ул. Пушкинская, 175А

Альбом об архитектурном памятнике конца XVIII века «Золотых комнатах» дома Демидовых в Москве

1 октября 2020 - 15 октября 2020
Читальный зал центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

Сотрудники центра по работе с книжными памятниками Ростовской области представляют издание, рассказывающее об архитектурном памятнике конца XVIII века «Золотых комнатах» дома Демидовых в Москве.

«Золотые комнаты» дома Демидовых в Москве, созданные в конце XVIII века замечательным русским архитектором М. Ф. Казаковым, - один из лучших образцов русского интерьера эпохи классицизма. Комнаты, расположенные на втором этаже так называемого Демидовского особняка, отличаются великолепной резьбой по дереву, лепкой и монументальной живописью.

Представляемое издание знакомит с проектными и обмерными чертежами и фотографиями этого замечательного памятника русской архитектуры, всего 44 отдельных листа. Автор вступительной статьи – архитектор и исследователь памятников архитектуры Анна Матвеевна Харламова. Альбом вышел в серии «Памятники русской архитектуры»

Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738—1812) – один из основоположников русского классицизма, благодаря которому Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, не смотря на то, что у него не было высшего архитектурного образования.

Родился Матвей Казаков в Москве в семье мелкого служащего. В 13 лет поступил в архитектурную мастерскую Д. В. Ухтомского. По завершении учёбы способного юношу назначили в мастерскую архитектора П. Р. Никитина. В восстановительных работах после пожара 1763 году в Твери Казаков стал помощником Никитина. В 1767 году он был вызван в Москву для проектирования дворца в Кремле, где являлся основным помощником архитектора В. И. Баженова. Второй совместной работой Баженова и Казакова стали увеселительные строения на Ходынском поле в Москве, возведённые в 1775 году к празднествам в связи с окончанием Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В 1775-1782 годах М. Казаков строил Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия). Одним из наиболее значительных сооружений архитектора является Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776 - 1787 гг.) В 1777-1778 годах М. Казаков построил церковь Филипп  Митрополита в Москве. Для Московского университета Казаков разработал типовое здание учебного заведения (1786 - 1793гг.). Среди подмосковных усадеб, построенных архитектором, видное место принадлежит дому Демидовых в Петровском-Алабине (1776-1780 гг.). В Москве среди казаковских построек примечательны дом И. И. Демидова в Гороховском переулке (1789-1791 гг.) и дом М. П. Губина на Петровке (90-е гг. XVIII в.). В середине 80-х гг. Казаков создал зал Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов). Одна из поздних работ архитектора — Голицынская больница (1796 - 1801 гг.; ныне 1-я Градская больница), расположенная между Калужской дорогой (ныне Ленинский проспект) и набережной Москвы-реки. В 1801 г. Матвей Фёдорович вышел в отставку и занялся собиранием чертежей - собственных сооружений и построек современных ему зодчих в Москве. Эти листы образовали знаменитые серии так называемых казаковских альбомов. Умер великий зодчий 7 ноября 1812 г. в Рязани.

Дом Демидовых является памятником истории и архитектуры XVIII века, где тесно переплелись судьбы древнего рода меценатов и промышленников и одного из старейших в России учебных заведений – Константиновского межевого института, открытого в 1779 году. Территория крупного владения (со зданием), занимавшего участок Гороховского и Малого Демидовского переулков, сложилось во второй половине XVIII в.

В 70-х годах XVIII века усадьбу купил Иван Никитич Демидов. В конце 1780-х годов ее унаследовал его сын, отставной бригадир Иван Иванович Демидов, для которого в 1789-1791 годах по проекту М. Ф. Казакова был построен существующий ансамбль: главный дом, два флигеля, симметрично поставленные по линии Гороховского переулка, и каменная ограда, соединяющая главный дом и флигели. За главным домом и западным флигелем располагался небольшой парадный двор.

Дом Демидова имел типичную планировку, характерную для того периода, с поэтажным размещением помещений отвечающих определенным устоявшимся требованиям. В нижнем этаже находились главным образом хозяйственные помещения и «людские покои». Второй этаж занимала анфилада парадных комнат. Помещения третьего этажа использовали для повседневных и утилитарных целей: личные комнаты на случай приезда гостей и комнаты прислуги. Двусветный просторный Большой парадный зал, расположенный в восточной половине дома, предназначался для проведения торжественных встреч, балов и приемов.

От Большого зала начиналась анфилада парадных комнат, выходящих окнами на главный северный фасад дома: Голубая, Малиновая, Изумрудная гостиные и гардеробная. Парадные комнаты демидовского дома носят название «золотых», поскольку они украшены тончайшей золоченой резьбой, искусно исполненной резчиками по рисункам М. Казакова. Совокупность различных приемов и видов резьбы позволило получить множество разнообразных художественных композиций для каждой парадной комнаты.

В отделке помещений М. Ф. Казаков сочетал торжественную дворцовую анфиладность с индивидуальной художественной характеристикой каждого зала. Анфиладность была подчеркнута последовательным рядом парадных дверей, имевших независимо от величины помещения одинаково большие размеры. Каждое помещение анфилады имело симметричную композицию относительно оси, перпендикулярной направлению анфилады, и отличалось особенностями, отвечающими его назначению.

В архитектурном убранстве сохранившихся так называемых «Золотых комнат» большое место занимает лепной орнамент, деревянная резьба и живопись. Лепной орнамент украшает карнизы, потолок и оконные ниши; резьба по дереву покрывает порталы, деревянные щиты над окнами и дверями, наличники, рамы зеркал, а также мебель. Монументальная живопись имеется на плафоне. Раньше стены гостиных и спальни были обтянуты штофом. Материал натягивался на щиты, которые вставлялись в специальные впадины стен. Края щитов закрывались резными золочеными багетами.

Значительную роль в убранстве комнат играли зеркала. Все простенки между окнами были заполнены зеркалами в богатых резных рамах. Зеркала помещались на подзеркальниках с мраморными досками.

Общий колорит гостиной создавался в основном тремя цветами – белым цветом гипсового орнамента плафона, золотом резьбы и темно-красным цветом штофной обивки. Это сочетание цветов можно видеть и сейчас на экране камина и в подзеркальниках. К первоначальной отделке гостиной относятся кресла – белые с золоченой резьбой, имевшие также красную обивку.

Резьба по дереву в интерьере дома И. И. Демидова– новый блестящий этап в развитии искусства этого рода.

Легкая изящная резьба различного рельефа, покрытая слоем сусального золота, составляла основное декоративное убранство комнат анфилады. Отсюда комнаты получили название «золотых».
В тематике резьбы традиционные элементы классического орнамента – завитки акантового листа, вазы античной формы, курильницы, нитки бус переплетаются с реалистическими художественными мотивами местной флоры.

Композиция резьбы построена на тонком контрасте и умелом распределении высоты рельефа, блестящей и матовой позолоты, массивных и ажурных элементов, круглых, ромбовидных и других форм. Композиция щитов над окнами гостиной, например, построена на контрасте ромба и окружности. Из этой комнаты через дверь, над проемом которой помещена полуокружность, видно ромбовидное украшение над следующей дверью.

Усадьба Демидовых, а именно главный дом, являются типичными для застройки Москвы последней четверти XVIII в. и позволяет составить представление о том, как выглядели парадные залы и жилые комнаты богатых москвичей того времени.

Поделиться:
Подбор литературы