перегружена ей. Здесь много философии, вопросов о природе человека, его назначении, месте во Вселенной. Для себя я выделила ключевые мысли о сознании, которые предлагает Уоттс, ломая представления обычного обывателя.
СОЗНАНИЕ НЕ РОЖДАЕТ ЧУВСТВА
Уоттс доказывает, что все чувства и эмоции, которые мы ощущаем – не принадлежат нам в полной мере, они возникают под внешним воздействием. Они приходят под действием электрохимических импульсов, которые мозг получает от наших органов. Химическую природу имеют и более сложные чувства, такие как любовь, привязанность, счастье. Сири Китон уверенно объясняет любовь цепочкой химических реакций, а всю сложность человеческих отношений Теорией игр, согласно которой каждый лишь преследует свою выгоду. Все позитивные эмоции – просто награда нашему мозгу за корректное поведение. Для контраста нам показаны «вампиры» в лице Сарасти, лишенные всех предрассудков. Они, как вулканцы, обладают чистым рациональным мышлением, поэтому по всем показателям превосходят любого человека. Уоттс уверенно и доходчиво как биолог объясняет, что сочувствие было необходимо нашим предкам для выживания популяции, но так как вампиры охотились на сородичей, от этого качества эволюция их избавила. В итоге автор вообще показывает всю абсурдность идеи о том, что человек контролирует эмоции сознанием, рассказывая об эффектах электромагнитных полей и феномене транскраниальной стимуляции, вызывающей непроизвольные изменения чувств.
СОЗНАНИЕ ДАЕТ НАМ НЕСОВЕРШЕННУЮ КАРТИНУ МИРА
Наши ощущения вообще не в первозданном виде приходят к нам, об этом мы не задумываемся. Нашу картину мира мы принимаем как должную, но какова она на самом деле? Мозг интерпретирует полученные им данные и создает свой образ. Уоттс пишет: «Мозг - это инструмент выживания, а не детектор лжи. Там, где самообман способствует приспособлению, мозг лжет». Например, известно, что человеческий глаз различает лишь три базовых оттенка, а вся остальная гамма выстраивается у нас в сознании. Мы лишь можем предполагать, какого цвета предметы, которые мы наблюдаем.
Такие погрешности есть и в нашей памяти. Довольно часто то, что мы считаем правдой, оказывается сокращенной или додуманной версией событий. Память сохраняет не цельный образ, а мозаику. Логичная картина мира необходима человеку для его познания, но если она – всего лишь иллюзия, о каком познании мы говорим? Эта иллюзия нужна нам лишь для выживания, и Уоттс неоднократно подчеркивает, как она хрупка. Наше восприятие действительности ограничено, и автор отсылает нам к редкому неврологическому феномену – ложной слепоте: состоянию, когда человек реагирует на предмет, но не осознает его. Например, не поймет, что перед ним стоит машина, но если попросить его поехать, сделает это без проблем. Множество вещей мы совершаем интуитивно, вообще не осознавая их смысла.
СОЗНАНИЕ НЕ НУЖНО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Этот факт вообще многих способен повергнуть в шок. Традиционно принято разделять веру и научные знания, которые формируются на основе опыта и располагают рассуждениями, для которых нужно сознание. Уоттс объявляет эти представления ошибочными. Вначале он приводит тезис о том, что вся разница между наукой и религией лежит просто в точности предсказаний. Мало кто из нас задумывается о том, что всегда приходит такой момент, когда приходится принимать определенные правила на веру, даже в науке.
В романе эту позицию иллюстрирует орден «Двухпалатников»: коллективный разум монахов, решивших объединиться в одно целое. Двухпалатники наследуют традиции дхармических религий, достигая просветления путём стирания собственных личностей. Сами по себе монахи, пребывающие в состоянии кататонии, беспомощнее ребенка, но их коллективные достижения просто невероятны. Тут Уоттс проводит аналогию с нейронами мозга, каждый из которых по отдельности не способен ни на что.
Вообще создание на страницах «Ложной слепоты» сверхлюдей стало для автора серьезной и непростой задачей. Известно лишь то, что они видят мир как компьютерную симуляцию, а Бога считают вирусом, своими чудесами взламывающим законы реальности.
Главная мысль здесь: на определённом уровне все знания нам приходится принимать интуитивно. Осознавать и понимать их для использования совершенно необязательно.
СОЗНАНИЕ СОВЕРШЕННО НЕ НУЖНО ДЛЯ РАЗУМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Всегда, говоря о сознании, мы подразумеваем разумные и взвешенные решения. Все трансгуманисты в «Ложной слепоте» стремятся к чему-то возвышенному, великому. Но Уоттс вводит простую и примитивную концепцию — зомби. Так называют группу людей, у которых в результате операции или воздействия военного вируса погибли клетки лобных долей мозга. То есть сознание было потеряно, как во времена популярности лоботомии. В итоге зомби сохраняют автономность, могут выполнять базовые простые задачи, питаться, одеваться. И в этом нет вымысла, потому что многие вещи мы делаем на автомате, не отдавая команды своему телу.
Теоретик искусственного интеллекта Джон Сёрл в свое время пытался разграничить навыки и сознательность при помощи идеи «китайской комнаты», но Уоттс с ним принципиально не согласен. Биолог уверен, что понимание не имеет значения. И этот спор, затянувшийся на годы, сейчас актуален как никогда в связи с развитием нейросетей. Машинное обучение уже сегодня позволяет алгоритмам выдавать результат, неотличимый от сознательной работы людей. Соответственно возникает вопрос: необходимо ли сознание для разума?
Еще в 1980-е Бенджамин Либет провел интересный эксперимент: к голове испытуемого прикрепляли электроды для снятия ЭЭГ, к запястью - датчики для регистрации движения, а перед глазами располагался циферблат. Участник эксперимента выбирал момент, в который он пошевелит рукой, фиксировал его по циферблату и потом действовал. Оказалось, что мозг принимал решение за полсекунды до того, как разум осознавал выбор.
Большинство решений о наших действиях проходят мимо нас. Если бы 90% населения было такими зомби, заметили бы вы разницу? И как скоро?
СОЗНАНЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИНОНИМОМ ВОЛИ
Заключительный тезис Уоттса, разрушающий привычные установки. Он утверждает, что даже при кажущемся ясном сознании человек может оказаться безвольной куклой, для этого его достаточно лишь верно «взломать и перепрошить». И этот пример он иллюстрирует другим неврологическим феноменом – эхопраксией, которая и дала название второй части трилогии. Известно, что в определённые моменты человек может бессознательно повторять движения другого, не отдавая в этом себе никакого отчёта. В романе возникает ситуация, когда герой думает, что действует по своей воле, но его тело становится безвольной куклой, управляемой удалённо.
То есть эхопраксия — это такое же поражение силы воли, как ложная слепота — восприятия. В любом случае Уоттс доказывает, что сознание тут остается просто пассажиром, неспособным что-либо сделать.
Хэппи-энда здесь можно не ждать, Уоттс своих героев не жалеет. И вам не стоит к ним привязываться, они – всего лишь биоматериал, которым человечество жертвует во имя своих целей. Эта книга действительно феноменальна, потому что ставит глобальные вопросы и отвечает на них. Можно не любить стиль Уоттса, в котором много научных подробностей и объяснений, можно не верить в такое мрачное будущее нашего вида, но нельзя упускать те смыслы, что писатель вложил. От нашего «я», как мы его себе представляем, остается удручающе мало. Мы не знаем себя, своего тела, своих возможностей и пределов собственного разума. Даже реальность, которую мы видим, всего лишь игра нашего мозга и его способность приспосабливаться. Тогда как мы можем покорить космос? Как можем быть готовы ко встрече с чужеродным разумом, если не познали до конца свой собственный.
Конечно, Уоттс не дает окончательного и однозначного ответа на вопрос, что такое сознание. Возможно, третья часть – «Всезнание» на него ответит, а пока прочтите две первые, и вы не пожалеете. Даже если не любите фантастику в принципе. 10 баллов из 10.

Хороших вам книг
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы