ул. Пушкинская, 175А

Новый год и Рождество на Дону

29 декабря 2021 - 28 января 2022
Отдел краеведения (2 этаж)

Новый год — любимый народный праздник для всех поколений. Из седой старины пришел он к нам с играми, песнями, хороводами. Дожив до наших дней и сохранив в себе все самое светлое, истинно народное, этот праздник обогатился новым содержанием, обрел второе рождение. За этот новогодний праздник мы должны благодарить Петра Великого, который перевел всю страну не только на новое летоисчисление от Рождества Христова вместо отсчета лет от Сотворения мира, но и постановил праздновать Новый год 1 января 1700 года.

Реформа летоисчисления стала одной из первых после возвращения Петра I из Великого посольства, во время которого он путешествовал по странам Европы под именем десятника второго десятка Петра Михайлова. Рождество 25 декабря 1697 года, Святки и новый 1698 год царь провел в Амстердаме, где работал на верфи Ост–Индской компании. Известно, что он участвовал в рождественском богослужении, которое состоялось в посольской походной церкви. Вполне вероятно, что Петр I гулял по украшенным улицам Амстердама и был свидетелем народных увеселений в новогодние праздники. Путешествуя по Европе, царь увидел не только разницу в организации управления и образе жизни, но и в ведении летоисчисления и указании его в документах.

В своем указе царь повелевал предаваться веселью, огненным потехам, поздравлять друг друга, украшать ели, сосны, можжевеловые деревья, забавлять детей и катать их на санях с горки, а взрослым не напиваться и не драться. Благодаря Петру I Новый год стал ярким, радостным и долгожданным праздником.

Копия собственноручного указа Петра I «О Новом годе внесть, где пристойно» о праздновании Нового года 1 января 1700 года (а не 1 сентября) открывает нашу выставку:

  • «О Новом годе внесть, где пристойно». Собственноручный указ Петра I о праздновании Нового года 1 января 1700 г. : Декабрь 1699 г. // Исторический архив: научно-публикаторский журнал. Москва. 2021. № 3. С. 165–168. (Из глубины веков)

Другие книги и статьи знакомят с обычаями празднования Нового года и Рождества в России и разных странах, ожиданиями чудес в Новогоднюю ночь, с волшебством в традициях русских Святок. Рассказы, стихи и прекрасные иллюстрации в виде картин и гравюр русских и зарубежных художников прошлых веков передают атмосферу старинного и всегда Нового и любимого праздника, который уже скоро придёт в каждый дом. Кроме того, книги раскрывают историю и традиции оформления интерьера, игры, маскарад, гадания, приготовление праздничных блюд, приглашают в мир рождественских новогодних чудес читателей самого широкого круга:

  • Агапова, И. А. Новый год и другие зимние праздники: празднование, сценарии, сюрпризы, занимательные материалы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

  • Белов, А. В. Рождество Христово / А. В. Белов. Москва : Политиздат, 1975.

  • Большая книга Рождества. Москва : Олма-Пресс, 2000.

  • Душечкина, Е. В. Русская елка : История. Мифология. Литература / Е. В. Душечкина. СПб. : Норинт, 2002.

  • Казакевич, А. Н. Рождество Христово / А. Н. Казакевич. Москва : Олма Медиа Групп, 2013.

  • Ларина, О. В. Встречаем Новый год и Рождество : история и традиции, оформление интерьера, игры, маскарад, гадания, праздничный стол / Ольга Ларина. Москва : Ниола-Пресс, печ., 2010.

  • Матюхова, Н. Н. Новый год : традиции народов мира / Н. А. Матюхова. Москва : ООО здательство «Э», 2016.

  • Рождественская елка. Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2013.

  • Страхов, А. Б. Ночь перед Рождеством : Народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян / А. Б. Страхов. Cambridge (Mass.) : Palaeoslavica, 2003.

Донские традиции празднования Нового года и Рождества

Выставка раскрывает народные традиции, обычаи и характерные особенности празднования Нового года и Рождества на Дону. Большинство населения в России 1700 год встречали зимой, а донские казаки не приняли нововведение Петра I. Вплоть до конца XVIII века они продолжали встречать Новый год осенью. С середины XIX века начали зимой наряжать праздничные деревья, которые росли на казачьем подворье. Этот обычай до сих пор остался в некоторых донских станицах и хуторах.

Традиции пышных новогодних празднеств с обязательным украшением дома елкой, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь, окончательно утвердились на Дону в конце XIX века.

В 20–30-е годы XX века начали проводить детские утренники — елки в общественных местах. Их проведение не остановила даже Великая Отечественная война. В 1944 году в Ростове общегородская елка, высотою семь метров, была установлена во Дворце пионеров. Над ее оформлением работало около ста человек. Планировалось, что посетят ее 15 тысяч школьников Ростова и каждый получит подарок. Копии публикаций в газетах «Молот», представленные на выставке, раскрывают страницы истории празднования елок в разные годы:

  • Небывалая встреча Нового года // Молот. 1920. 31 декабря.

  • Радость счастливых людей // Молот. 1937. 3января.

  • Командир Н-ской эскадрильи Михайлов и штурман Мхаров сбрасывают новогодние поздравительные листовки над городом Т. [Ростовом] // Молот. 1942. 1 января.

  • Вчера в Ростовском Дворце пионеров состоялся бал-маскарад // Молот. 1946. 1 января.

  • Гарнакерьян, А. В эту ночь : Стихи. / А. Гарнакерьян // Молот. 1953. 1 января.

Главным зимним праздником у казаков был не Новый год, а Рождество Христово. Именно с Рождества начиналась самая веселая пора — Святки (Святые вечера), состоящие из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

Рождество Христово

К празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокодневным постом, известным под названием Рождественского, или Филиппова. 6 января — канун праздника назывался Сочельником. В православной традиции в рождественский сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.

У нас на Дону в канун великого праздника в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла кутья — каша из отваренных зерен пшеницы, политая медом и посыпанная орехами, маком, изюмом. Зерно, согласно традициям, является символом воскресающей жизни, а сладкая приправа сулит сладость будущей блаженной жизни. С первой звездочкой на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин. Вот как описывает канун Рождества Христова Г. Д. Астапенко в своей книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII–XX вв.»:

«Ночью с 6 на 7 января, накануне Рождества, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал историк В. Д. Сухоруков, «христославить» ходили и старики, разными компаниями — из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин должен был заплатить. Если «христославили» мальчики 4–5 лет, то они говорили:

«Я маленький хлопчик

Принесу Богу снопчик.

В дудочку играю, Христа забавляю.

А вы люди знайте, копеечку дайте

И курочку, петушка и пшенички два мешка».

«Чем же вы берете?» — спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!» — отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернутся люди от заутрени, христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!»·      

  • Астапенко, Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII–ХХ вв. / Г. Д. Астапенко. Батайск : [Книжное изд-во], 2002. С. 141–142.

Колядовали всего один вечер — 7 января (ходили по дворам знакомых с шуточными колядками). Группа колядников состояла из трёх человек, где был выбран главный колядующий — звездарь. Он шел впереди всех и нес в руках звезду, которая символизировала появление на свет младенца Иисуса Христа. Звезда (специально изготовленный обрядовый предмет и как обобщающий знак Рождества) — один из самых популярный символов христианского праздника, посвященного рождению Христа.

Колядники в народной культуре причислялись к рангу таких сакральных гостей и «Божьих посланников», которые приносили «благую весть» о наступлении новых времен: о рождении Христа, обновлении мира, наступающем благоденствии и процветании хозяев. Из числа многообразных святочных обычаев именно колядование в наибольшей степени восприняло новые элементы и символы христианского культа. Популярные колядки на Дону:

Коляда, Коляда!

Пришла Коляда

Накануне Рождества

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем по дворам, по проулочкам.

Святки

После Рождества Христова наступают Святки. Само слово «Святки» говорит о святости этого радостного для христиан события. Не было ни одного праздника на Дону, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. К Святкам готовились заранее: шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. В святочные дни ходили друг к другу в гости. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака (тыквы) или конфеток из него, а также моченые яблоки и арбузы. Главным блюдом на столе был рождественский поросенок или гусь. На стол также подавали окорок, домашнюю колбасу, студень. Хозяйки пекли огромное количество пирогов с мясом, рыбой, творогом, повидлом и другими начинками.

В связи с широко распространенными у славян представлениями Божьего Сына любой гость, входящий в дом в Рождество или на Новый год, воспринимался как особа священная, могущая повлиять на жизнь человека и его удачливость на ближайший год. Поэтому главным требованием было достойно принять, угостить или одарить посетителя. В святой вечер не пустить в дом пришедших считалось большим грехом: нарушением Божьих заповедей для хозяина и обидой для тех, кто славил Христа. Хозяева, как правило, всегда одаривали гостей, угощали их кутьей, гостинцами.

Старый Новый год

В канун старого Нового года, тринадцатого января, — считался «щедрым вечером». В «щедрый вечер» ходят по домам с вечера до полуночи. Щедруют в основном девушки, а парни одеваются в маски, а один из них в женский наряд. Мужскую группу прозывают «водят Меланку», а ряженого в женщину «Меланкой». Щедровщики читают добрые пожелания хозяевам, желая богатого урожая, приплода скота, хорошего роения пчел, благополучия, здоровья, счастья и процветания. Они веселят танцами, песнями и шуточными сценками. Предки верили в каждое слово и магическую функцию щедровок.

Обычай «щедровать» по сей день сохранился во многих донских станицах. До сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски — это и есть «щедровщики». Характерное их отличие от колядок — припев песни, которую они исполняют:

«Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!».

Предки считали, что в Щедрый вечер приходит Маланка-Вода с Василием-Луной, погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год. Вот одна из песен щедровщиков (на примере станицы Старочеркасской) в книге Ю. Г. Круглова «Русские обрядовые песни»:

Во леску, леску, на желтом песку,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер

Блудили блудцы, семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер

Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам

Вынеси скамеечку на нашу семечку

Вареников блюдку да маслица глудку.

А муж хвалится вороным конем, перед королем,

А жена хвалится лисьей шубою, перед Любою

А сын хвалится луком стрелками, перед девками.

А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом. ·      

  • Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни: учебное пособие / Ю. Г. Круглов. М. : Высшая школа, 1982. С. 54.

13 января в станицах Дона готовят праздничный ужин из 12 непостных блюд. Обязательное яство — обрядовая щедрая кутья. Также пекут блины, пироги, делают жаркое и домашнюю колбасу. В этот вечер лепят вареники с сыром, творогом и картошкой. Этими яствами одаривают щедровальников (13 января) и посевальщиков (14 января).

Святочные гадания

А с полуночи до петухов гадали. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью, монеткой, или оставляли пустым. Достанется вареник начиненный мукой — жизнь будет богатой, но тяжелой, солью — горькая, пустой вареник — пустая жизнь, с монеткой — счастливая и долгая.

Рано утром на старый Новый год (14 января), когда только начинает рассветать, молодежь ходит по домам и посевает. По народным верованиям, 14 января первым в дом должен войти мужчина — как ребенок, так и взрослый: это принесет достаток и счастье. Девушки счастья не принесут, поэтому традиционно засевают исключительно парни.

Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Посевать нужно начинают с собственного дома, за что родители одаривают парней сладостями и деньгами.

А вот, придя в другой дом, посевальщики приветствуют хозяев, поздравляют с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается словами:

«Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет!».

Хозяева приглашают посевальщиков к столу, угощают пирогами, одаривают яблоками и баранками. Самым щедрым благодарением были деньги. Зерно, которым посевали, считается оберегом, поэтому его не выметают до заката солнца. Вот как звучат популярные посевалки на Дону в статье А. Р. Колесниковой «Донские традиции празднования Рождества и Святок»:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких–легких вам дорог! ·      

  • Колесникова, А. Р. Донские традиции празднования Рождества и Святок / А. Р. Колесникова // Рождество Христово и Святки в традициях православных народов мира. Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. С. 55.

Крещение

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня, или Богоявлением. В этот день, также как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки, ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная».

В память тому, что Спаситель своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иорданъ». На Дону, во льду прорубали крест, в центре которого делали отверстие, куда забивали чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей, вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости. Некоторые из прихожан купались в проруби. Считалось, что тот, кто искупается в проруби в ледяной воде на праздник, будет весь год здоровым. А воду приносили домой и сохраняли. Она могла стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь.

Крещенский сочельник — последний и главный день святочных гаданий. Гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть разного цвета — и черную, и белую, и рыжую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная — жених будет чернявый, белая — блондин, и т. д. Выйдя ночью за калитку с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре — то муж будет богатый, а если голый — бедняк.

На Дону существовал обычай — в крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом–солью в руках. И еще в Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками.

Особенно в эти дни веселились дети. Они радовались праздникам, снегу и льду, который сковывал реки. Выходя с утра на улицу, выносили лыжи, санки, да не просто санки, а целые сани. Затаскивали их на гору, садились целой гурьбой и с громкими криками и свистом катились вниз с горы, заражая своим весельем взрослых, и, конечно, к вечеру место в санях занимали взрослые.

На льду для детей устраивали каталки, для чего в лед вбивали кол и на него ставили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили палку с колесом, и санки вихрем носились по льду. Одним из любимых развлечений на льду было катание на коньках.

На выставке представлены книги и статьи, которые раскрывают народные традиции и обычаи празднования Нового года и Рождества на Дону:

Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX вв. / Г. Д. Астапенко. Ростов-на-Дону : Гефест, 2011.

Казаки : История, нравы и обычаи, расселение, боевое искусство, войны и восстания / Под ред. Б. А. Алмазова. СПб, 1999.

Казачий Дон: Очерки истории. Ч.2 / Скориков, А. П. ; Тикиджьян, Р. Г. и др. Ростов-на-Дону, 1995.

Новак, Л. А., Фрадкина, Н. Г. Как у нас–то было на Тихом Дону : Историко–этнографический очерк / Л. А. Новак, Н. Г. Фрадкина. Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1985.

Обряды и праздники на Дону. Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1979.

Традиционные праздники народов Дона // Народы Дона. Ростов-на-Дону : [б. и.], 2011. С. 168–191.

      


Поделиться:
Подбор литературы