ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

РИЧАРД РУССО «ЭМПАЙР ФОЛЛЗ» [18+]
31.01.2019

НЕУМОЛИМАЯ СИЛА ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

РИЧАРД РУССО «ЭМПАЙР ФОЛЛЗ» [18+]

В феврале в моем проекте пройдет встреча, посвященная отличию и сходству американского, британского и русского романа. Не хочется раскрывать все карты заранее и выкладывать все свои мысли и идеи прямо сейчас. Но поговорить о Ричарде Руссо я хочу незамедлительно, потому что все еще нахожусь под впечатлением.
Ричард Руссо – незаслуженно незнакомый нашему читателю автор и просто преступно мало переведенный. У нас переведен лишь один его роман 2001 года «Эмпайр Фоллз» (Пулитцеровская премия), причем переведен спустя 17 лет. А при этом Руссо – ярчайший представитель современной американской литературы. Не вдаваясь в излишние подробности, хочу отметить, что американский роман невероятно сильно интегрирован в жизнь каждого жителя страны. И это одно из его отличий. У нас к литературе относятся как к чему-то очень высокому, но намертво оторванному от реальности и порой не имеющему к ней никакого отношения. В Америке же на литературу смотрят как на что-то животрепещущее, важное здесь и сейчас, то есть сегодня. И эта тенденция хорошо прослеживается в Пулитцеровской премии и ее лауреатах. Ориентация американской книги на конкретный территориальный формат и на тот самый моментальный срез времени, минуя бесконечные общечеловеческие универсальные ценности, дает невероятно интересный итог. Таким образом, вся современная литература Америки похожа на тот самый подорожник, который прикладывают к ране. Поэтому и список призеров Пулитцерровской премии дает нам четкое понимание того, где именно сейчас болит у американского общества.
Ричард Руссо получил эту премию в 2002 году. И мы с опозданием в 16 лет смотрим на то, где же болело и что именно болело. История «Эмпайр Фоллз» по духу мне напомнила Филиппа Майера. Главный герой - Майлз Роби двадцать лет готовит бургеры в "Имперском гриле". Майлз – хороший человек, но патологически не способный на какие-либо решительные действия. И его доброту порой не отличить от готовности плыть по течению. Вот только течения в городке Эмпайр Фоллз весьма затейливы.
Здесь очень много действующих лиц, но в действительности среди них нет главного героя. Потому что сам город и является основным действующим лицом. Роман написан ещё до того, как разразился экономический кризис, но беспокойства уже появились. Эмпайр Фоллз – небольшой городок, который находится на грани краха. Он заложен несколько раз, его фабрики и заводы обанкротились, самые богатые семьи потеряли все. Глобализация раздавила и малый бизнес, и большой. На фоне этого упадка Руссо показывает нам, что жизнь идет, несмотря ни на что. Люди живут: любят друг друга, сплетничают, рождаются и умирают, терпят взлеты и падения. И о них автор пишет с большой теплотой и юмором.
Стилистика похожа на Франзена, и если бы тот любил людей, то написал бы о них так, как Ричард Руссо. Но Франзен этого не делает, в чем я и нахожу его особое очарование. Но сейчас не о нем. Что же мне понравилось в героях Руссо? При всех их недостатках, а их автор не скрывает, он не лишает их надежды. Да, это серьезный роман о крахе, в самом серьезном смысле этого слова. О большом падении – одного города, экономики всей страны и вообще великой американской мечты в целом. Но на руинах этого крушения, под обломками иллюзий, есть надежда. И она чувствуется. Жизнь сложилась так, а не иначе. Но она не кончена, и нужно идти вперед. После любого краха, любого падения.
Ричард Руссо любит своих героев и, читая, ты начинаешь чувствовать к ним то же самое. Сочетание ума и подлинной доброты – в природе сочетание нечастое, а здесь мы его наблюдаем вблизи. Поэтому не пропустите эту вещь, она того стоит.
Хороших Вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы