ул. Пушкинская, 175А

Экслибрисы в коллекции центра по работе с книжными памятниками Ростовской области

9 января 2021 - 1 февраля 2021
Читальный зал центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

Экслибрис (от лат. ex libris – «из книг») – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы являются произведениями печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры (гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом). Несколько столетий назад экслибрис был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода, которой придавалось такое же значение, как и фамильному гербу. Фактически, книжный знак и был библиотечным гербом владельца, и передавался из поколения в поколение.
Экслибрис был придуман в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший. Древнейший же русский экслибрис – рисованный от руки книжный знак игумена Досифея – был обнаружен в книгах Соловецкого монастыря за 1493-1494 годы.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века, вместе с другими европейскими новшествами, введёнными Петром I. Первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Книги украшались изображением герба знатного рода, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Ещё одним эффектным способом обозначить владельца книги был суперэкслибрис: тот же герб (или инициалы владельца), но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.
В XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, учёные и просто просвещенные люди, а также общественные организации – образовательные учреждения, книжные магазины, общественные библиотеки, монастыри, государственные департаменты и др., что способствовало массовому распространению экслибриса. Это привело к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в простой ярлык, выполненный типографским набором, служившим лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Век XX-й породил изящную и целостную как произведение искусства книгу, что повлекло за собой настоящий ренессанс экслибриса. Книжный знак превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства, к которому обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Евгений Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века. Экслибрис обрёл новый, более глубокий смысл – он стал отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась и эпоха экслибрисистики, т. е. коллекционирования экслибрисов.

В коллекции центра по работе с книжными памятниками Ростовской области хранится несколько тысяч изданий с владельческими знаками – записями, печатями, ярлыками, экслибрисами и суперэкслибрисами разных эпох. Часть их гости библиотеки смогут увидеть в экспозиции «Книжного вернисажа». Среди экспонатов:

  1. Экслибрис Николая Дмитриевича Алфераки.
    Николай Дмитриевич Алфераки (1815-1863) – один из богатейших помещиков города Таганрога. Окончил этико-философский факультет Харьковского университета, большую часть жизни прожил в Санкт-Петербурге, где находился на государственной службе. Библиотека Н. Д. Алфераки состояла из сочинений лучших авторов отечественной и западно-европейской литературы. 12 января 1887 года городская управа Ростова-на-Дону купила библиотеку Н. Д. Алфераки (4674 тома) для Городской публичной библиотеки. Сегодня в фонде Донской государственной публичной библиотеки насчитывается более 35 книг с экслибрисом Н. Д. Алфераки.
    В экспозиции представлен первый том сочинений Василия Кирилловича Тредьяковского (СПб., 1849, издание Александра Смирдина) с книжным знаком Н. Д. Алфераки (книжный четырёхугольный ярлык, 1,6х2,5 см, чёрно-белый, с надписью в рамке с усечёнными углами «Из библиотеки || Н. Д. Алфераки»).

  2. Экслибрисы членов династии Романовых.

    Дараган А. М. Елка. Подарок на рождество. [Ч. 1-2]. СПб., 1846. Книги из коллекции великой княгини Марии Павловны (1786-1859), великой герцогини Саксен-Веймар-Эйзенахской (одной из дочерей Павла I). На форзаце обеих книг экслибрисы на немецком языке: «Bibliothec des Hauptfideitommiffes des Grobh.S.Haufec» (Библиотека Великого Герцогства Саксония-Веймар-Эйзенах, переданная по наследству) – типографиский четырёхугольный ярлык. На верхних крышках переплёта – суперэкслибрис «М. П.» с императорской короной над инициалами, тиснёный золотом.

    About E. Theatre impossible [=Немыслимый театр]. Paris, 1862. На форзаце литографированный экслибрис: в линейной рамке наверху полукругом надпись: «БИБЛIОТЕКА», внизу: «№ шк.../№...». В центре изображен двуглавый российский орел, увенчанный короной, на груди которого помещен герб рода Ольденбургских. На титульном листе штемпельный экслибрис, отпечатанный синей краской: под герцогской короной монограмма «Р». Бывший владелец книги – Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812-1881) – его императорское высочество (1845), российский военный и государственный деятель, член российского Императорского Дома, внук Павла I. Также на форзаце экслибрис библиотеки Центрального педагогического музея РСФСР – типографский четырёхугольный ярлык, с надписью в декоративной рамке (цветочный орнамент): «Р. С. Ф. С. Р. || Библиотека Центр. Педагог. Музея || №….» и с изображением античной вазы.

    Фенелон Ф. Correspondence de Fenelon archeveque de Cambrai [= Письма Фенелона]. Т. 11. Paris, 1829. На форзаце экслибрис великого князя Николая Николаевича (старшего). Николай Николаевич старший (1831-1891) – третий сын Николая I и Александры Фёдоровны. Его экслибрис – гравированный ярлык с углами, вырезанными полукругом внутрь, размер 4,9х4,5 см, без рамки. Под императорской короной, окружённой сиянием в виде звезды, штрихованный вензель «НН». Подушка короны заштрихована горизонтальными линиями.

    Бестужев-Марлинский А. А. Полное собрание сочинений А. Марлинского. Ч. 12: Повести и прозаические отрывки, оставшиеся после смерти автора. СПб., 1839. На форзаце экслибрис великой княгини Александры Николаевны. На нахзаце также экслибрис великого князя Николая Николаевича старшего: известно, что он был очень привязан к своей рано умершей сестре, поэтому часть книг, ранее принадлежавших ей, перешла в его библиотеку.
    Александра Николаевна (1825-1844) – младшая дочь Николая I и Александры Фёдоровны. Её экслибрис – гравированный ярлык восьмиугольной формы с изображением императорской короны, окружённой сиянием, в облаках вензель «AN» в прямом и зеркальном изображениях, на обручах короны – 6, 3 и 6 жемчужин.

    Библиотека для чтения, журнал словесности наук и политики / изд. под ред. А. Ф. Писемского. 1862, Т. 169. СПб., 1862. Экземпляр с книжным знаком великого князя Михаила Николаевича (1832-1909), четвёртого сына Николая I и Александры Фёдоровны. На форзаце ярлык: императорская корона, окружённая сиянием в виде звезды, под ней вензель «МН». Подушка короны заштрихована горизонтальными и вертикальными линиями. Ярлык гравированный, 4,9х4,5 см, без рамки. Углы бумаги вырезаны полукругом внутрь. Также на форзаце экслибрис Библиотеки Ново-Михайловского дворца.

    Записки по гидрографии, издаваемыя Главным гидрографическим управлением. Вып. 24. СПб., 1902. На форзаце экслибрис императора Николая II (1868-1918) – тиснёный круглый ярлык диаметром 32 мм, отпечатанный блестящей синей краской. Обрезан по рамке. Художник – Арминий Евгеньевич фон Фёлькерзам (1861-1917), генеалог, искусствовед, коллекционер, художник, хранитель Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа, камергер Его Величества. На ярлыке в двухлинейной рамке изображена императорская корона с пальмовыми листьями на венчике, под ней – вензель «НА» (буква «А» – в прямом и зеркальном изображениях).


  3. Экслибрис Алексея Григорьевича Белявского.

    Алексей Григорьевич Белявский (1884-1938) – советский учёный-электромеханик, профессор, основатель Новочеркасской научно-педагогической школы электротехников. В 1929 году основал кафедру электротехники в РГУПС (Ростовский государственный университет путей сообщения, первоначальное название – РИИПС). В 1930-1931 гг. был помощником директора Северо-Кавказского энергетического института по научно-учебной работе. Будучи заведующим кафедрой электротехники РИИПС, А. Г. Белявский состоял также профессором Донского института сельского хозяйства и мелиорации, Донского горного института. К числу наиболее значительных научно-технических задач, решением которых занимался учёный, необходимо отнести план ГОЭЛРО и проект завода «Ростсельмаш». Профессор длительное время редактировал «Известия ДПИ» и «Труды ДПИ», много печатался в РИИПСе, являлся членом редколлегии журнала «Электричество». Построил первый в России стеклянный ртутный выпрямитель. Экслибрисы Белявского – чёрно-белый книжный ярлык с изображением летящего огнедышащего дракона, который держит в лапах раскрытую книгу, ниже надпись «Ex libris || А. Г. Белявского» или «Ex libris || профессора || А. Г. Белявского». Автор книжного знака – барон Константин Оттонович Розен (1893-?) – инженер-технолог, преподаватель Донского политехнического института. В экспозиции представлено две книги из библиотеки А. Г. Белявского:

    Reaumur V. Memoires pour server a l’histoire des insects. T. 4. Paris, 1742.
    Альманах библиофила = Almanach du Bibliophile / Ленингр. о-во библиофилов. Л., 1929.

  4. Экслибрис библиотеки Ростовской-на-Дону мужской гимназии.
    Экслибрис гимназии – простой шрифтовой прямоугольный ярлык 4,3х5,8 см. В волнистой рамке надпись: «Библиотека || Ростовской н/Д. мужской гимназии. №№ { || главного каталога…… || систематического…… || отдела его…… || шкафа…… || Цена р. к.». В экспозиции представлена книга Ф. Н. Дьячана «Геродот и его музы: историко-литературное исследование» (Варшава, 1877) из библиотеки гимназии. На корешке также суперэкслибрис «Р. Г.» и книжный ярлык (типографский, в линейной рамке с декоративными элементами по углам) «РОСТОВСКАЯ || на Дону || ГИМНАЗIЯ || Отдел… || №…» в верхней части разворота крышек переплета.

  5. Экслибрисы из коллекции изданий на иностранных языках:

    Lee S. William Shakespeare: Sein Leben und seine Werke [= Уильям Шекспир: его жизнь и творчество]: rechtmässige deutsche Uebersetzung. Leipzig, 1901. На форзаце книжный ярлык, четырёхугольный, 3,8х7,2 см, чёрно-белый, типографский, в декоративной рамке с надписью «Otto March». Предположительно бывший владелец – Отто Марч (1845-1915), немецкий архитектор.

    Hauff W. National-Bibliothek der Deutschen Classiker. Bd. 43: Wilhelm Hauff und Ernst Wagner: mit den Biographien und dem Partrait Hauff's. Hildburghausen ; New York, [ca. 1850]. На свободном листе форзаца шрифтовой штемпельный экслибрис без рамки с виньеткой «Angnes von Trotha geborne von Trotha» (Ангнес фон Трота, урожденная фон Трота).

    Heine H. Heinrich Heine's sämmtliche Werke [= Полное собрание сочинений Генриха Гейне]. [Bd. 4]. Hamburg, [1887]. На форзаце экслибрис Осипа Брика, изображающий Паоло в объятиях Франчески с соответствующей цитатой из «Божественной комедии» Данте: «И в этот день мы больше не читали». Осип Максимович (Меерович) Брик (1888-1945) – русский и советский писатель, литературный критик, сценарист и стиховед, адвокат, один из теоретиков русского авангарда.


  6.  Экслибрис Константина Хрисанфовича Орлова.

    Константин Хрисанфович Орлов (1875-1952) – русский офтальмолог, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор. В экспозиции представлен владельческий сборник статей Константина Александровича Юдина (1874-1933), врача-офтальмолога, доктора медицины, профессора медицины Николаевского университета из библиотеки К. Х. Орлова. В верхней части разворота крышек переплета ярлык из красной кожи с золотым тистением. В декоративной рамке надпись «К. А. Юдин || Varia || К. Х. Орлов».

  7. Экслибрис А. И. Слуцкого.
    Аркадий Иосифович Слуцкий (1940-2019) – учёный, историк книжного дела Кубани и Северного Кавказа, автор более двухсот работ по истории книжного дела Юга России и социологии культуры. Кандидат педагогических наук (2000), педагог, книговед, библиограф, профессор Краснодарского государственного института культуры и искусств (2001), ассоциированный научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, член Российского общества историков-архивистов. В экспозиции представлена книга Я. Бердичевского «Книжные знаки Стефании Мефодиевны Гебус-Баранецкой» (Киев; Берлин, 2013, серия «Книжные знаки мастеров графики. Вып. 8») с экслибрисом Аркадия Иосифовича – простым типографским ярлыком 2,8х4,9 см, с надписью в рамке «Из книг А. Слуцкого». 2021 года.
Поделиться:
Подбор литературы