ул. Пушкинская, 175А

Прекрасный мир переплета (об уникальном альбоме Александра Шнеля, 1905)

1 августа 2020 - 15 августа 2020

Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» предлагает читателям познакомиться с уникальным изданием. Это альбом талантливого переплетчика Александра Александровича Шнеля «Художественные переплёты и другие мозаичные работы исполненные ручным способом в переплетной мастерской А. Шнель. С. Петербург. Морская ул. № 28» . - СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1905.

Промышленная революция и бурное развитие издательско-полиграфического дела привели к тому, что на рубеже XIX –XX вв. крупные фабрики создавали в своей структуре переплетные цеха, в первую очередь занимавшиеся издательским переплетом, а в качестве самостоятельного профильного направления бизнес-развития бравшиеся выполнять индивидуальные заказы.

Представленный альбом - единственный в истории русского переплётного искусства пример выпуска иллюстрированного каталога продукции художественной мастерской, ставшей лучшим в России начала ХХ века предприятием по изготовлению штучных переплётов. Настоящее имя великого петербургского переплетчика рубежа XIX и XX веков А. А. Шнеля практически осталось неразгаданным для русской библиографии. Мнения исследователей его творчества разделились: одни называют его Александром (и даже Антон Павлович Чехов), вторые — Артуром, третьи — Артулем, а его рекламные объявления в прессе выглядели так: «Переплетная мастерская А. А. Шнель. Морская, 28 в Санкт-Петербурге — официальный поставщик двора Его Императорского Величества. Изготовление владельческих, особо роскошных и художественных переплетов ремесленным способом».

Известно, что А. А. Шнель, немец по национальности лютеранского вероисповедания, родился в 1853 году и был подданным Австро-Венгерской империи. В Санкт-Петербург Шнель приехал из Будапешта в возрасте около тридцати лет без единого гроша в поисках счастья. Вскоре он женился на дочери старого переплетчика Фридриха Редигера, имевшего мастерскую по адресу Большая Конюшенная, 7 и решил идти по стопам тестя. В июне 1885 года Шнель основал собственную мастерскую по адресу Большая Морская 28 в доходном доме генерала И.Ф. Тутолмина.

Мастерская Шнеля быстро находит ключ к художественным запросам новых заказчиков. Нарочито простое орнаментальное тиснение на внешних сторонах крышек с избытком покрывалось богатым тиснением по цельнокожаной дублюре, а иногда и по цельнокожаному форзацу. Широко применялись аппликации, мозаика. Крышки переплета украшались орнаментом в стиле «модерн», вошедшим в моду в 90-х годах. Наряду с этим переплетчики использовали старые западные мотивы: «лионское плетение», «кружевной стиль» Дерома и другие. При этом необходимо всегда уточнять, что если на переплете стоит фамилия одного из владельцев переплетных фирм, то переплет выполняется далеко не всегда по их рисунку или ими самими. Владельцы мастерских располагали большим штатом художников и мастеров-позолотчиков. Известен лишь один переплет мастерской А. Шнеля, на котором указаны фамилия художника и позолотчика. Это переплет «Золотой книги» (Почетной книги) Первой Всероссийской выставки печатного дела. Внизу верхней крышки переплета указано «рис. арх. И. Ропет», посредине —«позол. А. Конюшевский», справа «перепл. А. Шнель». Во всех остальных фамилии художников и позолотчиков скрывала обезличивающая фамилия владельца мастерской.

Для оформления книг использовались лучшие материалы: бархат, шелк, муар, различные виды кожи. В числе особым образом обработанных кож часто применялся сафьян, материалом для которого служат козьи или овечьи шкуры (лучший сафьян изготавливался из шкуры африканской козы). Лайковые переплеты делались из шкур ягнят или козлят. Изысканными считались переплеты, сделанные из опойка - шкуры новорожденного (не старше месяца) теленка. В особых экземплярах на внутреннюю сторону крышек книги в качестве дополнительного украшения наклеивались так называемые дублюры (от французского doublure - подкладка) из шелка или кожи, дублирующие форзац, которые первоначально имели лишь технологическое значение.

При украшении переплетов применялось ручное тиснение, не только блинтовое, дающее углубленное изображение, но и конгревное, со штампом и контрштампом, при котором изображение получалось рельефным. Нередко в оформлении переплета использовалась кость, а также металлы: золото, серебро, бронза, даже платина. Иногда переплеты украшали разноцветными эмалями. Для переплетов изданий по военной тематике использовались подлинные знаки различия, награды и воинские символы - полковые нагрудные знаки, орденские ленты, погоны и т.п. В подарочных экземплярах важным дополнительным элементом книги был футляр-box, в котором издание подносилось членам императорской семьи. Книга и футляр должны были составлять по стилю единое целое. И наконец, своеобразным произведением искусства можно считать лучшие образцы закладок для книг - ляссе (от французского laisser, имеющего много значений, в том числе «оставлять» и «закладывать»).

Клиентом мастерской Шнеля был сам император Николай II и члены его семьи (добрая половина библиотеки великого князя Алексея Александровича была облачена в шнелевские переплеты), великие писатели, деятели культуры.

Заслуги мастерской были по достоинству оценены, и в 1909 году мастерская получила статус поставщика двора Его Императорского Величества.

Нужно отметить, что в мастерской Шнеля изготавливались не только дорогие высокохудожественные переплета. Мастер брался за любую работу. К примеру, в 1898 г. мастерская А. А. Шнеля осуществила переплетные работы для Музея антропологии и этнографии всего на 49 рублей. А в 1903 г. мастерской А. А. Шнеля были заказаны папки, паспарту, рамки для буддийских картин, а также переплеты принадлежащих музею книг на 73 рубля 55 копеек.

Мастерская выпускала недорогую «бумагу для любительских переплетов» (стилизованную под ручные оттиски деревянных штампов на декоративных бумагах XVIII в.). Но сами мастера в своих переплетах использовала мраморную бумагу с классическими пятнистыми и гребневыми узорами («павлиний глаз», «фонтан», «французский завиток» и др.).

Другим направлением деятельности мастерской А. А. Шнеля было изготовление переплетов для журналов. Очень часто стоимость таких работ включалась в цену подписки.

И именно за эту особенность - сочетание недорогого переплета с высокохудожественным, мастерская и получила высокие награды: Большую золотую медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург, 1895 г.); Золотую медаль Всероссийской промышленной и художественной выставке (Нижний Новгород, 1896 г.).

В июне 1905 года мастерская Шнеля отпраздновала свое двадцатилетие. Именно к этой дате и был изготовлен представляемый на выставке альбом. Книга содержит 36 таблиц с работами мастерской. Предисловие написал известный русский библиофил, библиограф, историк искусства и клиент фирмы Шнеля Василий Андреевич Верещагин (1859-1931).

В 1914 году, после начала первой мировой войны, австрийский подданный А. Шнель принимает решение вернуться в родной Будапешт. С собой он берет старшую дочь Анну и младшего сына Фёдора. Остальных членов его семьи - бывшую супругу с детьми - высылают в Пензенскую губернию (г. Нижний Ломов), как австро-венгерских подданных, хотя родились они в Санкт-Петербурге.

Мастерская Шнеля в Петрограде существовала еще до 1917 года.

Экземпляр Донской публичной библиотеки, к сожалению, не полный. В нем отсутствуют первые две таблицы: по понятным причинам фрагмент первой иллюстрации (портрет Николая II c супругой) утрачен и замен на современную копию, также утрачена и заменена на современную копию вторая иллюстрация, демонстрирующая переплёт с портретом Николая II на передней крышке. А в основном книга, просто уникальна. Листая страницы альбома, невольно попадаешь в прекрасный мир переплета, созданный А. Шнелем. Альбом представлен в цельнотканевой (коленкор) издательской папке, оформление которой выполнено в стиле модерн. Внутренние стороны папки оклеены бумагой с золотом и растительным орнаментом. Предваряющая каталог обзорная статья В. А. Верещагина не утратила свою актуальность и сегодня.

Поделиться:
Подбор литературы