ул. Пушкинская, 175А

Массон М. Е., Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны Нисы. Из культурного наследия туркменского народа. Альбом иллюстраций

15 октября 2020 - 29 октября 2020
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

В рамках проекта «Выставка одной книги» специалисты центра по работе с книжными памятниками Ростовской области предлагают вашему вниманию обзор издания Массон М. Е., Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны Нисы. Из культурного наследия туркменского народа. Альбом иллюстраций.- М.: Академии Наук СССР, 1956. Сама выставка, которая должна была пройти в период с 15 по 29 октября, из-за пандемии короновируса переносится на неопределенный срок.

Издание включает 6-тистраничный вступительный текст и 120 листов иллюстраций. Над оформлением альбома работал художник Лев Борисович Подольский (р. 1923 г.). Художественным редактором и ответственным за выпуск был Л. С. Позин. Фотографии к альбому исполнены фотографом Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции Е. Н. Юдицким. Альбом отпечатан на Московской печатной фабрике Гознака Министерства финансов СССР. Тираж 2 300 экземпляров.

Одной из самых ярких страниц истории туркменского народа является период существования Парфянского царства. Выгодное географическое расположение, а также благоприятные климатические условия способствовали возникновению на территории южного Туркменистана древних государств, одним из которых являлась Парфия. С распадом в 323 г. до н.э. империи Александра Македонского территория юга Туркменистана вошла в состав государства Селевкидов. В середине III в. до н.э. Селевкиды ослабели в результате внутридинастической борьбы. Территория была завоевана кочевыми племенами парнами, во главе которых стояли два брата Арсак (Аршак) и Тиридат. В 247 г. до н.э. Арсак был провозглашен царем нового государства. Эта дата и является временем основания Парфянского царства.

Со временем Парфия становится одной из могущественных мировых держав. Парфянские правители вели активную внешнюю политику, что способствовало превращению государства в империю. На западе владения Парфянской империи включали в себя и Месопотамию, в документах Вавилона парфянский царь Митридат I (171-138 гг. до н.э.) упоминается не просто как царь, а «царь царей». Выдающиеся военные успехи во многом обеспечивались тем, что у парфянских царей был прочный тыл, в виде процветающей экономики. Экономика Парфии носила многоотраслевой характер, но основу его составляло земледелие. Наряду с зерновыми культурами было развито виноградарство, огородничество. Климатические условия южного Туркменистана особенно благоприятно сказывались на развитии виноградарства. Парфяне изготавливали замечательное вино, которое хранили в больших кувшинах – хумах. В результате археологических раскопок на развалинах Нисы – одной из столиц древней Парфии (18 км. от Ашхабада) – были найдены многочисленные хумы, где хранилось вино, зерно и т.д.

Территория южного Туркменистана, в том числе и Ниса, ещё в 40-е года ХХ века привлекала внимание ученых, археологов. Поскольку эта территория по количеству и научной значимости исторических памятников материальной культуры занимала ведущее место в Советской Средней Азии, в 1945 г. было принято решение об учреждении Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедицией (ЮТАКЭ), которую возглавил профессор М. Е. Массон. В Ленинградском отделении Института истории материальной культуры Академии наук СССР был создан постоянный ученый Совет ЮТАКЭ. Согласно положению ЮТАКЭ для проведения полевых археологических работ, экспедиция приглашала специалистов из союзных республик, а также из головных институтов Москвы и Ленинграда. Благодаря работам ЮТАКЭ весь мир узнал о величии и могуществе Парфянского царства. Большой интерес в изучении истории Парфии представляет его культура. Слияние эллинистической и местной культур способствовало возникновению благоприятных условий для создания уникальных произведений искусств, среди которых знаменитые ритоны Нисы занимают особое место.

В 1948 году во время раскопок «Большого квадратного дома» Старой Нисы сотрудники Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции нашли остатки богато декорированных изделий из слоновой кости. Несмотря на случившееся практически сразу после находки Ашхабадское землетрясение, археологи извлекли и тщательно расчистили найденные предметы, который оказались одним из самых уникальных свидетельств античного искусства Древнего Востока – сосудами-ритонами из слоновой кости.

Ритоны – пиршественные сосуды в виде изогнутого рога, с нижним концом в виде скульптурной фигуры и отверстием для сцеживания. Обнаруженные в Нисе ритоны несколько различались между собой в деталях и, вероятно, по назначению. Что же они собой представляют? Это большие, изогнутые в виде рога сосуды, каждый емкостью до 2-2,5 литров. Сделаны они из нескольких скрепленных пластин слоновой кости. Основной ствол ритона вертикален, конус же, плавно сужаясь книзу, довольно круто направляется в горизонтальное положение и завершается чаще всего фигурой фантастического существа: кентавра, крылатого человекобыка, грифона и лишь в одном случае - фигурой девушки, держащей амфору.

Основной ствол ритона вертикален, конус же, плавно сужаясь книзу, довольно круто направляется в горизонтальное положение и завершается чаще всего фигурой фантастического существа: кентавра, крылатого человекобыка, грифона и лишь в одном случае - фигурой девушки, держащей амфору.

Верхний край ритона - горловина - обведен «карнизом», под которым помещается череда великолепно исполненных, вырезанных из кости реалистических головок с живым поворотом и выражением лица.

Кажется, что это простолюдины. Все они глубоко эмоциональны, нередко выражают скорбь и волнение. Головки иногда чередуются с колокольчиками. А ниже располагается довольно широкий горельефный фриз.

На трети всех найденных ритонов фриз посвящен изображениям двенадцати богов греческого Олимпа. Нередки изображения вакхических сцен, обрядов жертвоприношений с фигурами жреца и мальчиков, ведущих козла на заклание.

Есть на ритоне изображение и муз, но не девяти, как в Греции, а десяти. Черты их лиц крупны, они серьезны, выражают ум и волю. Всего вернее, это не традиционные вдохновительницы искусств, а покровительницы наук. Известно, что в III веке до н. э. в Афинах и Александрии они почитались как божества научных ассоциаций.

Внешний облик олимпийских богов на фризах нисийских ритонов тоже претерпел изменения в восточном духе. Интересно, что борода и усы у Зевса и Посейдона подстрижены так, что губы открыты, и именно такой же стиль стрижки и в наши дни распространен в Туркмении.
Для женских образов характерна не греческая правильность и строгость, а восточная «луноликость», что указывает на древность, большую стойкость вкусов и приверженность к определенным идеалам красоты. Полнотелая Афродита на одном из ритонов по своему облику ближе к идеалам, развивавшимся в индийской пластике, а не в античном Средиземноморье. Некоторые изображения на ритонах Нисы вообще не имеют прямых аналогов в греко-римском изобразительном искусстве и мифологии.

Завершающие ритон фигуры реальных или фантастических животных всегда необычайно динамичны и безусловно относятся к замечательному по своей художественной выразительности скифскому «звериному стилю». Тематика же фризов соответствовала вкусам парфянской знати, объявлявшей себя «филэллинами» - приверженцами эллинского.

Если первоначально ритоны использовались как сосуды для пиршества, то впоследствии у них появилось, вероятно, другое, культовое, назначение. Об этом свидетельствует расположение отверстий в нижней части больших нисийских ритонов, струи жидкости из которых направлялись в разные стороны, затрудняя питье. Эти ритоны, скорее, пригодны для возлияний над алтарем. Назначение оправдывает необычайную тонкость и богатство отделки ритонов - замечательных произведений парфянских мастеров.

Поделиться:
Подбор литературы