ул. Пушкинская, 175А

Под знаком Достоевского: к 200-летию со дня рождения писателя

9 ноября 2021 - 28 ноября 2021
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя, классика русской и мировой литературы, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского. В честь этого события центр по работе с книжными памятниками Ростовской области представляет выставку «Под знаком Достоевского: к 200-летию со дня рождения писателя».

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в Москве в семье лекаря Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома Михаила Андреевича Достоевского и дочери купца 3-й гильдии Марии Фёдоровны, в девичестве Нечаевой. Он был вторым из восьми детей.

Мальчик получил отличное начальное воспитание: домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности. На семейных вечерах вслух читали Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина, Полевого, Радклиф. Особенно Фёдор Михайлович выделял чтение отцом «Истории государства Российского»: по его словам, уже к десяти годам он знал почти все главные эпизоды русской истории. Чтению детей обучала мать уже с четырёхлетнего возраста: начинали с простых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича, сказаний о Куликовской битве, повестей про Шута Балакирева и Ермака; первой же серьёзной книгой для обучения чтению была «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». В 1832-1833 гг. для Фёдора и его старшего брата Михаила начались годы серьёзного обучения. Первоначально их должны были отправить в «Московский университетский благородный пансион», но в связи с преобразованием его в гимназию, где практиковались телесные наказания, Михаил Андреевич передумал (несмотря на вспыльчивый и требовательный характер патриарха семьи, с детьми в семье Достоевских было принято обходиться очень гуманно, и телесно «не наказывали никогда и никого»). Таким образом, старшие дети занимались с учителями: Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. В. Хинковский, французский, математику и словесные науки дети учили у преподавателя Александровского и Екатерининского институтов Н. И. Драшусова и его сыновей. Латинский язык мальчики осваивали с отцом, по приобретённой Михаилом Андреевичем «Латинской грамматике» Бантыш-Каменского.

В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака на Новой Басманной улице, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве, а в мае 1837 года отец отвёз братьев в Петербург и определил их в приготовительный пансион Короната Филипповича Костомарова для поступления в Главное инженерное училище. Михаил и Фёдор желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. Однако старший брат в училище не был принят, а младший учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению (по воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского, Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя»). Вдохновлённый прочитанным, юноша осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве; осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. И. Бережецкий, Н. И. Витковский, А. Н. Бекетов и Д. В. Григорович. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара, спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами. По окончании училища в 1843 году, пытаясь следовать воле отца, Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика.

Ещё во время учёбы Достоевский работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов» (с 1840 по 1842 гг.), отрывки из которых зачитывал брату Михаилу, в 1844 году закончил драму «Жид Янкель» (к сожалению, эти произведения не сохранились). В конце 1843 – начале 1844 Фёдор Михайлович переводил романы «Матильда» Эжена Сю и «Последняя из Альдини» Жорж Санд (оба перевода не были завершены), писал рассказы и работал над собственным романом – «Бедные люди». В конце 1845 года он был окончен, и, при посредничестве писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, с рукописью «Бедных людей» ознакомились Николай Алексеевич Некрасов и Виссарион Григорьевич Белинский – оба были в восторге. Достоевского радушно приняли в кружок Белинского, он стал знаменитостью ещё до публикации романа (в 1846 году), многие говорили о нём как о «новом Гоголе». Однако следующее произведение – «Двойник» – было встречено непониманием. По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю, критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Валериан Николаевич Майков. После стычки Достоевского с Иваном Сергеевичем Тургеневым в конце 1846 года близкие отношения молодого писателя с кружком Белинского закончились разрывом. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. А. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. А. Краевского.

Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. В январе – феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Н. Майкова посещал литературный салон Николая Аполлоновича Майкова, где познакомился с Иваном Александровичем Гончаровым. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями, и с конца зимы – начала весны 1846 года Достоевский стал участником их литературно-философского кружка, в который входили также поэт Аполлон Николаевич Майков, критик Валериан Николаевич Майков, Алексей Николаевич Плещеев, друг и врач писателя Степан Дмитриевич Яновский, и др. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского.

Весной 1846 года А. Н. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Шарля Фурье Михаилом Васильевичем Петрашевским, но посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» Фёдор Михайлович стал только с конца января 1847 года, когда главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало и несколько самостоятельных кружков, к некоторым из которых Достоевский также присоединился (например, к тайному обществу Николая Александровича Спешнева и литературно-музыкальному кружку Сергея Фёдоровича Дурова, где читали запрещённые цензурой произведения). А ранним утром 23 апреля 1849 года, вскоре после публикации романа «Белые ночи», Достоевский в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости.

Достоевский отрицал все предъявленные ему обвинения, однако суд признал его «одним из важнейших преступников» за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». До 13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила писателя к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». 19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым. 22 декабря 1849 (3 января 1850 года) на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, за чем последовала приостановка казни и помилование. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Один из приговорённых, Николай Григорьев, сошёл с ума; ощущения самого Достоевского были отражены им в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот».

В 1849 году Достоевский, замешанный в дело Петрашевского, был сослан в Сибирь. Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Жозефина Муравьёва, Прасковья Анненкова и Наталия Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплёт деньгами (свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию). Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради»; впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». Ко времени пребывания писателя на каторге относится и первая медицинская констатация его болезни как падучая (Epilepsia).

В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года, благодаря ходатайству командующего отдельным Сибирским корпусом генерала от инфантерии Густава Xристиановича Гасфорта, Достоевский был произведён в унтер-офицеры согласно пункту приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осуждённых преступников. Надеясь на помилование нового императора, Фёдор Михайлович написал письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену, с просьбой походатайствовать о нём (письмо доставил в Петербург друг писателя барон Александр Егорович Врангель). Тотлебен на личной аудиенции у императора добился успеха: в день коронации Александра II 26 августа 1856 года было объявлено прощение бывшим петрашевцам. Однако император приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадёжности. Полная амнистия Достоевскому и разрешение публиковаться были объявлены по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос.

Первым опубликованным произведением Достоевского после каторги и ссылки был рассказ «Маленький герой» («Отечественные записки», 1857, № 8), что имело место после полной амнистии. В 1859 году были опубликованы повести «Дядюшкин сон» (в журнале «Русское слово») и «Село Степанчиково и его обитатели» (в журнале «Отечественные записки»). Полностью от надзора полиции Достоевский был освобождён 9 июля 1875 года.

В 1860 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Достоевского. Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома» (впервые полностью в журнале «Время», 1861-1862). Для современников «Записки» оказались откровением: до Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. По словам Александра Ивановича Герцена в «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. Герцен сравнивал «Записки» с фреской Микеланджело «Страшный суд» и даже пытался перевести произведение на английский язык (издание не было осуществлено).

С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые» (1861), «Записки из мёртвого дома», «Скверный анекдот» (1862), «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Сотрудничество в этих журналах также положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с критиками Николаем Николаевичем Страховым и Аполлоном Александровичем Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества.
Летом 1862 года Фёдор Михайлович предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Главной целью путешествия было лечение на немецких курортах, однако в Баден-Бадене писатель увлёкся разорительной игрой в рулетку, и потому испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провёл с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой (по словам писателя – «инфернальной женщиной»), с которой также встречался в 1865 году в Висбадене. Любовь Достоевского к Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок» (1866). Достоевский посещал казино в Баден-Бадене, Висбадене и Гомбурге (Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, курорт в земле Гессен) в 1862, 1863, 1865, 1867, 1870 и 1871 годах; последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Свои впечатления от первой поездки по странам Европы Достоевский описал в цикле из восьми философских очерков-эссе «Зимние заметки о летних впечатлениях». Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого по определению достоеведа Аркадия Семёновича Долинина была заложена в «Записках из подполья», знаменовавших новый этап в развитии таланта Достоевского.

«Записки из подполья» должны были стать частями большого романа «Исповедь», замысел которого зародился у писателя в 1862 году. В повести Достоевский выступил как новатор, наделив рассуждения «подпольного человека» большой силой убедительности, которую унаследовали Раскольников, Ставрогин и братья Карамазовы в монологах последующих романов «великого пятикнижия» (такой необычный для современников приём стал основанием для ошибочного отождествления персонажа с автором). Образ утратившего связь с народом «лишнего человека» стал результатом многолетних раздумий Достоевского и не переставал волновать его до конца жизни, а многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания».

В 1864 году ушли из жизни первая жена Мария Дмитриевна и старший брат писателя. Через полгода после смерти Михаила, в феврале 1865 года, прекратилось издание журнала «Эпоха». Достоевский взял на себя все долговые обязательства издания и, испытывая серьёзные финансовые затруднения, вынужден был согласиться на кабальные условия договора с издателем Фёдором Тимофеевичем Стелловским по публикации собрания сочинений (в четырёх томах, издавалось с 1865 по 1870 гг.) и начал работу над романом «Преступление и наказание». В сентябре 1865 года Достоевский написал письмо публицисту и издателю Михаилу Никифоровичу Каткову с изложением сюжета новой, почти завершённой повести и предложением её публикации в «Русском вестнике». В этом письме Фёдор Михайлович описал и главную идею повести – «психологический отчёт одного преступления». В начале ноября по возвращении в Петербург Достоевский продолжил работу над повестью, которая вскоре разрослась в роман. В письме А. Е. Врангелю 18 февраля 1866 года Достоевский писал: «В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова». В повести рассказ излагался от первого лица, в романе повествование велось от лица автора для придания достоверности описанию психологии и раскрытия напряжённой внутренней жизни главного персонажа.

Новый, существенно переработанный и расширенный вариант романа «Преступление и наказание» был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год. Первые главы отсылались Каткову прямо в набор, последующие печатались из номера в номер. До конца года Достоевский мог закончить роман. Однако, под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман уже к 1 ноября 1866 года, что было физически невозможно. На помощь ему пришёл писатель и критик Александр Петрович Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» нашёл лучшую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. «Игрок» был создан за 26 дней: с 4 по 29 октября Анна Григорьевна записывала текст под диктовку на квартире писателя в доме И. М. Алонкина в Петербурге. Вскоре после передачи рукописи романа издателю, 8 ноября 1866 года, Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца; 15 февраля 1867 года в Троицком соборе состоялось таинство венчания Достоевского и А. Г. Сниткиной. После писатель со своей новой женой уезжает за границу.

За рубежом был написан ещё один роман «пятикнижия» – «Идиот», работу над которым Достоевский начал в сентябре 1867 года в Женеве, продолжил там же до конца мая 1868 года, затем писал его в Веве (Швейцария) и Милане, а закончил во Флоренции 17 (29) января 1869 года. По завершении романа Достоевский задумывает эпопею «Атеизм» (1869-1870), впоследствии изменив её название на «Житие великого грешника». Этот план не был осуществлён, но части замысла воплотились в 1870-1872 годах при подготовительной работе романа «Бесы», в 1874-1875 годах при написании романа «Подросток», и в 1878-1880 годах при создании романа «Братья Карамазовы». В августе 1869 года писатель приступил к написанию повести «Вечный муж», осенью того же года Достоевский одновременно работал над другими неосуществлёнными замыслами, вошедшими впоследствии в роман «Бесы» (1871-1872).

8 июля 1871 года после четырёхлетнего пребывания в Европе Достоевский с семьёй вернулся в Петербург. Возвращение в Россию знаменовало наиболее благоприятный в материальном плане период жизни писателя и самый светлый период семейного счастья: вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. Эти годы жизни писателя были очень плодотворными.

Склонность к публицистике Достоевский питал с первого периода творчества, когда в 1847 году были опубликованы его фельетоны «Петербургская летопись». После долгого вынужденного перерыва каторги и ссылки тяга писателя к освещению злободневных проблем воплощалась при издании журналов «Время» и «Эпоха». В первом январском номере еженедельного журнала «Гражданин» за 1873 год, издававшегося князем Владимиром Петровичем Мещерским, появился раздел «Дневник писателя», в котором Достоевский пояснил своё желание отразить собственное отношение к актуальным событиям словами: «Буду и я говорить сам с собой … в форме этого дневника. <…> Об чем говорить? Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься». Критик Николай Константинович Михайловский назвал новую рубрику комментарием к роману «Бесы», публикация которого и работа Достоевского на посту редактора-издателя «Гражданина» дали повод критикам к обвинению писателя в реакционности и ретроградстве.

Новаторское по форме и содержанию издание одного автора состояло из серий фельетонов, очерков, полемических заметок на злобу дня, литературной критики, воспоминаний. В «Дневнике писателя» впервые публиковались ответы на письма читателей со всей России, были напечатаны небольшие художественные произведения: «Бобок» (1873), «Мальчик у Христа на ёлке» (1876), «Мужик Марей» (1876), «Столетняя» (1876), «Кроткая» (1876), «Сон смешного человека» (1877). В 1880 году вышел очерк о Пушкине. На страницах моножурнала в форме диалога велась полемика равных по силе оппонентов, представлявших различные направления русской общественно-литературной мысли, автор излагал разные точки зрения на современные события и собственное к ним отношение. Поиск ответов на острые вопросы политической, социальной и духовной жизни России впоследствии был продолжен в самостоятельных выпусках «Дневника писателя» за 1876, 1877, 1880 и 1881 годы, в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы», в речи о Пушкине 1880 года. «Дневник писателя» пользовался большой популярностью, благодаря чему возросло влияние Достоевского на общественное мнение.

Четвёртый роман «великого пятикнижия» «Подросток» по просьбе Некрасова Достоевский предоставил для публикации журналу «Отечественные записки», где он выходил на протяжении 1875 года. Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан с опубликованными там публицистическими выступлениями, предшествующими неосуществлёнными планами и с некоторыми ранними произведениями («Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья») и зрелыми романами («Идиот», «Бесы»). Наряду со многими протагонистами романов «великого пятикнижия» заглавный герой «Подростка» является носителем идеи («цель не богатство материальное, а могущество»). На этом основании «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» литературоведы называют идеологическими романами (термин впервые употребил Борис Михайлович Энгельгардт).

Итогом творческого и жизненного пути Достоевского стал последний роман «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы», замысел которого возник весной 1878 года, но был связан с неосуществлёнными планами масштабных произведений «Атеизм» (1868-1869) и «Житие великого грешника» (1869-1870). Первые черновые заметки к роману «о детях» («Братья Карамазовы») появились после 12 апреля 1878 года и были озаглавлены «„Memento“ (о романе)». Роман был окончен в 1880 году, и печатался в журнале «Русский вестник» с февраля 1879 года (январский выпуск). 8 июня 1880 года, немногим более чем за полгода до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь в Благородном собрании, посвящённую открытию памятника Пушкину в Москве. Прижизненная слава писателя достигла своего апогея после выхода романа «Братья Карамазовы», а Пушкинская речь знаменовала собой пик популярности Достоевского.

В начале января 1881 года Достоевский поделился с товарищем предчувствием, что не переживет зимы. 26 января его сестра Вера Михайловна приехала просить его отказаться от доли рязанского имения в пользу сестёр. Во время ссоры у писателя пошла горлом кровь – обострилась эмфизема. 28 января на шестидесятом году жизни Достоевский скончался от туберкулеза, хронического бронхита и эмфиземы легких.

После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем (среди прощавшихся было много молодёжи). Художник Иван Николаевич Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя, сумев передать ощущение, запечатлевшееся в памяти Анны Григорьевны Достоевской: «Лицо усопшего было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь „великой правде“». Процессия до места захоронения растянулась на версту, гроб с телом писателя несли на руках. 1 февраля 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. При захоронении у могилы Достоевского выступили прозаик Александр Иванович Пальм, первый биограф писателя Орест Фёдорович Миллер, общественный деятель Павел Александрович Гайдебуров, историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьёв, поэт Пётр Васильевич Быков и др. В эпитафии на надгробии приведены слова о пшеничном зерне из Евангелия от Иоанна, указанные в качестве эпиграфа к роману «Братья Карамазовы». Здесь же покоится прах жены писателя А. Г. Достоевской и их внука Андрея Фёдоровича (1908-1968).

От первого брака с Марией Дмитриевной Достоевской (Исаевой), продлившегося 7 лет, у Фёдора Михайловича детей не было. От брака со второй женой – Анной Григорьевной, которой Достоевский посвятил свой последний роман «Братья Карамазовы» у Фёдора Михайловича было четверо детей: София (1868, скончалась в младенчестве), Любовь (1869-1926), Фёдор (1871-1922) и Алексей (1875-1878). После смерти писателя Анна Григорьевна собирала документы, связанные с жизнью и деятельностью Достоевского, занималась изданием его сочинений, готовила к печати свои дневники и воспоминания.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. Фёдор Михайлович был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Ранние произведения писателя, как и повесть «Записки из Мёртвого дома», способствовали возникновению целого жанра психологической прозы. Творчество писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, философов Фридриха Ницше (в «Сумерках идолов» философ признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться) и Жана-Поля Сартра, а также на становление экзистенциализма и фрейдизма. Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки. По данным ЮНЕСКО, Достоевский – один из самых читаемых писателей в мире.

В экспозиции «Книжного вернисажа», подготовленной специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области представлено 6 дореволюционных изданий собраний сочинений Фёдора Михайловича Достоевского. Среди экспонатов:

1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : [в 4 т.]. Т. 2 / Изд. и собственность Ф. Стелловского. Вновь просмотр. и доп. изд. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865.
Знаменитое прижизненное собрание сочинений, включающее все ключевые произведения Достоевского, написанные к 1870 году.
Из-за долгов в 1865 г. Достоевский был вынужден продать «спекулянту» и «довольно плохому человеку» Фёдору Тимофеевичу Стелловскому (1826-1875), петербургскому издателю, типографу, торговцу нотами и книгами, купцу 2-й гильдии право на собрания своих сочинений. «Но в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю ... то волен он, Стелловский, в продолжение девяти лет издавать даром, и как вздумается, все, что я ни напишу, безо всякого мне вознаграждения» (письмо к писательнице Анне Васильевне Корвин-Круковской от 17 июня 1866 года).
Самое неавторитетное из прижизненных изданий собраний сочинений Достоевского. За полтора года работы над «Преступлением и наказанием» Достоевский просто физически не мог прочитать и отре¬дактировать свыше 200 печатных листов своих произведений; поэтому издание Стелловского содержит много неисправленных опечаток и ошибок наборщика. К этому стоит прибавить и то, что тексты Достоевского подверглись корректорской правке, которая имела целью привести к единообразию разновременные, за двадцать лет творческою пути, орфографические нормы (так, из издания Стелловского почти совсем исчезли ударения). Но на титульных листах томов и отдельных произведений, выпущенных Стелловским, стоит: «Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание»; «Новое, дополненное издание», «Новое просмотренное издание». Действительно, для этого собрания сочинений Достоевский готовил, вновь просматривая, сокращая некоторые свои произведения, а к «Запискам из Мертвою Дома» добавил главу, пропущенную в предыдущих публикациях.
Четвёртый том издания и вовсе стал предметом судебных разбирательств между автором и издателем. Причиной тяжбы был гонорар за роман «Преступление и наказание», который был опубликован в этом томе.
Во второй том «Полного собрания сочинений» Стелловского вошли: роман в четырёх частях с эпилогом «Униженные и оскорблённые», «Крокодил: необыкновенное событие в пассаже», рассказ «Северный анекдот», роман «Записки из подполья» и «Зимние заметки о летних впечатлениях».

2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : [в 12 т.]. Изд. 3-е. СПб. : Тип. бр. Пантелеевых, 1888-1889.
Собрание было выпущено типографией Петра Фомича Пантелеева (1853-1905) (на отдельных книгах также указано «Типография братьев Пантелеевых») в 1888-1889 годах. При этом на титулах книг и в библиографических каталогах указывается, что это «Издание 3-е», хотя раньше типография П. Ф. Пантелеева собраний сочинений Достоевского не выпускала.
Издание было осуществлено под редакцией и по инициативе Анны Григорьевны Достоевской, вдовы писателя, как и предыдущие два издания собраний сочинений Достоевского, вышедшие в издательстве А. Суворина. Отсюда и указание на «3-е издание». Помимо этого в библиографических каталогах также указывают не «издание П. Ф. Пантелеева», а «издание А. Г. Достоевской».
Составителем издания является поэт Константин Константинович Случевский.
На выставке представлены том второй, содержащий повести и рассказы «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Маленький герой», стихотворение «На европейские события в 1854 году», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» и том девятый, включающий «Дневник писателя» за 1873 год.

3. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : [в 12 т.]. Т. 9-10. 4-е изд. СПб. : Тип. бр. Пантелеевых, 1891.
Издание было осуществлено под редакцией и по инициативе Анны Григорьевны Достоевской. Составитель и автор биографического очерка (в 1-м томе) – Константин Случевский.
Экземпляр, представленный на выставке – владельческий конволют. Документ во владельческом цельнотканевом переплете с блинтовым, золотым и красочным тиснением на верхней крышке и корешке и блинтовым тиснением на нижней крышке переплета. Тройной мраморный обрез, декоративные форзац и нахзац.

4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : [в 14 т.]. Т. 1 / биогр. очерк о Ф. М. Достоевском сост. С. Н. Булгаковым. Юбил. (6-е) изд. СПБ. : Тип. бр. Пантелеевых, 1906.
Собрание было выпущено типографией Петра Фомича Пантелеева (1853-1905) (на отдельных книгах также указано «Типография братьев Пантелеевых»). Фактически является вторым изданием собрания сочинений, также выпущенного типографией П. Ф. Пантелеева в 1888-1889 гг., в котором вышло всего 12 томов.
Юбилейное шестое издание «Полного собрания сочинений» было осуществлено к 25-летей годовщине смерти писателя по инициативе и под редакцией Анны Григорьевны Достоевской, вдовы писателя. Составитель – Константин Константинович Ключевский. Специально для юбилейного издания философом Сергеем Николаевичем Булгаковым был составлен биографический очерк о Достоевском. В это издание впервые была включена неопубликованная глава из «Бесов» – исповедь Ставрогина («У Тихона»).
К первому тому собрания прилагаются портреты, иллюстрации и факсимиле Достоевского, отпечатанные в заведении Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Считается лучшим дореволюционным изданием собрания произведений Ф.М. Достоевского.

5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 6, ч. 2 : Идиот : роман в 4-х ч. СПб. : Изд. А. Ф. Маркса, 1894.
Собрание сочинений, включающее в себя все основные произведения (прежде всего, романы Достоевского). Выходило в 1894-1895 гг. в типографии Адольфа Фёдоровича Маркса. Тома выходили в качестве бесплатного приложения к журналу «Нива».
Экземпляр, представленный на выставке из собрания книг, принадлежавших потомственному почётному гражданину г. Ростова-на-Дону, старейшему гласному Ростовской городской думы, городскому голове (с 1875) Василию Михайловичу Котлярову (1840-1902) и его потомкам. Книга во владельческом полукожаном переплёте, на верхней крышке суперэкслибрис «К.», на форзаце владельческая запись сына Василия Михайловича И. В. Котлярова.

6. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : с многочисленными приложениями : [в 21 (23) т.]. Т. 18 : Братья Карамазовы, ч. 4. СПб. : Книгоизд. т-во «Просвещение», [1911]. (Всемирная библиотека: собрания сочинений знаменитых русских и иностранных писателей; сер. 1).
Собрание сочинений в 21 (23) томах было издано Книгоиздательским товариществом «Просвещение» (в отдельных томах также указана типо-литография акционерного общества «Самообразование»). В 1911 году были изданы основные 21 том, содержащие наиболее известные произведения Ф.М. Достоевского. В 1918 г. было издано также два дополнительных тома, содержание наброски, заметки, ранее неизвестные произведения и черновики, собранные литературоведом Леонидом Петровичем Гроссманом (1888-1965).

Также в экспозиции представлены издания отдельных произведений Фёдора Михайловича Достоевского, изданные уже в советское время и иллюстрированные выдающимися художниками книги. Среди экспонатов:

1. Достоевский Ф. М. Белые ночи / рис. М. В. Добужинского. Петербург : Аквилон, 1923.
Издательство «Аквилон» было основано в 1921 году искусствоведом и коллекционером Ф. Ф. Нотгафтом, врачом Б. В. Эльканом и химиком Б. М. Кантором. Нотгафт и Кантор (помимо основных профессий) были увлечёнными библиофилами. Тиражи изданий «Аквилона» колебались в пределах от 500 до 1500 экземпляров. Все издания печатались в типографии бывшего товарищества Р. Голике и А. Вильборг под наблюдением В. И. Анисимова, что гарантировало их высокий полиграфический уровень.
В 1923 году в издательстве «Аквилон» была издана повесть Ф. М. Достоевского с рисунками Мстислава Валериановича Добужинского (1875-1957), мастера городского пейзажа, участника творческого объединения «Мир искусства», художественного критика, мемуариста. Добужинский работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), писал исторические картины.
Обложка, титульный лист, 8 страничных иллюстраций, 5 заставок и 4 концовки «Белых ночей» воспроизведены в технике цинкографии. Сумеречный, ночной Петербург становится у Добужинского главным героем иллюстраций.

2. Достоевский Ф. М. Игрок : (из записок молодого человека) : роман / ил. Н. Алексеева. Ленинград : Изд-во писателей в Ленинграде, [1930].
Иллюстрации и обложка работы Николая Васильевича Алексеева (1894-1934), графика, оформителя, художника-гравёра, иллюстратора и экслибрисиста.
Тираж 4200 экземпляров.
Экземпляр Донской государственной публичной библиотеки в простом библиотечном переплёте; издательская обложка сохранена.

3. Достоевский Ф. М. Кроткая : фантастический рассказ / ил. Александра Сурикова. Москва ; Ленинград : Гос. изд-во худож. лит., 1931.
«Кроткая» – одно из последних произведений Фёдора Михайловича Достоевского. Задумана повесть была в ещё в 1869 году, а написана – за три недели, в период с конца октября до 19 ноября 1876 года.
Издание иллюстрировано великолепными цветными и чёрно-белыми рисунками художника книги Александра Михайловича Сурикова (1907-1946). Тираж – 4000 экз.
Экземпляр в иллюстрированном издательском картонаже.

4. Достоевский Ф. М. Кроткая : фантастический рассказ / [ил. худож. В. Н. Минаева]. Москва : Художественная литература, 1973.
Издание иллюстрировано Владимиром Николаевичем Минаевым (1912-1993), советским графиком, мастером книжной иллюстрации и станкового рисунка. С 1945 года Минаев постоянно сотрудничал как художник-иллюстратор с различными издательствами – «Детгиз», «ГИХЛ», «Прогресс» и др. Более 1400 работ мастера хранятся в 23 музеях нашей страны и в Музее астронавтики в США.
Тираж 30 000 экз.

5. Достоевский Ф. М. Белые ночи : сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя / рис. М. В. Добужинского. Москва : Малыш, 1973.
Книга из коллекции малоформатных и миниатюрных изданий центра по работе с книжными памятниками Ростовской области. Размер 11,5 х 8,5 см.
В оформлении издания использованы иллюстрации Мстислава Валериановича Добужинского, созданные им для «Белых ночей» издательства «Аквилон».
Издательство «Малыш» было создано в 1963 году из издательства «Детский мир». Выпускало книги для дошкольников и младших школьников, книжки-игрушки, книжки-раскладушки (книжки-ширмы), книжки с пластинкой, альбомы самоделок и альбомы для раскрашивания, настольные печатные игры и кубики. Для октябрят ежегодно издавался календарь «Звёздочка», а также книжные серии «Пионеры-герои», «Дедушкины медали» и другие. Книги издательства можно было увидеть на прилавках стран СССР, магазинах Скандинавии, Бирмы, Бразилии. Издавались книги не только на русском языке, но и на английском, испанском, французском, чешском и словацком языках. Выпускались также книги для Болгарии, ГДР, Кубы, Индии, Румынии, Польши. В 1980-х годах издательство «Малыш» было республиканским издательством непосредственного подчинения Госкомиздату РСФСР. Издательство прекратило своё существование в 1998 году.

Поделиться:
Подбор литературы