ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ВЕРА БОГДАНОВА «СЕЗОН ОТРАВЛЕННЫХ ПЛОДОВ» [18+]
10.07.2022

МАСКУЛИННОСТЬ ПО-РУССКИ:

ВЕРА БОГДАНОВА «СЕЗОН ОТРАВЛЕННЫХ ПЛОДОВ» [18+] 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022

Женихи должны быть, но и карьеру девушке тоже бы надо, иначе вдруг жених — козел, оставит ее одну с ребенком, надо уметь всех прокормить самой. Но мужа, конечно, надо при себе держать, а как держать, да все ж понятно: сексом хорошим, пирогами, дома чтоб чисто было, улыбчивой надо быть, с хорошим настроением, потому что твое плохое настроение, Женя, никому не нужно, поняла? И Женя должна работать, потому что мир вокруг слишком ненадежен и положиться можно только на себя. Она должна стать матерью, женой, хорошей дочерью, любовницей. Но у Жени нет времени и сил даже на то, чтобы найти друзей.

В своем втором романе Вера Богданова по-прежнему препарирует социальную проблематику - терроризм, домашнее насилие, инцест - проблематику для российской реальности невероятно сложную и актуальную, но парадоксальным образом находящуюся как будто в тени.
Богданова берет сюжет вполне расхожий в массовой литературе – любовный роман, и делает из него литературу иного уровня. Ее тексты рассчитаны на широкую аудиторию – динамика сюжета способна удержать самого непритязательного читателя. Но вот сможет ли он за этой динамикой разглядеть нечто большее – вопрос иной.
В «Сезоне отравленных плодов» три фокальных персонажа, периодически сменяющих друг друга: Женя, Илья и Даша. Женя – девушка, которой с детства, пришедшегося на 90-е, родители внушали, что ничего особенного в ней нет, и ничего хорошего в жизни ее не будет. Так и получилось: ребенок, не знающий о собственной ценности, неизбежно вырастает во взрослого с проблемами с самооценкой. Даша и Илья – кузены Жени. И вот Женя с Ильей влюбляются друг в друга, скрывая свои чувства и небезосновательно полагая, что их сочтут запретными и неприемлемыми. Дашу тоже влечет к Жене, и свои запретные чувства она пытается сублимировать в совершенно непродуктивные и болезненные отношения с мужчинами.
Надо отметить, что большинство действующих лиц в романе Богдановой — женщины. Мужчины тут либо пассивны и жалки, либо неуправляемы и опьянены собственной агрессией. А вот женщины, как это в России принято – тащат все на себе: дом, неустроенный быт, детей. Они решают проблемы, они наводят порядок, они вообще все знают и всему могут научить.

«Раз лупил, значит, за дело»
«не провоцируй, просто не обращай внимания»
«когда надо — молчи»

Эдакие народные истины, абсолютно людоедские по своей сути, но удивительно логичные в массовом сознании. Иногда кажется – совсем карикатура, нельзя же так думать в 21 веке. А потом оглянешься вокруг, прислушаешься и понимаешь – увы и ах, ничего не меняется. Каждый день тысячи девочек слышат эти ядовитые наставления, и тысячи женщин, наученных собственным горьким опытом, продолжают вбрасывать их в общественное пространство.
Несмотря на обилие колоритных женских персонажей и довольно скудный набор мужских, роман по-своему очень точно описывает специфическую российскую маскулинность. Ту, в которой мужчина всегда должен, а женщина врет сама, не верит в правду и вообще живет иллюзией, пребывая в постоянном положении жертвы. Такая реальность, с которой очень сложно мириться и на которую больно смотреть. Женщины в ней не помогают друг другу, не чувствуют родства, да и вообще тут каждый сам по себе.
Две магистральные темы романа – домашнее насилие и терроризм, отражают одно и то же зло: одно, оставшееся на микроуровне, внутри семьи, а другое – вышедшее за пределы дома и ставшее коллективной исторической реальностью для целой страны. В тексте упоминаются
И взрыв в вестибюле «Пушкинской» в 2000-м, и «Норд-Ост», и взрывы самолетов в 2004, и Беслан, и путч, и теракты в Волгограде.
Такая точность выстраивает одну простую, но жуткую истину – человек нигде не может чувствовать себя в безопасности. Если одному достанется домашнее насилие, то другой угодит в паутину насилия социального. Счастья здесь никто не получит.
И чтобы объяснить, почему оно невозможно, персонажи прибегают к магическому мышлению: одной все время выпадает аркан «Смерть» в таро, другая приписывает себе ответственность за теракты из-за ее греховной связи.

Из-за нас опять погибли люди, хотя никто из-за них не погибал, конечно. Илья сперва не понимал, о чем она. Струны, структура, все взаимосвязано — он думал, она издевается, и лишь потом понял, что она серьезно. Сообразил, в чем было дело.

В романе все тоже происходит так: одной героине приходится расплатиться совершенным преступлением за прошлые грехи, а другую будто хранит любовь, до поры до времени. Руководствуясь той же логикой, можно объяснить и происходящее в романе: одна из героинь совершенным преступлением расплачивается за прошлые предательства, а другие остаются в целости и сохранности, потому что осенены любовью, которая их и хранит.
Это толкование представляет роман как довольно схематичный, в котором очень много совпадений. Если кто-то в нем собирается в отпуск в 2004 году, то обязательно в даты взрывов самолетов. Если подруга выходит замуж, то за парня из Украины, и на свадьбу они собираются в Славянск. Если герои переезжают из Москвы, то, конечно же, в Волгоград, чтобы сев в тот самый троллейбус, погибнуть в теракте.
Инцестуальный характер отношений главных героев уходит как бы на второй план. Они, осужденные обществом и собственной семьей на изоляцию и бездетность, пытаются укрыться хотя бы где-то, чтобы выстроить там небольшой собственный мирок, в котором счастье все же возможно: без насилия, без поучения, без тычков и вездесущего русского «а что люди скажут». Эти самые люди ничего не скажут, а даже если и скажут, кому какое дело, если они сами живут в таком же ужасе – не способные к близости, запуганные стереотипами, строящие отношения не с живым человеком, а выдуманной проекцией. И так во всем и постоянно.
Главная мысль романа, выводящего нас в остро социальную проблематику, конечно же, в том, что нам всем пора перестать наконец-то заглядывать в чужую спальню и осуждать. Эти проблемы давно ушли из мировой повестки. Сфера человеческой сексуальности уже отрефлексирована, пора заняться чем-то серьезным, чем-то, что действительно мешает нам жить. Например, насилием в семьях, которое может быть разнообразным и приводить к разным последствиям: от насильственного кормления ребенка и обесценивания его чувств и желаний до ежедневных побоев и унижений. И чем сильнее общество будет закрываться от мира, чем сильнее фокусироваться на собственной национальной идентичности, тем острее будут эти проблемы и тем беззащитнее будут дети и женщины в такой среде.


Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы