ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

Т. КРИСТИАН МИЛЛЕР, КЕН АРМСТРОНГ «НЕВЕРОЯТНОЕ» [18+]
18.06.2020

САМА ВИНОВАТА: 

Т. КРИСТИАН МИЛЛЕР, КЕН АРМСТРОНГ «НЕВЕРОЯТНОЕ» [18+] 

ПЕРЕВОД: О. Перфильев 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Бомбора, 2020

Исследования показывают, что чем интимнее преступление, тем сильнее люди сосредоточиваются на поведении жертвы, а конечно же нет преступления более интимного, чем сексуальное насилие.
Однажды утром Мари Адлер позвонила в полицию, чтобы заявить об изнасиловании. Она несколько раз подробно рассказала о происшествии, но, ни следователи, ведущие дело, ни близкие друзья ей не поверили. Тогда Мари решила, что проще будет отозвать заявление – с этого момента ее жизнь превратилась в кошмар.

Перед нами мощная документальная драма об истории одной ошибки, ставшей роковой и разрушившей жизни еще десятка женщин.
Изнасилование – одно из самых табуированных в обществе преступлений. Жертвы стыдятся о нем говорить, его не хотят расследовать. Опыт изнасилования, к тому же, является той самой травмой, которая хуже всего отработана литературой. Как раз из-за его статуса.
Основываясь на следственных материалах и интервью с участниками дела, авторам книги удалось проследить корни скептицизма и вопиющего непонимания, с которым сталкиваются многие жертвы изнасилований, и выявить предубеждения, заставляющие детективов свернуть с верного пути. За освещение этой правдивой истории Миллер и Армстронг получили Пулитцеровскую премию.
Виктимблейминг – та реальность, в которой мы сегодня живем. Обвинение жертвы – увы, не нонсенс. Поэтому эмоции пи прочтении трудно оставить за скобками, особенно понимая главную мысль, что никто не защищён на сто процентов, что, вопреки мнению некоторых, всегда готовых осудить не преступника, а жертву, — ни скромный вид, ни разумное поведение, ни воздержание от алкоголя не является гарантией безопасности. Женщины, о которых рассказано в книге, просто ложились спать у себя дома. В своей постели. А просыпались в аду.
И авторы рассказывают не только о них, но и о женщинах-полицейских, которые смогли найти правду и шли к своей цели.
Надо сказать, что дело было действительно очень трудным, так как преступник оказался умён и осторожен. Он вырос в благополучной и любящей семье. Это вынуждает с сожалением признать, что никто не застрахован не только от нападения. Никто не застрахован также и от того, чтобы его обожаемое дитя выросло чудовищем. Как и почему такое возможно? Как этого избежать? Нет ответа.

 Мне, как матери, говорят: «Вы не можете винить себя за это». Почему не могу? Я его мать. Я его воспитала. В любом случае я оказывала на него влияние если не своими поступками, то бездействием.

К сожалению, описанный случай далеко не единственный. Изнасилование в книге рассматривается как системная проблема с разных точек зрения.
Соавторы приводят много исторических справок о том, как менялось отношение к проблеме, а также и то, что многие взгляды трехсотлетней давности и поныне исповедуют многие мужчины-полицейские и судьи. Именно поэтому многие пострадавшие даже не обращаются в полицию, настолько не верят в систему правосудия и ожидают только негатива в свой адрес. При этом в книге есть много вдохновляющих моментов.
Например, читатели узнают, как много сделали для изменения отношения к жертвам другие женщины.
До конца 70-х в США не было единой схемы взятия образцов и улик после изнасилования. Каждый действовал как ему вздумается, и многие улики терялись или загрязнялись образцы. И тогда Марта Годдард – правозащитница и специалистка по микроанализу в полиции, создала собственную систему, которой пользуются до сих пор. Гаддард помогла институализировать по всей стране придуманный ей набор для сбора улик. И это не единственная ее заслуга. Именно Годдард одной из первых начала борьбу за то, как отображается тема насилия над женщинами в печати и СМИ, защищая их право на неприкосновенность и тайну личности.
А другая женщина - Джоуэнн Аршамбо достучалась до некоммерческой международной организации «Покончим с насилием над женщинами» и инициировала проведение тренингов среди полицейских, а также создала подробный онлайн-курс по расследованию изнасилований. Аршамбо - сержант полиции в отставке, которая десять лет руководила группой по расследованию сексуальных преступлений в полицейском департаменте Сан-Диего.
В случае с Мари Адлер основной проблемой стало то, что ей попросту не поверили. Полицейский, который вел ее дело не был специалистом по расследованию изнасилований и никогда не проходил курсов на эту тему, поэтому он не знал, как нужно общаться с пострадавшей, не знал, насколько разными могут быть эмоциональные реакции на травму.

 Воспоминания людей, переживших травматические события, часто бывают отрывочными. Многие не могли вспомнить произошедшее в хронологическом порядке.

В 2013 году помощник прокурора в Детройте обнаружил склад из 11 341 непроверенных набора для расследования изнасилований. Все эти коробки были покрыты пылью и лежали там годами.
В 2015 году предпринятое газетой «USA Today» расследование выявило 70 тысяч непроверенных наборов по всей стране; высказывалось предположение, что это лишь часть общего количества. По сделанным в том же году оценкам Белого дома, всего необработанных наборов может насчитываться 400 тысяч. Это те самые коробки Годдард. И это те преступления, которые остались нераскрытыми из-за халатности полиции.
Книга, как мне кажется, обязательная к прочтению, даже если вы бесконечно далеки от чтения детективов, не особо интересуетесь работой полиции или теорией расследования. Кстати, в этом году историю экранизировали.


Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы