ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

СТИНА ДЖЕКСОН «СЕРЕБРЯНАЯ ДОРОГА» [18+]
14.08.2020

НИКТО НЕ ПРИДЕТ: 

СТИНА ДЖЕКСОН «СЕРЕБРЯНАЯ ДОРОГА» [18+]

ПЕРЕВОД: И. Петрова 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: РИПОЛ классик, 2020

Перед вами шведский детектив: снежный, мрачноватый, депрессивный. В финале ничего не прояснится. И, тем не менее, «Серебряная дорога» оставляет какое-то теплое чувство внутри. Роман был отмечен несколькими литературными премиями — среди них особенно выделяется «Стеклянный ключ 2019», ежегодно вручаемый за лучшее детективно-криминальное произведение среди писателей Скандинавии. В разное время награда присуждалась таким жанровым титанам, как Хеннинг Манкель, Питер Хёг, Ю Несбё и ранее упомянутый Стиг Ларссон.
Серебряной дорогой называют шоссе 95 на севере Швеции, по которому раньше перевозили этот металл от рудников. Оно тянется от границы с Норвегией до небольшого поселения Шеллефтео, где родился уже упомянутый Стиг Ларссон. Здесь же родилась и Стина Джексон, сделавшая свой дебютный роман в туманной палитре родных мест.
Конечно, «Серебряная дорога» отличается спокойствием и задумчивостью от «Девушки с татуировкой дракона», полной насилия и патологичных семейных тайн. Джексон уходит от ярких типажей, показывая нам обычных людей, нагнетая саспенс без использования крови или расчлененки.
Главный герой – бывший учитель Лелле Густафссон, который вопреки всем еще надеется найти пропавшую несколько лет назад дочь Лину. Она исчезла на остановке около Серебряной дороги, где ждала школьный автобус. Полиция больше ничего не смогла сделать, но отец как одержимый каждую ночь исследует трассу и прилегающей к ней лес в надежде найти хоть какую-то зацепку. Эти поиски – единственное, что связывает его с жизнью. Он все потерял – жену, работу. Осталось только это яростное желание найти дочь о понять, что же с ней случилось.

  Лелле сидел перед компьютером с чашкой кофе. Лина улыбалась ему с экранной заставки. Воздух в комнате был тяжелый и затхлый. Пыль танцевала в лучах света, прорывающегося сквозь щели в опущенных жалюзи. На подоконнике склонил голову мертвый цветок. Со всех сторон — грустные напоминания о собственной деградации, о том, как изменилась жизнь.

Параллельно мы видим еще одну сюжетную линию: в деревню Глиммерстреск, где живет Лелле, приезжает семнадцатилетняя Мея с эксцентричной матерью, страдающей психическим расстройством. Мее предстоит знакомство с очередным мужем матери, не внушающим доверия. К тому же, ее ждет любовь с местным парнем, в чью странную семью в стиле Стерлигова ей предстоит попасть.
Сначала линии Лелле и Меи воспринимаются как два несвязанных явления — триллер о надломленном мужчине и подростковая драма о болезненном самоопределении. И пока бывший учитель натыкается на непонимание и попадает под прицел, девушка знакомится с новыми соседями и узнает их тайны.
Переходя от одного персонажа к другому, Стина Джексон чередует явную остросюжетность и тревожную сухую неторопливость. В финале они встретятся, и читатель будет удивлен.
Скандинавские детективы уже давно утвердили некий канон театрализованных ужасов. Авторы постоянно соревнуются: кто придумает самое фееричное кровопролитие. Джексон же в своем романе обращается к тонким сферам, вырисовывая продуманный психологизм.
Здесь топливом для поддержания саспенса служат скелеты в шкафу у других героев и внезапное исчезновение еще одной девушки. Но успешнее всего нагнетает тревогу нестабильный эмоциональный фон всех участников действа: всеобщие подозрения, недомолвки, пограничные состояния.
Для «Серебряной дороги» характерно смещение внутрижанровых акцентов. С самого начала читателю ясно, что шансы Лелле найти свою дочь равны нулю, а он так и будет искать версии, скатываясь все глубже и глубже в депрессию. Так детектив превращается в трагедию – в гимн родительской беспомощности. Героев носит туда-сюда, и никто не придет им на помощь. Обычно такая миссия возложена на архетип гениального сыщика, но Стина Джексон намеренно изымает такую фигуру из сюжета, что становится очень интересным опытом, который приближает героев к жестокой реальности.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы