ул. Пушкинская, 175А

Инженеры Белелюбские на Дону

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
960
27 июля 2021
Имя Николая Аполлоновича Белелюбского для Ростова-на-Дону не чужое. Уроженец Харькова, этот замечательный инженер-мостостроитель, действительный член Императорской Академии Художеств, с золотой медалью окончил таганрогскую гимназию. После учёбы в Петербургском институте инженеров путей сообщения остался в нём работать репетитором на кафедре строительной механики, а через несколько лет, будучи уже экстраординарным профессором на той же кафедре, основал лабораторию, которая занималась механическим исследованием строительных материалов.
Помимо лекций по строительной механике в своём институте он преподавал строительное искусство в Горном Институте, в Институте гражданских инженеров, в Высшем художественном училище при Академии художеств и на Высших женских политехнических курсах.
По проектам Белелюбского построено много мостов (в большинстве из них впервые в мире применялась конструкция свободных поперечных балок); один из них – Большеохтинский в Петербурге – радует глаз как высокое произведение искусства.
Был и ростовской проект, завершённый  в 1917 году, – «американский», как прозвали его просвещённые ростовчане: такого типа трёхпролётные арочные мосты с подъёмной средней фермой стали появляться в Штатах с конца XIX века. В России произведение Белелюбского стало новшеством.
Осенью 1941-го от моста остались лишь опоры: отступающая Красная Армия взорвала его. Но особо  жалеть об этом не стоит: возведённый в 1952 году новый мост через Дон повторяет облик прежнего.
История ростовских мостов довольно известна, и не ради неё я затевал этот рассказ. Необычная встреча со стариной, имеющей отношение к фамилии знаменитого мостостроителя, произошла у меня в хуторе Большой Лог, что близ города Аксая
В V-й книге многотомного труда французского географа и историка, члена Парижского географического общества Элизе Реклю «Земля и люди. Всеобщая география» (Петербург, 1883) есть интересный фрагмент об основании Новочеркасска. «Станицей Александровской» и «оврагом Большой Лог» он называет два хутора, что находятся по соседству: соответственно Александровка и Большой Лог при речке Аксай.
Итак, о Новочеркасске:
«…местоположение его представляло одно важное неудобство, именно отсутствие поблизости годной для питья воды: на юге Аксай катит болотистую воду; на севере течёт солоноватая река, как о том свидетельствует само имя её Тузлов, происходящее от татарского корня, означающего рассол; на северо-востоке овраг, служащий руслом речки Кадамовки, почти всегда бывает сухой. По этой причине городские казаки собирались было предпринять второе переселение, чтобы выбрать где-нибудь более удобное место жительства, но император Николай Павлович повелел в 1837 году оставить город на прежнем месте, на Новочеркасском крутояре; вследствие этого были выкопаны цистерны, пробовали рыть артезианский колодезь, затем построили водопровод длиною около 27 вёрст; вода берётся на юго-западе, близ станицы Александровской и в овраге Большой Лог, и поднимается посредством паровых машин; таким способом ежедневно доставляется в Новочеркасск от 42,000 до 53,000 кубич. футов воды. Благодаря этому обилию чистой воды, благодаря каменному углю, привозимому по железной дороге из Грушевки или станицы Грушевской, столица Войска Донского быстро разрослась, и многочисленные здания придали ей вид настоящего города».
Со старой автодороги из Ростова в Новочеркасск, которая пересекает хутор Большой Лог, бросается в глаза старинный каменный домик официального облика, прикрытый серебристыми тополями. Это главная достопримечательность хутора, свидетель далёкой старины. Такой кирпич, такую кладку не спутаешь с современными строениями. И действительно – на доме таблица, извещающая, что он «построен в 1865 году строителем водопровода инженером Аполлоном Васильевичем Белелюбским».
Отец Николая Аполлоновича Белелюбского в 1844 году участвовал в изысканиях с целью строительства шоссе от Харькова до Новочеркасска (тогда ему было двадцать шесть лет). В 1855-м, во время Крымской войны, Аполлон Васильевич отвечал за строительство оборонительных сооружений вокруг Ростова. В 1855 – 1868 годах в чине штабс-капитана по поручению войскового атамана Михаила Григорьевича Хомутова он занимался устройством новочеркасского водопровода, одновременно устраивая в Нахичевани бассейн для снабжения города питьевой водой. А в 1860 – 1864 годах проводил изыскания для организации водоснабжения Ростова-на-Дону.
В 1875 году инспектор Курско-Киевской железной дороги Аполлон Васильевич Белелюбский стал действительным статским советником. Правительство высоко ценило его: удостоило орденами св. Станислава 2 степени с императорской короной, св. Владимира 4 степени, св. Анны 2 степени, Монаршей благодарностью, знаком отличия беспорочной службы за пятнадцать лет, медалью «В память войны 1853 – 1856». Умер Аполлон Васильевич 19 марта 1878 года.
Мне не удалось найти фотографии Аполлона Белелюбского. Зато – вот такой уникальный памятник ему остался в хуторе Большой Лог, – и не просто памятник, а «объект охраны»: водопровод продолжает действовать, – по крайней мере, на хуторян воды вполне хватает.


.

Фото

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы