ул. Пушкинская, 175А

Мастера книжной иллюстрации: Дмитрий Исидорович Митрохин

15 сентября 2020 - 1 октября 2020
Выставочная зона (2 этаж)

Выставка «Мастера книжной иллюстрации: Дмитрий Исидорович Митрохин», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области, продолжает цикл экспозиций об известных книжных иллюстраторах и посвящена жизни и деятельности Дмитрия Исидировича Митрохина (1883-1973) – выдающегося российского графика, художника книги.

Имя Дмитрия Исидоровича неотделимо от истории отечественной книги. Произведения Митрохина, начиная с самых давних его работ, отмечены оригинальной, поистине неистощимой фантазией и тонким художественным чутьем.

Митрохин – выдающийся русский и советский художник-график, иллюстратор, мастер станковой гравюры, офорта и литографии; автор множества книжных иллюстраций, искусствовед. Он возглавлял графическую секцию Ленинградского отделения Союза художников СССР (ЛОСХ, 1932-1939). В 1969 году ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Д. И. Митрохин родился в 1883 в г. Ейске на Азовском море. Здесь ещё мальчиком будущий художник впервые соприкоснулся с печатным делом, постоянно бывая в небольшой провинциальной типографии, принадлежавшей его деду. По окончании среднего учебного заведения Митрохин перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда затем перешел в Строгановское училище. Художественное образование он завершил в Париже.

В 1908 году Митрохин обосновался в Петербурге. В предреволюционное время он достаточно быстро завоевал известность как один из наиболее интересных и значительных художников книги. Митрохин работал в нескольких издательствах; по приглашению А. Бенуа и К. Сомова, принял участие в выставке «Мира искусства», участвовал в «Салоне» С. Маковского и в VI выставке Союза русских художников. 

Дмитрий Митрохин – член многих художественных объединений: «Мурава» (Артель художников-гончаров, 1904-1908), Московское товарищество художников (1905-1924), Общество имени Леонардо да Винчи (1906-1911), Тверской общественно-педагогический кружок (1909-1913), Союз русских художников (СРХ, 1910-1923), «Кольцо» (1911-1914), «Московский салон» (1911-1921), «Квартира № 5» (1915-1917), «Мир Искусства» (1916-1924), «Дом Искусств» (1919-1922), Ассоциация художников революционной России (1922-1932), «Шестнадцать» (1923-1928), «Жар–цвет» (1923-1929), Секция граверов (ОПХ, 1928-1929), Общество живописцев (1928-1930). Член-учредитель Общества художников-графиков (1928-1932).

В 1918 году Митрохин работал заведующим Отделом гравюр и рисунков Русского музея. В 1919-1926 годах был профессором Высшего института фотографии и фототехники, а в 1924-1930 годах – профессором полиграфического факультета Высшего художественно-технического института в Ленинграде.

Д. И. Митрохин разработал несколько десятков издательских марок, торговых эмблем и этикеток. В области «малых форм», которая была освоена художником ещё в 1910-е годы, особое место занимает книжный знак. Совершенный мастер композиции, хорошо владеющий как декоративной, так и графической составляющими книги, тонко чувствующий её природу, он сделал почти полсотни экслибрисов (большая часть из них относится к 1919-1923 годам). 

В советское время художник успешно занимался станковой графикой, оформлял и иллюстрировал книги; был автором огромного цикла миниатюр в жанре камерного натюрморта. Работу иллюстратора художник увлечённо и очень удачно сочетал с занятиями гравюрой, офортом, литографией. Им оформлено и проиллюстрировано значительное количество книг и журналов в различных издательствах – «Огни», «Петрополис», «Петроград», «Мысль», «Прибой» и многих других. В лучшем из них – издательстве Academia (с которым он сотрудничал около шести лет) вышли проиллюстрированные художником «Семь любовных портретов» А. де Ренье (1920, 1921; Петроград), поэма-сказка Марины Цветаевой «Царь-девица» (1922).

В дореволюционные годы Митрохин много и интересно работал над книжной обложкой, украшал страницы журналов «Аполлон», «Лукоморье» и др. мастерски нарисованными виньетками и заголовками-заставками. Под впечатлением от старинной итальянской кьяроскуро пробовал силы в цветной гравюре на линолеуме, но наиболее полно выразил себя в серии нарядных детских книжек издательства И. Кнебеля. В этих большого формата тонких (в несколько страничек) книжках Митрохин добился органичной цельности всех элементов оформления, зрительно превалирующего над коротким текстом сказки или баллады. В них откровенно выражено желание художника украсить книгу, сделать её всю произведением искусства, где литературная основа слита с миром красочных графических образов, предметно чётких и вместе с тем наивных по форме, образующих кружево тончайших линий и пятен. Митрохинские иллюстрации, заставки и концовки точны в пластическом отношении и в то же время плоскостны, правдивы в предметной характеристике и насквозь орнаментальны.

К концу 1913 года в издательстве Кнебеля вышла целая серия детских книжек Митрохина, в работе над которыми определились его ли­тературные и художественные симпатии. В ряду лучших книг серии можно назвать старую арабскую сказку «Маленький Мук» в пересказе В. Гауфа. Как и в самой сказке, в силуэтных рисунках Митрохина органично соче­таются необычайные фантастические сюжеты с документально точными бытовыми деталями, что придает по-восточному причудливо расцвеченным иллюстрациям особый, сказочный колорит. В книге очень ощутимо влияние графики знаменитого английского художника конца XIX века Обри Бердсли. Показательна в этом смысле страничная иллюстрация, изобра­жающая Маленького Мука, кормящего кошку (здесь игра чёрных и белых силуэтов особенно выразительна и напоминает о графических приёмах Бердсли).

На выставке представлены факсимильные издания детских книг, выпущенных издательством И. Н. Кнебель, где оформителем выступал И. Д. Митрохин: «Жизнь Альмансора», «Корабль Призрак» и «Маленький Мук» В. Гауфа, «Баржа» Р. Густафсона.

В 1922 году Д. И. Митрохин был в первом ряду художников-экслибрисистов. Пётр Иванович Нерадовский, российский      график и историк искусства, в своей книге «Книжные знаки русских художников» замечал, что «...никто из наших крупных графиков не сделал такого количества их (экслибрисов), как Митрохин...». Митрохин к этому времени уже был автором тридцати экслибрисов. В 1922 году он был среди основателей Общества любителей художественной книги и Петроградского общества экслибрисистов (в 1923 году это общество преподнесло ему Диплом почётного члена Ленинградского общества экслибрисистов, прекрасно оформленный художником А. Литвиненко: орёл распростёр крылья над микрокнижными знаками работы Митрохина, книгами и красками, а в центре, в овале – пчела на цветке).

Книжный знак Митрохина – это совершенно законченное произведение, таящее в себе творческий почерк создателя, формулу, заключающую жизненное кредо владельца экслибриса, дар художника книге, причём дар, который не должен был обременять или диссонировать с разностильными оформлениями книги. Поэтому экслибрис Митрохина сочетает универсальность с абсолютной индивидуальностью.Прежде всего, в экслибрисе узнаётся сам художник: его сверхлаконизм, вкус, умение достигнуть в небольшой, подчас крохотной вещи монументальности.

Всего Митрохиным сделано около пятидесяти книжных знаков. Первый – в 1907 году, основная масса в 20-е годы, последний – в 1960 году.

На выставке представлены книги, оформленные Д. И. Митрохиным, сборники его работ. Среди экспонатов:

  • Д. И. Митрохин : [альбом экслибрисов] / [Моск. клуб экслибрисистов] ; сост. и ст. В. С. Липатова. Москва : Книга, 1980.
  • Книжные знаки русских художников : [сб. / под ред.: Д. И. Митрохина, П. И. Нерадовского, А. К. Соколовского]. Петербург : Петрополис, 1922.
  • каталоги выставок Д. И. Митрохина, проходившие в Москве и Ленинграде в разные годы (в 1958, 1977, 1982 гг.);
  • альбомы работ Д. И. Митрохина.

Специальный раздел выставки посвящен работам о жизни и творчестве Дмитрия Исидоровича Митрохина. Здесь представлены:

  • монография М. Кузмина и В. Воинова «Д. И. Митрохин» (Москва, 1922) – первая монография, посвящённая творчеству художника. В конце книги представлена библиография работ о Д. И. Митрохине и список его графических работ. Издание богато иллюстрировано.
  • монография советского искусствоведа Юрия Русакова «Дмитрий Исидорович Митрохин» (Ленинград; Москва, 1966). В книге прослеживается весь жизненный и творческий путь, выдающегося художника. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями работ Д. И. Митрохина.
  • ряд статей из периодических изданий разных лет о жизни и творчестве художника.

Работы художника Д. И. Митрохина представлены в коллекциях Русского музея (ГРМ) и Государственной Третьяковской галереи, в Российском архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств Карелии, Национальной галерее Республики Коми, Удмуртском музее изобразительных искусств, Чувашском художественном музее, Луганском музее, а также во многих частных собраниях и галереях. 


Поделиться:
Подбор литературы