
Автор статьи:
Лариса Поповян
20 апреля 2022
24 апреля — день памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции (1915) — первого в истории человечества широкомасштабного международного преступления, совершенного с целью убийства целого народа по политическим мотивам.
С самого первого дня в 1914 году, когда стало известно о массовой гибели армян в Османской империи, в Нахичевани-на-Дону начался сбор средств. Благодаря усилиям Г. Х. Чалхушьяна был образован Комитет кружечного сбора в пользу армян-беженцев, позже переименованный в Армянский комитет [1]. Располагался он в доме Санина, на 2-й Соборной улице города Нахичевани-на-Дону. В состав комитета вошли: от Нахичевани — викарный архимандрит Георг, Н. Г. Бахчисарайчев, М. Е. Попова, Г. Чубаров, от Ростова — Ф. С. Генч-Оглуев и Л. А. Парамонова. Председателем комитета был авторитетнейший нахичеванский адвокат Г. Х. Чалхушьян, почётным председателем — ростово-нахичеванский градоначальник генерал-майор Е. К. Климович.
Комитет оказывал материальную помощь беженцам из Турции, раздавал тёплую одежду и обувь, предоставлял временное жильё, по возможности старался трудоустроить беженцев. Средства комитета формировались из добровольных пожертвований, как частных лиц, так и организаций.
31 декабря 1914 года по всему Ростову и Нахичевани проходил кружечный сбор в пользу армян-беженцев.
Братья Пётр и Николай Парамоновы, ростовские купцы казачьего происхождения, хлеботорговцы, владельцы шахт и пароходства, известные ростовские меценаты, дали три тысячи рублей, тысячу — фабрикант, известный как табачный король и как благотворитель В. Асмолов, пятьсот рублей поступили от ростовского купца И. А. Супрунова. Всего 31 декабря 1914 года было собрано пятнадцать тысяч рублей [2].
Говоря о деятельности Армянского комитета, нельзя переоценить роль председателя этого Комитета — Григория Христофоровича Чалхушьяна (1861–1939). Родился он в Нахичевани, в обедневшей дворянской семье, юрист по образованию, автор работ по краеведению, в частности, по истории Ростова-на-Дону [11] и Нахичевани-на-Дону. Григорий Христофорович, как только узнал о страшных событиях в Турции, с первого дня начал писать статьи в газетах на эту тему.
Итогом всей его работы по сбору документальных свидетельств о кровавых событиях в Турции, стала изданная в 1919 году в Ростове-на-Дону «Красная книга» [3] (хранится в Центре по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки). «Цветные книги» — общее наименование некоторых публикаций политических документов, издаваемых в разных странах в виде тематических сборников. Как правило, такое название имеют сборники официальных документов.
Григорий Чалхушьян так пишет в предисловии к своей «красной» книге:
«Я назвал её красной, не по обложке, нет, красной от потоков нашей красной, липкой крови, которая густо окрасит каждую страницу, каждую строку, каждое слово и по капле будет сочиться до тех пор, пока преступники не будут наказаны…».
В книге Григорий Чалхушьян показал, что уничтожение армян-христиан было возведено в Турции в ранг государственной политики. В большой степени это явилось следствием подписания Берлинского трактата (1878), завершившего русско-турецкую войну (1877–1878). В 1894 году происходит Сасунская резня — 10 тыс. человек. В 1895 году последовала новая неслыханная в истории человечества резня армян, охватившая регионы Эрзерум, Сивас, Харпут, Диарбекир, Бетлис и Ван, во время которой погибли 300 тыс. человек. Аданская резня унесла 30 тыс. армян (1909). И все эти годы Европа молчала. Тогда и началось бегство армянского населения из Турции в Россию и другие страны.
Днём начала тотального геноцида армянского населения принято считать день 24 апреля 1915 г., когда турецкие правители Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша решили воспользоваться начавшейся Первой мировой войной для полного уничтожения армян как симпатизировавших России. Массовые убийства начались с Константинополя и последовали кровавой волной по всей армянской территории Турции. Основная карательная функция была возложена на турецкую регулярную армию, которая применяла все виды оружия против безоружных людей, не различая между мужчинами, женщинами и детьми.
Вот несколько цитат из «Красной книги»:
«Оттоманское правительство выработало особый план. <…> Сначала расправлялись с интеллигентными армянами и выдающимися людьми, как было впоследствии и в Баку. Вывешивают приказ о высылке. Отсрочки не дают. Движение караванов строго распределено по часам. Курды и разбойники предупреждены. По дороге начинаются нападения на караваны. Стариков убивают или бросают в жертву голоду и лихорадкам, молодых женщин и девушек продают в гаремы. Детей отдают в мусульманские сиротские дома. После резни делается «перепись». Жадной черни бросают дрянь, всё, что имеет цену, откладывается и продаётся. Из вырученных денег сперва удовлетворяются долги мусульманам. Остатки берёт государство. <…> В приморских городах армяне сажаются на лодки и отсылаются будто бы в другие гавани и по дороге выбрасываются в море. <…> Когда журналисты спрашивают полицейских, как они могли резать малюток и женщин, те отвечают: приказано».
«Утончённым способом истязания было лишение воды в знойных степях по дороге в Месопотамию. Женщины из вагонов протягивают бессильно своих заморышей-детей и молят — воды, «воды, только каплю воды». На станциях воды везде много, но никому не разрешается напоить их. Поезд трогается и душу раздирающие мольбы о воде оглашают воздух. Каждый день повторяется одна и та же сцена. По дороге из Алеппо в Багдад врач-корреспондент видит тысячи холмов. Это могилы «гуяров», говорит сторож» [5].
Рассматривая эти трагические в жизни армянского народа страницы истории, раскрывая их, в том числе для русского читателя, Чалхушьян неизменно оставался на позиции интернационалиста.
Так, в 1905 году, когда черносотенцы в Ростове организовали еврейские погромы при явном попустительстве властей и полиции, именно Григорий Христофорович поднял свой голос в защиту еврейского населения и организовал отряды по защите евреев, собирал для евреев средства помощи.
Долгие годы в России мало кто знал об этих страшных событиях в истории армянского народа. Часть советской интеллигенции узнала о геноциде армян из «Уроков Армении» [6] Андрея Битова, впервые опубликованной в журнале «Дружба народов» за 1969 год. Одна из глав повествования состоит, в основном, из цитат книги «Геноцид армян в Османской империи: сборник документов и материалов» (Ереван, 1966) [7].
Битов цитируя предисловие к книге «Геноцид армян в Османской империи», где названы цифры потерь, комментирует:
«Каково общее число погибших армян? Подробное изучение вопроса не оставляет сомнений в том, что в годы господства султана Абдул-Гамида погибло около трёхсот тысяч, в период правления младотурок — полтора миллиона человек. Примерно 800 тысяч беженцев нашли убежище на Кавказе, Арабском Востоке и в других странах. Показательно, что если в 1870-х годах в Западной Армении и вообще по всей Турецкой империи проживало более трёх миллионов армян, то в 1918 году — всего 200 тысяч»…
А мой друг говорит не «резня», а «резня». И я никак не могу отделаться от этого ударения на первом слоге. Будто «резня» — это так, режут друг друга… а «резня» — это когда тебя режут. И вкус собственной плоти во рту…» [8].
15 апреля 2015 года Европарламент объявил 24 апреля европейским Днём памяти жертв геноцида армян в Османской империи.
24 апреля 2015 года в Ростове-на-Дону рядом с церковью Сурб Арутюн на площади Толстого был открыт единственный в России памятник жертвам геноцида армян [9]. Автор памятника — скульптор Мкртыч Мазманян, член Союза художников Армении.
Спустя три года в Ростове-на-Дону, на здании бывшей Нахичеванской управы (ныне — ул. Ереванская 1/7), была открыта мемориальная доска [10], посвящённая деятельности Нахичеванского Армянского комитета помощи беженцам, действовавшего в 1914-1916 годах. Автор мемориальной доски — ростовский скульптор и художник Нерсес Киракосян.
Библиография
1. Сидоров, В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону : в 6 т. / Владимир Сидоров; [Гл. ред. Б. И. Киселев]. Ростов н/Д : Гефест, 1994-1999. (Донская вивлиофика : ДВ). Т. 1. Ростов н/Д, 1994. С. 67-73.
2. Сидоров, В. С. Указ. соч. С. 69.
3. Чалхушьян, Г. Х. Красная книга. Ростов-на-Дону : Типография «Ашхатанк», 1919. 197, [3] с. : ил.
4. Оганесян, А. Григорий Христофорович Чалхушьян и его «Историческая записка о городе Ростове-на-Дону» // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 74–78.
5. Чалхушьян, Г. Х. Указ. соч. С. 64–69.
6. Битов, А. Уроки Армении // Дружба народов. 1969. № 9. С. 161–227.
7. Геноцид армян в Османской империи : сборник документов и материалов. Ереван : Изд-во Акад. наук Армянской ССР, 1966. [в фонде Донской государственной публичной библиотеки есть только второе издание этой книги: Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов / сост. М. Г. Нерсисян, Р. Г. Саакаян; Под ред. М. Г. Нерсисяна. 2-е изд., доп. Ереван : Айастан, 1982. 685 с.]
8. Битов, А. Указ. соч. С. 226 227.
9. Багдыков, Г. Мемориал в самом центре Нахичевани призывает извлечь урок из прошлого // Вечерний Ростов. 2015. 29 апр. С. 2.
10. Багдыков, Г. Как нахичеванцы, ростовцы и казаки делом помогли беженцам-армянам // Вечерний Ростов. 2018. 11 мая. С. 10.
11. Чалхушьян, Г. Х. История города Ростова-на-Дону // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка.
По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.
С самого первого дня в 1914 году, когда стало известно о массовой гибели армян в Османской империи, в Нахичевани-на-Дону начался сбор средств. Благодаря усилиям Г. Х. Чалхушьяна был образован Комитет кружечного сбора в пользу армян-беженцев, позже переименованный в Армянский комитет [1]. Располагался он в доме Санина, на 2-й Соборной улице города Нахичевани-на-Дону. В состав комитета вошли: от Нахичевани — викарный архимандрит Георг, Н. Г. Бахчисарайчев, М. Е. Попова, Г. Чубаров, от Ростова — Ф. С. Генч-Оглуев и Л. А. Парамонова. Председателем комитета был авторитетнейший нахичеванский адвокат Г. Х. Чалхушьян, почётным председателем — ростово-нахичеванский градоначальник генерал-майор Е. К. Климович.
Комитет оказывал материальную помощь беженцам из Турции, раздавал тёплую одежду и обувь, предоставлял временное жильё, по возможности старался трудоустроить беженцев. Средства комитета формировались из добровольных пожертвований, как частных лиц, так и организаций.
31 декабря 1914 года по всему Ростову и Нахичевани проходил кружечный сбор в пользу армян-беженцев.
Братья Пётр и Николай Парамоновы, ростовские купцы казачьего происхождения, хлеботорговцы, владельцы шахт и пароходства, известные ростовские меценаты, дали три тысячи рублей, тысячу — фабрикант, известный как табачный король и как благотворитель В. Асмолов, пятьсот рублей поступили от ростовского купца И. А. Супрунова. Всего 31 декабря 1914 года было собрано пятнадцать тысяч рублей [2].
Говоря о деятельности Армянского комитета, нельзя переоценить роль председателя этого Комитета — Григория Христофоровича Чалхушьяна (1861–1939). Родился он в Нахичевани, в обедневшей дворянской семье, юрист по образованию, автор работ по краеведению, в частности, по истории Ростова-на-Дону [11] и Нахичевани-на-Дону. Григорий Христофорович, как только узнал о страшных событиях в Турции, с первого дня начал писать статьи в газетах на эту тему.
Итогом всей его работы по сбору документальных свидетельств о кровавых событиях в Турции, стала изданная в 1919 году в Ростове-на-Дону «Красная книга» [3] (хранится в Центре по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки). «Цветные книги» — общее наименование некоторых публикаций политических документов, издаваемых в разных странах в виде тематических сборников. Как правило, такое название имеют сборники официальных документов.
Григорий Чалхушьян так пишет в предисловии к своей «красной» книге:
«Я назвал её красной, не по обложке, нет, красной от потоков нашей красной, липкой крови, которая густо окрасит каждую страницу, каждую строку, каждое слово и по капле будет сочиться до тех пор, пока преступники не будут наказаны…».
В книге Григорий Чалхушьян показал, что уничтожение армян-христиан было возведено в Турции в ранг государственной политики. В большой степени это явилось следствием подписания Берлинского трактата (1878), завершившего русско-турецкую войну (1877–1878). В 1894 году происходит Сасунская резня — 10 тыс. человек. В 1895 году последовала новая неслыханная в истории человечества резня армян, охватившая регионы Эрзерум, Сивас, Харпут, Диарбекир, Бетлис и Ван, во время которой погибли 300 тыс. человек. Аданская резня унесла 30 тыс. армян (1909). И все эти годы Европа молчала. Тогда и началось бегство армянского населения из Турции в Россию и другие страны.
Днём начала тотального геноцида армянского населения принято считать день 24 апреля 1915 г., когда турецкие правители Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша решили воспользоваться начавшейся Первой мировой войной для полного уничтожения армян как симпатизировавших России. Массовые убийства начались с Константинополя и последовали кровавой волной по всей армянской территории Турции. Основная карательная функция была возложена на турецкую регулярную армию, которая применяла все виды оружия против безоружных людей, не различая между мужчинами, женщинами и детьми.
Вот несколько цитат из «Красной книги»:
«Оттоманское правительство выработало особый план. <…> Сначала расправлялись с интеллигентными армянами и выдающимися людьми, как было впоследствии и в Баку. Вывешивают приказ о высылке. Отсрочки не дают. Движение караванов строго распределено по часам. Курды и разбойники предупреждены. По дороге начинаются нападения на караваны. Стариков убивают или бросают в жертву голоду и лихорадкам, молодых женщин и девушек продают в гаремы. Детей отдают в мусульманские сиротские дома. После резни делается «перепись». Жадной черни бросают дрянь, всё, что имеет цену, откладывается и продаётся. Из вырученных денег сперва удовлетворяются долги мусульманам. Остатки берёт государство. <…> В приморских городах армяне сажаются на лодки и отсылаются будто бы в другие гавани и по дороге выбрасываются в море. <…> Когда журналисты спрашивают полицейских, как они могли резать малюток и женщин, те отвечают: приказано».
«Утончённым способом истязания было лишение воды в знойных степях по дороге в Месопотамию. Женщины из вагонов протягивают бессильно своих заморышей-детей и молят — воды, «воды, только каплю воды». На станциях воды везде много, но никому не разрешается напоить их. Поезд трогается и душу раздирающие мольбы о воде оглашают воздух. Каждый день повторяется одна и та же сцена. По дороге из Алеппо в Багдад врач-корреспондент видит тысячи холмов. Это могилы «гуяров», говорит сторож» [5].
Рассматривая эти трагические в жизни армянского народа страницы истории, раскрывая их, в том числе для русского читателя, Чалхушьян неизменно оставался на позиции интернационалиста.
Так, в 1905 году, когда черносотенцы в Ростове организовали еврейские погромы при явном попустительстве властей и полиции, именно Григорий Христофорович поднял свой голос в защиту еврейского населения и организовал отряды по защите евреев, собирал для евреев средства помощи.
Долгие годы в России мало кто знал об этих страшных событиях в истории армянского народа. Часть советской интеллигенции узнала о геноциде армян из «Уроков Армении» [6] Андрея Битова, впервые опубликованной в журнале «Дружба народов» за 1969 год. Одна из глав повествования состоит, в основном, из цитат книги «Геноцид армян в Османской империи: сборник документов и материалов» (Ереван, 1966) [7].
Битов цитируя предисловие к книге «Геноцид армян в Османской империи», где названы цифры потерь, комментирует:
«Каково общее число погибших армян? Подробное изучение вопроса не оставляет сомнений в том, что в годы господства султана Абдул-Гамида погибло около трёхсот тысяч, в период правления младотурок — полтора миллиона человек. Примерно 800 тысяч беженцев нашли убежище на Кавказе, Арабском Востоке и в других странах. Показательно, что если в 1870-х годах в Западной Армении и вообще по всей Турецкой империи проживало более трёх миллионов армян, то в 1918 году — всего 200 тысяч»…
А мой друг говорит не «резня», а «резня». И я никак не могу отделаться от этого ударения на первом слоге. Будто «резня» — это так, режут друг друга… а «резня» — это когда тебя режут. И вкус собственной плоти во рту…» [8].
15 апреля 2015 года Европарламент объявил 24 апреля европейским Днём памяти жертв геноцида армян в Османской империи.
24 апреля 2015 года в Ростове-на-Дону рядом с церковью Сурб Арутюн на площади Толстого был открыт единственный в России памятник жертвам геноцида армян [9]. Автор памятника — скульптор Мкртыч Мазманян, член Союза художников Армении.
Спустя три года в Ростове-на-Дону, на здании бывшей Нахичеванской управы (ныне — ул. Ереванская 1/7), была открыта мемориальная доска [10], посвящённая деятельности Нахичеванского Армянского комитета помощи беженцам, действовавшего в 1914-1916 годах. Автор мемориальной доски — ростовский скульптор и художник Нерсес Киракосян.
Библиография
1. Сидоров, В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону : в 6 т. / Владимир Сидоров; [Гл. ред. Б. И. Киселев]. Ростов н/Д : Гефест, 1994-1999. (Донская вивлиофика : ДВ). Т. 1. Ростов н/Д, 1994. С. 67-73.
2. Сидоров, В. С. Указ. соч. С. 69.
3. Чалхушьян, Г. Х. Красная книга. Ростов-на-Дону : Типография «Ашхатанк», 1919. 197, [3] с. : ил.
4. Оганесян, А. Григорий Христофорович Чалхушьян и его «Историческая записка о городе Ростове-на-Дону» // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 74–78.
5. Чалхушьян, Г. Х. Указ. соч. С. 64–69.
6. Битов, А. Уроки Армении // Дружба народов. 1969. № 9. С. 161–227.
7. Геноцид армян в Османской империи : сборник документов и материалов. Ереван : Изд-во Акад. наук Армянской ССР, 1966. [в фонде Донской государственной публичной библиотеки есть только второе издание этой книги: Геноцид армян в Османской империи: Сборник документов и материалов / сост. М. Г. Нерсисян, Р. Г. Саакаян; Под ред. М. Г. Нерсисяна. 2-е изд., доп. Ереван : Айастан, 1982. 685 с.]
8. Битов, А. Указ. соч. С. 226 227.
9. Багдыков, Г. Мемориал в самом центре Нахичевани призывает извлечь урок из прошлого // Вечерний Ростов. 2015. 29 апр. С. 2.
10. Багдыков, Г. Как нахичеванцы, ростовцы и казаки делом помогли беженцам-армянам // Вечерний Ростов. 2018. 11 мая. С. 10.
11. Чалхушьян, Г. Х. История города Ростова-на-Дону // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка.
По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.
Фото
Поделиться:
Комментарии
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Раздел не найден.
Смотрите также