ул. Пушкинская, 175А

Григорий Гнесин: возвращение на родину

Автор статьи:
Лариса Поповян
851
30 марта 2022
Книга Anatole France «Le livre de Mon Ami» [1], поступила в фонд Ростовской областной библиотеки им. К. Маркса в сентябре 1946 года из Государственного книжного фонда взамен утраченных во время Великой Отечественной войны книг и периодических изданий. Внимание краеведа привлек не роман Анатоля Франса, а экслибрис на титульном листе и владельческая запись: «Григорий Гнесин».

Всем, кто мало-мальски знаком с отечественной музыкальной культурой, безусловно, известны имена музыкантов и педагогов Гнесиных. Дети ростовского казённого раввина, гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Беллы Исаевны Флетзингер составляют гордость нашей культуры и просветительства. Вся семья была музыкально одарённой — три старших сестры: Евгения (1870–1940), Елена (1874–1967) и Мария (1876–1918) — основали в 1895 году в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных. Их братья — Михаил (1883–1957), известный композитор и музыкальный деятель, и Григорий (1884–1938), певец, драматический актёр, писатель, поэт и переводчик, библиофил и просветитель.

Долгое время имя Григория Фабиановича Гнесина было несправедливо забыто, а между тем это был человек, наделённый незаурядными способностями. Григорий отличался от всех братьев и сестёр тем, что не стремился осесть на одном месте. Значительную часть времени он проводил в путешествиях, а о родных вспоминал, как правило, когда требовались деньги (сохранилось сердитое письмо Елены Фабиановны Гнесиной, где она сетует на то, что Гриша пишет только тогда, когда ему понадобится выслать денег). В биографии его много лакун, что, может быть, связано с постоянной жаждой приключений, толкавшей на частые смены местопребывания. После окончания Петровского реального училища Григорий Гнесин поступил на химический факультет Технологического института (Петербург), но вскоре бросил учёбу и оказался в Европе, где сначала в Дармштадте (Германии), затем в Женеве продолжал изучать химию. В возрасте 19 лет Григорий отправился в авантюрную поездку по Италии, в которую сразу влюбился. Полтора года он со своей гитарой разъезжал по городам, в числе которых были Венеция, Болонья, Рим, Флоренция, Неаполь.

О странствиях и порой опасных приключениях десятилетие спустя им была написана увлекательная книга «Воспоминания бродячего певца. Очерки Италии» [2], изданная в Петрограде в 1917 году (переиздание 1997 г. [3] есть в фонде отдела краеведения Донской государственной публичной библиотеки). Поездка в Италию планировалась как начало обучения пению, а в итоге воплотила в жизнь все авантюрные склонности молодого человека. Нет никаких документальных свидетельств об этом странствии с гитарой в руках и шляпой, в которую кидали монеты (пение было единственным источником существования, за исключением короткого пребывания в труппе del arte).

«Прощай, Италия! Прощай, единственная в мире – родина для всех! Прощай, лучшая сказка, которая сохранилась на земле, на радость человечеству!» [5] — так заканчивает он своё главное литературное произведение.

В 1904 году, после возвращения в Россию, Григорий Гнесин учился пению в Петербургской консерватории, участвовал в любительских и профессиональных спектаклях как драматический артист. Обладая познаниями в химии и бунтарским характером, он не остался в стороне от волнений 1905 года. Для своих друзей из Консерватории изготавливал дымовые шашки, за что был арестован и некоторое время провёл в тюрьме. После тюрьмы Григорию Фабиановичу не было разрешено оставаться в Петербурге, и он уехал в Финляндию. Там, в Куоккале, Гнесин общался с Маяковским, Мейерхольдом, Чуковским. В альбоме «Чукоккала» [6] есть карандашный портрет Григория Фабиановича, нарисованный Маяковским, с подписью, сделанной Корнеем Ивановичем: «Этот рисунок сделан Маяковским в мае-июне 1915 года. Григория Фабиановича Гнесина привёл к нам его приятель Н. Н. Евреинов» [7]. В этом же альбоме опубликован автограф «Оды к Евреинову» Григория Гнесина с рисунком М. А. Вербова и комментарием Чуковского: «В Куоккале появился молодой певец и композитор Григорий Фабианович Гнесин, принадлежащий к известной музыкальной династии Гнесиных. Большой поклонник таланта Евреинова, он хранил в памяти все его произведения, вплоть до самых мелких брошюр. Названия этих произведений он остроумно использовал для «Оды Н. Н. Евреинову» [8].

С 1916 года Григорий Гнесин работал «агентом хозяйственного дела» Управления работ по постройке Мурманской железной дороги, затем в просветительском отделе. В 1920-м вернулся в Петроград, где преподавал пение в детском доме, выступал как певец, переводил итальянские песни, писал музыку для детей, вёл музыкальную просветительскую радиопередачу «Дядя Гриша рассказывает», заведовал нотной библиотекой Ленинградского радиокомитета. Завзятый библиофил, он собрал большую музыкальную библиотеку, которую подарил Ленинградскому радио.

Григорий Фабианович Гнесин был арестован 2 ноября 1937 года. Его обвинили в «шпионаже в пользу Латвии» (ст. 58–6 УК РСФСР), «вредительстве на Балтийском заводе» (ст. 58–7), «контрреволюционной деятельности в нотной библиотеке Ленинградского радиокомитета» (ст. 58–11). Комиссия НКВД и Прокурора СССР (иными словами, «двойка») 26 января 1938 приговорила к расстрелу. В томе 8-м «Ленинградского мартиролога» [9] есть сведения и о Г. Ф. Гнесине:

Родился в 1884 г., г. Ростов-на-Дону; еврей; беспартийный; зав. нотной библиотекой Лен. радиокомитета. Проживал: г. Ленинград, В. О., 6-я линия, д. 43, кв. 30. Арестован 2 ноября 1937 г. Приговорен: Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 26 января 1938 г., обв.: ст. ст. 58-6-7-11 УК РСФСР. Приговор: ВМН Расстрелян 4 февраля 1938 г. Место захоронения г. Ленинград.

Ему было 54 года. Сразу после приговора всё его имущество было конфисковано, а жена и дочь высланы из Ленинграда в Башкирию. После ареста Г. Ф. Гнесина пропали и его богатейшая библиотека, и почти весь архив. Впоследствии какие-то фрагменты библиотеки обнаружились в Государственной публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека). В день ареста брата Михаил Фабианович Гнесин увёз к себе что-то из архива, однако во время войны его квартира была частично разрушена бомбардировкой. Остались лишь некоторые письма, фотографии, несколько рукописных фрагментов (в том числе, музыкальных и детских), а также некоторые подборки иллюстраций для «Истории стилей мирового искусства». Большую часть сохранившегося архива дочь, Евгения Григорьевна Гнесина, передала в 1995 году в Мемориальный музей-квартиру Елены Фабиановны Гнесиной. Все его записи на радио были уничтожены. А из творческого наследия изданы, помимо книги «Воспоминания бродячего певца», лишь «Детские песенки» (ещё в 1917 году), изъятые из продажи, но уцелевшие в отдельных провинциальных магазинах и два выпуска «Неаполитанских песен» с его переводами.

В 1956 году Григорий Фабианович Гнесин был полностью реабилитирован. В марте 2020 года в Санкт–Петербурге на шестиэтажном доходном доме № 43 по 6-й линии Васильевского острова, в котором жил с 1923 года литератор, певец и актёр Григорий Фабианович Гнесин, установлен памятный знак — «последний адрес».

Библиография

1. France, Anatole. Le livre de Mon Ami. Paris, [s.a.] [318 p.]
2. Гнесин, Г. Ф. Воспоминания бродячего певца: очерки Италии / Григорий Гнесин. Петроград : М. Семенов, 1917. [4], 193, [2] с.
3. Гнесин, Г. Ф. Воспоминания бродячего певца: очеpки об Италии : книга в жуpнале / Григорий Гнесин. М. : Россияне, 1997. 144 с.
4. Там же, с. 140.
5. Чукоккала : рукописный альманах Корнея Чуковского / предисл. и пояснения К. Чуковского ; [сост., подгот. текста и примеч. Е. Чуковской]. М. : Премьера,1999. 399 с. : ил.
6. Там же, с. 66.
7. Там же, с. 70–71.
8. Ленинградский мартиролог, 1937–1938 : кн. памяти жертв полит. репрессий / [редкол.: А.Я. Разумов (отв. ред.) и др.]. Т. 8 : Январь — февраль 1938 года. Санкт-Петербург, 2008. 698, [1] с.

По вашему запросу копии полных текстов статей или фрагментов книг можно получить через электронную доставку документов.
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы