ул. Пушкинская, 175А

Из коллекции спецфонда: А. И. Рыков и Н. И. Бухарин

30 сентября 2022 - 30 октября 2022
Выставочная зона (2 этаж)

В первые годы советской власти имена Алексея Ивановича Рыкова и Николая Ивановича Бухарина знала вся страна. Люди старшего поколения помнят А. И. Рыкова как преемника В. И. Ленина, а Н. И. Бухарина как главного теоретика большевизма. Позже на многие годы эти имена исчезли со страниц газет и журналов, книг и энциклопедий, а если где-то упоминались, то лишь в соседстве с такими эпитетами, как «правый уклонист», «враг народа» и т.д. И только спустя десятилетия мы узнаем правду об этих политических деятелях нашей страны.

В фонде Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области ДГПБ хранятся многочисленные труды этих марксистов-большевиков. Многие годы эта литература находилась в так называемом спецфонде библиотеки. Сейчас эти издания доступны всем, и часть из них представлена на выставке «Из коллекции спецфонда: А. И. Рыков и Н. И. Бухарин», которая начнет работать с 30 сентября 2022 года.

Николай Иванович Бухарин (1888-1938) – крупнейший теоретик большевизма, один из ближайших соратников Ленина по партии, главный редактор газеты «Правда», российский и советский политический деятель (большевик), Академик АН СССР (1928), основатель и первый директор Института истории науки и техники АН СССР, участник международного коммунистического движения. Учился на экономическом отделении юридического факультета МГУ, но в 1911 году был исключен за оппозиционную деятельность. В 1906 году вступил в РСДРП, фракцию большевиков. Участник революции 1905-1907 годов, в 1908-1910 годах – член Московского комитета РСДРП, в 1911 году был арестован, но из ссылки бежал за границу. Во время эмиграции Бухарин побывал в странах Европы и США, познакомился с лидерами западноевропейской социал-демократии, в том числе с В. И. Лениным, посещал занятия в Венском университете. В эмиграции проявил себя как яркий теоретик большевизма.

В 1917 году принимал самое активное участие в подготовке и проведении Октябрьской революции. Во время восстания был редактором газеты «Известия Московского ВРК».

В 1918 году стал лидером фракции левых коммунистов, выступал против заключения Брестского мира, который, с точки зрения Бухарина, нанес удар по мировой революции. Считал, что можно продолжить сопротивление Германии,   в том числе партизанскими методами.

Бухарин агитировал за основные направления политики «военного коммунизма» в работах «Программа коммунистов» (большевиков) (1918), «Азбука коммунизма» (1919) «Экономика переходного периода» (1920). Некоторые из этих работ представлены на выставке.

Однако после перехода к НЭПу стал горячим сторонником этой политики, отстаивал ее в многочисленных статьях и в работе «Заметки экономиста» (1928).

С 1924 по 1929 год был членом Политбюро ЦК партии. Долгие годы был главным редактором газеты «Правда» (в 1918-1929 гг.), одновременно в 1919-1929 годах был членом Исполкома Коминтерна, фактическим руководителем международного рабочего движения.

 После смерти В. И. Ленина он, наряду со Сталиным, стал одним из руководителей партии (1925-1929), проводя умеренную политику, которая должна была привести к модернизации экономики и строительству социализма. Однако в 1928-1929 годах Бухарину пришлось возглавить антисталинскую оппозицию, так как он не был согласен с жесткими методами руководства Сталина, особенно в проведении коллективизации и индустриализации.  

В январе 1929 года Н. И. Бухарин был избран академиком АН СССР, в декабре 1930 года со свойственными ему энергией и профессионализмом включился в работу по организации исследований по истории науки и техники. На общем собрании АН СССР Н. И. Бухарин был единогласно избран председателем академической Комиссии истории знаний (КИЗ). Одной из главных задач КИЗ он считал пропаганду научных знаний в СССР, по его же инициативе началась работа по созданию Музея истории науки и техники.

Н. И. Бухарин сыграл важную роль в деле преобразования КИЗ в Институт истории науки и техники АН СССР (ИИНиТ). 28 февраля 1932 года общим собранием АН СССР было принято постановление о преобразовании КИЗ в академический институт и первым его директором был избран Н. И. Бухарин.

Деятельность Н. И. Бухарина на посту директора ИИНиТ была многогранной и плодотворной. В 1930-х годах им были написаны несколько интересных работ по истории науки и культуры. Среди них следует отметить следующие: «Борьба двух миров и задачи науки»; «Гете и его историческое значение»; «Дарвинизм и марксизм», предисловие к книге «История техники» и другие. В этих работах были рассмотрены некоторые вопросы истории эволюции, и, в частности, истории эволюционной биологии.

Некоторые из этих работ представлены на выставке.

Особый интерес для историков естествознания представляет работа Н. И. Бухарина «Дарвинизм и марксизм», написанная в 1932 году, в связи с 50-летием со дня смерти Чарлза Дарвина. В ней Н. И. Бухарин, прежде всего, подчеркнул глубокую и непосредственную связь двух великих учений XIX столетия – дарвинизма и марксизма.

Дарвинизм Бухарин рассматривал с принципиальной, по его мнению, марксистской точки зрения. Он считал, что дарвинизм должен был стать великой преобразующей силой, но, прежде всего, с позиции и в интересах грядущей мировой пролетарской революции. В связи с этим Бухарин указал на то, что «генетика, селекция, зоо- и фитотехника, опытные поля, гигантские экспериментальные базы и новые невиданные возможности практической реализации теоретических достижений – все это пролетариат подымает на щит. Дарвинизм становится таким образом зоо- и фитоинженерией в общественном масштабе».

Данная работа представлена на выставке.

Бухарин разработал теорию «построения социализма в одной стране», а также теорию «постепенного перерастания кулака в социализм», что противоречило сталинским взглядам.

Он был символом сопротивления развитию сталинизма в 30-е годы.

В 1929 году в речи «Политическое завещание Ленина» Бухарин предупредил партию о якобы серьезном отходе Сталина от многих ленинских установок. Эта речь была опубликована отдельным изданием, и представлена на выставке.

В результате – он был снят с высших постов, стал занимать более скоромные должности. Однако продолжал активно заниматься партийной работой, принимал самое активное участие в написании редакции Конституции 1936 года.

Жизнь коммуниста закончилась трагически: в 1938 году он был обвинен в участии в антисоветском право-троцкистском блоке и был расстрелян.

***

«Профессиональный революционер». Так написал Рыков в графе о профессии, заполняя анкету делегата Всероссийского съезда Советов 19 декабря 1922 года. Участник трех революций в России: 1905 года, февральской буржуазной 1917 года и социалистической в октябре 1917 года, – Алексей Рыков был главой Советского правительства в 1924-1930 годах, сменив на этом посту Ленина. Но в течение десятилетий имя этого человека было вычеркнуто из нашей истории.

Алексей Иванович Рыков родился в 1881 году в семье вятского крестьянина, который после опустошительного пожара в поисках лучшей доли переехал в Саратов. Но и здесь все не очень складывалось. Вскоре Рыковы осиротели, и только благодаря собственной настойчивости и помощи старшей сестры Алексей смог учиться в гимназии, а затем в университете.

В 1900–1901 годах он учился в Казанском университете на том же юридическом факультете, где ранее учился Ленин. Во время учебы вошел в местный комитет социал-демократической партии, одновременно работал и в студенческом комитете. В 1901 году был исключен за участие в революционном движении и арестован на 9 месяцев, затем выслан в Саратов, где в 1902 году стал одним из организаторов первомайской демонстрации. В 1903 году перешел на нелегальное положение, стал профессиональным революционером. Прошел через 8 арестов. В том же году в Женеве впервые встретился с В. И. Лениным. С нелегальным паспортом через два месяца вновь вернулся в царскую Россию и начал работать в Северном комитете социал-демократической партии (Ярославская, Костромская губернии), затем — в ее Нижегородском и Московском комитетах. В марте 1905 года был избран делегатом III съезда партии большевиков в Лондоне. С тех пор он — член ЦК сначала РСДРП(б), а затем ВКП(б). После III съезда он возглавил Петербургский комитет. Принимал активное участие в революции 1905–1907 годов.

В 1910–1911 годах находился в эмиграции во Франции. После Февральской революция 1917 года был освобожден из Нарымской ссылки.

В 1917 году стал одним из организаторов Октябрьской революции, хотя выступал против «Апрельских тезисов» Ленина, считая, что для социалистической революции в России нет объективных предпосылок и толчок к ней должен быть с Запада.

"Товарищ Рыков говорит, что социализм должен прийти из других стран, с более развитой промышленностью. Но это не так. Нельзя сказать, кто начнет и кто кончит. Это не марксизм, а пародия на марксизм". (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. т. 31, с. 363).

С октября 1917 года Рыков — член президиума Петроградского Совета (Петросовета). При создании первого советского правительства — Совета народных комиссаров — вошел в его состав в качестве наркома внутренних дел. 28 октября 1917 года Рыков подписал постановление об организации рабочей милиции, таким образом став одним из ее основателей. Однако на данном посту он пробыл всего 10 дней.

Вместе с Л. Б. Каменевым, Г. Е. Зиновьевым продвигал идею вхождения в состав правительства представителей эсеров и меньшевиков. ЦК партии осудил их позицию и потребовал от нее отказаться, в связи с чем они вышли из состава ЦК РСДРП(б). Рыков с сообщниками также покинул должность наркома внутренних дел.

В ноябре 1917 года подал с Каменевым, Милютиным и Ногиным заявление об обратном приеме в ЦК, но получил отказ Ленина: «из заявлений четырех ясно выступает полное расхождение их с нами, так как они считают, что ЦК пошел на уступки». (Протоколы Центрального Комитета РСДРП(б). Август 1917 — февраль 1918. Москва, 1958, с. 154–155). Несмотря на это Рыков был избран депутатом Учредительного собрания.

В 1918 году — руководитель Высшего Совета Народного хозяйства (ВСНХ). В 1921–1923 годах — заместитель председателя Совнаркома (В. И. Ленина), с 1923 года исполнял обязанности председателя Совнаркома. После смерти Ленина, первого председателя Совнаркома, был утвержден на пост председателя Совнаркома СССР и РСФСР (2 февраля 1924). С 1926 года одновременно руководил Советом труда и обороны. С 1919 года — член Политбюро ЦК РКП(б).

После смерти Ленина поддержал И. В. Сталина, Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева в борьбе против Л. Д. Троцкого, а позже поддержал Сталина против Зиновьева и Каменева.

Одним из первых Рыков увидел серьезную опасность для нашей страны в поднимающем голову фашизме в ряде стран Европы. На съезде Осовиахима в 1927 году он подчеркивал, что капиталистические страны Европы проводят недальновидную политику, оправдывая фашизм как проявление защиты национального самосознания.

В 1928–1929 годах Рыков выступал против свертывания НЭПа, форсирования индустриализации и коллективизации. Основным смыслом нэпа он считал образование свободного рынка, стимулирующего подъем не только сельского хозяйства, но и промышленности. Подчеркивал необходимость осуществления НЭПа на основе сотрудничества рабочих и крестьян, улучшения реальных условий существования трудового люда. Он считал, что для выполнения этой задачи потребуется несколько десятилетий развития советского общества. Только в итоге такого развития станет возможным «непосредственное социалистическое строительство». В 1929 году на апрельском Пленуме ЦК был обвинен в «правом уклоне»; он признал свои ошибки и заявил, что будет вести «решительную борьбу против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона».

Для Рыкова становилась все более очевидной неизбежность ухода с поста главы правительства. 20 декабря 1930 года газеты опубликовали постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР о его освобождении от обязанностей председателя Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР. Преемником был назначен В. М. Молотов. Далее объединенный пленум ЦК ВКП(б) освободил Рыкова от обязанностей члена Политбюро ЦК. 30 марта 1931 года он был назначен наркомом почт и телеграфов.

В марте 1937 года был арестован по делу «антисоветского право-троцкистского блока», а в 1938 году по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян.

Реабилитирован во время Перестройки в 1988 году. В июне того же года посмертно восстановлен в партии.

Один из разделов выставки посвящен работам Алексея Ивановича Рыкова. Среди них:

Рыков А. И. Деревня, НЭП и кооперация. Москва; Ленинград: Молодая гвардия, 1925.

Эта брошюра является несколько переработанной стенограммой доклада на XIV партконференции о «деревне и кооперации». Главнейшим моментом доклада явилось освещение основных задач хозяйственной политики в области современной деревни.

Рыкову принадлежит крупный вклад в разработку, обоснование и проведение в жизнь новой экономической политики, он был одним из тех политических деятелей, кто наиболее активно сопротивлялся демонтажу НЭПа в 1928-1929 годах.

Рыков А. И. Хозяйственное положение страны и задачи партии. Москва: Госиздат, 1927.

Рыков А. И. Англия и СССР. Москва: Госиздат, 1927.

В 1924 году заместитель В. И. Ленина на посту главы Совета народных комиссаров СССР А. И. Рыков был избран председателем СНК СССР и непосредственно занимался проведением НЭПа в жизнь. Он руководил созданием устойчивого сельскохозяйственного производства, разработкой и реализацией продовольственной политики СССР. Благодаря принятым мерам через три года сельское хозяйство СССР было восстановлено и по производству валовой продукции приблизилось к довоенному уровню 1913 года. Оно давало необходимые средства на индустриализацию, но темпы социалистического строительства не отвечали требованиям Политбюро ЦК ВКП(б).

Вопрос продовольственной политики СССР в 1920-е годы рассматривается в основных трудах А. И. Рыкова. В них, с помощью советов и рекомендаций специалистов, он обосновал принципы того, как воплотить в жизнь план новой продовольственной политики, которая бы отвечала интересам всего советского общества. Его доклады и речи на пленумах ЦК ВКП(б), заседаниях обоих Совнаркомов, собраниях хозяйственного актива, а также выступления перед рабочими и крестьянами во время многочисленных поездок в регионы до сих пор не утратили своей актуальности.

Среди экспонатов выставки такие работы как: «Основные вопросы хозяйственной политики СССР»; «О кустарно-промысловой кооперации»; «На новые рельсы».

30 ноября 1928 года в докладе «Индустриализация и хлеб» на собрании актива Ленинградской парторганизации Рыков пытался доказать правильность избранного курса, надеясь на поддержку со стороны рядовых коммунистов. Он говорил о важных сдвигах, которые за 5 лет произошли благодаря НЭПу: «В 1925/26 г. валовая продукция всей промышленности составляла около 2,5 млрд. руб., а продукция сельского хозяйства – 17370 млн. руб., т.е. промышленность создавала значительно меньше ценностей, чем сельское хозяйство. В 1928/29 г., согласно контрольным цифрам, промышленность уже возрастает до 19 млрд. руб., а сельское хозяйство – до 18624 млн. руб. (все цифры взяты в неизменных ценах 1926/27 г.). Таким образом, соотношение промышленности и сельского хозяйства в их удельном весе претерпело резкие изменения в пользу промышленности».

Эта работа также представлена на выставке:

Рыков А. И. Индустриализация и хлеб. Москва; Ленинград: Госиздат, 1928.

В 1929 году А. И. Рыков был выведен из состава Политбюро ЦК, а в 1930 году освобожден от должности Председателя Совнаркома. Его назначили наркомом связи. На этом посту он проработал с 1931 по 1936 год.

По натуре Рыков был человеком жизнерадостным и остроумным. На серьезные темы говорил далеко не со всеми. В последние годы жизни характер его заметно изменился. Появились раздражительность, замкнутость, видна была неудовлетворенность собой и делом, которым занимался.

Февральско-мартовский Пленум ЦК в 1937 году исключил Алексея Рыкова из партии и постановил: передать дело в следственные органы. Рыков был обвинен в шпионаже, в подготовке убийства Сталина, вредительстве и прочих «гадостях», по выражению самого Рыкова.

В марте 1938 года Рыков предстал перед судом как член «правотроцкистского блока», хотя всегда активно выступал против троцкистских установок. За день до ареста Рыкова его близкие услышали от него такую фразу: «Я уже на все, на все согласен, только бы увидеть солнце и травку... зеленую...». И он признался во всем, что ему приписывали. Однако и это не спасло его. Он был осужден как «враг народа» и расстрелян.

Большой раздел выставки, представленный в основном статьями из периодической печати XX века, посвящен жизни и работе этих государственных деятелей.

Каталог выставки


Поделиться:
Подбор литературы