ул. Пушкинская, 175А

Мастера книжной иллюстрации: Иван Билибин

22 июня 2022 - 31 июля 2022
Выставочная зона (2 этаж)

С давних времен большое значение придавалось искусству оформления книги, и нередко художник выступал как равноправный ее создатель. Своим искусством он помогает автору более полно донести до читателя содержание произведения, усиливает эмоциональное и образное восприятие. Вот почему истинные книголюбы не могут не интересоваться такой областью книжных знаний, как искусство оформления книги.

Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской публичной библиотеки продолжает цикл выставок «Мастера книжной иллюстрации». 22 июня 2022 года в выставочной зоне 2 этажа библиотеки начинает работу выставка, посвященная выдающемуся художнику книги и театра, одному из лучших иллюстраторов русской сказки Ивану Яковлевичу Билибину.

Иван Яковлевич Билибин (1876 — 1942), русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Родился 16 (4 по ст.ст.) августа 1876 в имении Тарховка недалеко от Петербурга в семье военного врача. С серебряной медалью окончил 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, затем –  полный курс юридического факультета Петербургского университета.

Одновременно занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в мастерской художника А. Ашбэ в Мюнхене, в школе-мастерской княгини М. К. Тенишевой и в Высшем художественном  училище Академии художеств под руководством самого Ильи Ефимовича Репина.

Большую часть своей жизни прожил в Санкт-Петербурге, был членом объединения «Мир искусства».

По заданию этнографического отдела Русского музея Иван Билибин ездил по российским губерниям, изучал памятники зодчества и декоративного искусства.

Художественный талант И. Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 год он создает серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. На первых порах он выполнял иллюстрации не по заказу, а скорее для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили типографией, ее управляющие князь и известный ученый академик Борис Борисович Голицын (1862—1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835—1907) устали от однообразия официальной продукции.

И. Я. Билибин выполнил иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевне-лягушке», «Перышку Финиста Ясна-Сокола», «Василисе Прекрасной». Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: обложка, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом, хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин создает одинаковую обложку, на которой располагает русских сказочных персонажей: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

Во время работы над сказками художник изучал древнерусское искусство, быт, фольклор, историю России. Он совершил ряд экспедиций по российским губерниям, собирая старинные вещи, национальную одежду, предметы обихода, кружева, резьбу по дереву – все, что можно было использовать в работе над новыми произведениями. Одновременно с оформлением книг художник часто выполнял небольшие заказы: обложки для журналов, виньетки, бланки меню, открытки, марки.

Выставку открывает одна из первых работ И. Билибина – издание былины «Вольга» о походе русского богатыря в Индию, осуществленное типографией Товарищества Р. Голике и А. Вильборг в 1904 году. Как и сказки, книга вышла в виде тетради большого формата. Для нее художником была исполнена обложка, титульный лист, заставка, концовка, украшения страниц и пять страничных иллюстраций.

В экспозиции альбомы работ художника, вышедшие в 60-70е годы XX века:

  • И. Я. Билибин. Избранные произведения / [текст Н. Поповой]. Москва : Советская художественная печать, 1961

  • Искусство оформления книги = Die Buchschmuckkunst = L’Art de presentation graphique du livre = Art of book design : работы ленинградских художников 1917-1964 / редкол.: С. И. Барабошин, И. А. Бродский, Б. В. Воронецкий [и др.] ; [предисл. Э. Кузнецова]. Ленинград : Художник РСФСР, 1966

Большой раздел выставки посвящен работам Ивана Билибина в известных журналах начала XX века «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создает довольно смелые карикатуры для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». Его политические гротески выделяются злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины», 1906), за которую И. Билибин даже был подвергнут краткому административному аресту. Отдельные номера журналов с иллюстрациями И. Билибина представлены на выставке.

В 1915 году наряду со многими другими художниками своего времени Иван Билибин участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси.

Рисунок И. Билибина – двуглавый орел использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 года орёл И. Билибина располагается на монетах Банка России.

И. Билибин широко известен не только как книжный график, но и как большой мастер, работающий в области монументальных росписей, пейзажа, портрета, и особенно много и успешно как декоратор.

Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром, И. Билибин участвовал в антрепризе Сергея Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911) и других.

В 1916 году Иван Билибин был выбран председателем общества «Мир искусства» и включен в список художников, представленных к званию академика.

После Октябрьской революции И. Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 года он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадал в Новороссийск. 21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 года он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. В феврале 1923 года И. Билибин женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 года путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 года поселяется в Александрии, а в августе 1925 года Билибин переезжает в Париж.

В эмиграции художник обрел «второе дыхание», новые темы и выразительные средства. В его работах 1920-х–1930-х годов предстают таинственный Египет и экзотический Восток, рыцарская культура и карнавальная пышность барокко. Чуткий ко всему новому, художник использует в своих произведениях элементы и стилистику ар-деко.

В Египте в 1923 году судьба свела Ивана Яковлевича со знаменитой балериной Анной Павловой. «В Египет на гастроли приезжает Анна Павлова», — писал Мстислав Потоцкий (приёмный сын Ивана Яковлевича), — «Анна Павлова вместе с Виктором Эмильевичем Дандре, своим мужем, проводит вечера в мастерской Ивана Яковлевича».

Знаменитая балерина заказала Ивану Яковлевичу эскизы декораций и костюмов к балету «Роман мумии», а в 1924 году в репертуаре Анны Павловой был и ещё один балет, оформленный художником – «Русская сказка». В пятом номере журнала «Аполлон» за 1910 год, который экспонируется на нашей выставке, представлены костюмы Анны Павловой по эскизам И. Билибина.

В сентябре 1936 года на теплоходе «Ладога» Билибин после долгого отсутствия вернулся в Ленинград. Он был назначен профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств.

Первые дни Великой Отечественной войны застали его в Ленинграде. Учитывая преклонный возраст Билибина, руководство Союза художников предложило Ивану Яковлевичу эвакуироваться. «Нет, ни за что не покину Ленинград, - отвечал Билибин, из осажденной крепости не бегут, а обороняются.»

Билибин умер 8 февраля 1942 года в Академии художеств, неподалеку от той мастерской, где когда-то, будучи вольнослушателем, учился у великого Репина.

Большой раздел выставки показывает многочисленные издания, посвященные жизни и творчеству художника:

  • Голынец С. В. Книжная графика И. Я. Билибина // Книга = The Book : исследования и материалы. Сб. 16 / Всесоюз. книж. палата ; редкол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.), А. И. Дей, И. П. Кондаков [и др.]. Москва : Книга, 1968.
  • Климов Г. Мастер глубоко русский : к 100-летию со дня рождения И. Я. Билибина // Москва : ежемес. лит.-худож. и обществ.-полит. ил. журн. 1976, № 10.
  • Поиски пера Жар-Птицы : жизнь и творчество русского художника И. Я. Билибина по материалам собрания Е. П. Климова / Всесоюз. Добровол. о-во любителей кн., Центр. правление ; авт.-сост. Г. Е. Климов. Москва : [Произв.-издат. комбинат ВИНИТИ], 1981
Поделиться:
Подбор литературы