ул. Пушкинская, 175А

Пушкин прозы: 225 лет со дня рождения Александра Александровича Бестужева-Марлинского

8 ноября 2022 - 30 ноября 2022
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Александр Александрович Бестужев (1797-1837) – русский писатель-байронист,      критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых, второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. Публиковался под псевдонимом «Марлинский» его называли "Пушкиным прозы", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе.

Александр Александрович появился на свет 23 октября (3 ноября) 1797 года в Санкт-Петербурге в обедневшем дворянском семействе. Семейный союз родителей Александра был по тем временам уникальным: Александр Федосеевич, принадлежавший к знатному роду Бестужевых, взял в жёны девушку из простой мещанской семьи, которая выходила его во время тяжёлого ранения в голову в период Русско-шведской войны. Брак Бестужевых был очень счастливым, в нем родилось восемь детей — пять мальчиков и три девочки. Дома у этой супружеской пары постоянно бывали художники, писатели и композиторы. Александр Федосеевич Бестужев был убежденный просветитель и гуманист, старался воспитывать своих детей в духе педагогики Яна Амоса Коменского. Свои педагогические принципы он изложил в трактате "О воспитании", опубликованном в 1798 году. Таким образом, Александр Федосеевич с самого начала заложил искры вольнодумства в своих сыновьях. Кроме того, он был очень образованным человеком, увлекался трудами французских просветителей, и именно от него Александру передалась любовь к литературе.

В 1810 году Александр Федосеевич умер. Прасковья Михайловна осталась одна с детьми на руках; старшему было 19 лет, младшему — 2 года. Она дала всем детям образование, хотя устроить сыновей без отца в хорошие учебные заведения ей было очень трудно. Семья была дружная, любящая и талантливая. Перу старшего брата, Николая, принадлежит несколько книг. Он преподавал в Морском корпусе и был директором Адмиралтейского музея, позднее, в сибирской ссылке, изобрел особый экипаж, который местные звали "бестужевкой", писал портреты декабристов. Павел, когда был сослан, изобрел артиллерийский прицел, который получил название "бестужевский". Михаил до ареста преподавал историю, в тюрьме изобрел знаменитую тюремную азбуку для переговоров между камерами. Петр оставил записки о своей солдатской службе в 1828–1829 годах. Сестры, старшая, Елена, и младшие, близнецы Ольга и Мария, были под стать братьям, впоследствии они отправятся в Сибирь к ссыльным братьям.

Александр Бестужев до десяти лет учился дома. В 1806 году его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 году поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним — Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева. В 1818 году он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Широкую известность приносят Бестужеву критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены. В 1820 году его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились литературные знакомства молодого писателя, он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

С 1823 года Бестужев-Марлинский и Рылеев стали издавать альманах "Полярная звезда". Его цель Марлинский обозначал так: "Ознакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями". Издателям удалось привлечь лучших литераторов — Жуковского, Гнедича, Крылова, Баратынского, молодого Пушкина. Альманах имел огромный успех и приносил издателям прибыль — так что они едва ли не впервые в истории русской литературы стали выплачивать своим авторам гонорары. Сам Бестужев-Марлинский публиковал в альманахе критические обзоры, именно с него пошла традиция ежегодных обзоров в русской критике.

Александр Александрович Бестужев принадлежал к активным участникам восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года. Его политическую позицию некоторые исследователи характеризуют как радикальную, некоторые, наоборот, как умеренную; во всяком случае, он активно участвовал в разработке планов восстания и в его подготовке.

За участие в заговоре против российского императора в декабре 1825 года А. А. Бестужев, в возрасте 28 лет, был приговорен к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 года он находился на поселении в Якутске.

В том же году Бестужев был переведён рядовым солдатом в действующую русскую армию на Кавказ. Здесь шла Русско-турецкая война. Тогда в рядах Отдельного Кавказского корпуса числилось более 2800 солдат-декабристов, около 100 разжалованных офицеров-декабристов, поднявших восстание против самодержавия и крепостного права. Рассудив, что немалый военный опыт офицеров-декабристов более пригоден для баталий, чем для каторги, император Николай I позволил им искупить свою вину кровью на Кавказе.

В боях Бестужев-Марлинский показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 году ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

***

Марлинский был одним из самых ярких фигур среди поэтов и писателей, которые в то время жили на Кавказе. Он с интересом изучал местную историю, народные предания, восточную поэзию, выучил несколько местных языков. Путевые впечатления и заметки легли в основу его произведений о Кавказе и его жителях. Кавказ изменил его, а он изменил представление российского общества о Кавказе. Бестужев-Марлинский был первым русским автором, который стал осуждать бесчеловечную войну, считая её губительной как для русского, так и для населявших Кавказ народов.

Произведения, написанные на Кавказе, Бестужев не мог издавать под собственной фамилией и стал подписывать их юношеским псевдонимом — Марлинский. Именно в 1830-е годы это литературное имя стало узнаваемым и любимым. В это время в журналах Москвы и Петербурга выходят под псевдонимом его повести, военные рассказы и кавказские очерки, принесшие автору известность. Всякая новая повесть Марлинского ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка, была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Книги Марлинского выходили огромными тиражами. Издатели боролись за его новые произведения. Его сочинения раскупались мгновенно и что гораздо важнее – ими не только все зачитывались,  их заучивали наизусть.

Поколение тридцатых и сороковых годов XIX века черпало в произведениях Бестужева нравственную бодрость и волю к жизни, с которыми ему легче было терпеть и противостоять жестоким общественным условиям.

***

В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены прижизненные и посмертные издания рассказов, повестей и стихотворений. А. А. Бестужева-Марлинского :

1.     Бестужев-Марлинский А. А. Поездка в Ревель. Санктпетербург, 1821

В 1821 году Бестужев принял участие в заграничном походе русской армии. Изначально планировалось, что цель похода — подавление восстания в Пьемонте. Восстание, однако, было подавлено австрийскими войсками, а русская армия остановилась в западных губерниях. Тогда же Бестужев-Марлинский пробует себя в жанре путешествия. Из этого похода он привез книгу путевых заметок "Поездка в  Ревель", навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

К этому сочинению  примыкают "ливонские повести" — исторические повести о старинных замках, рыцарских турнирах и битвах на территории нынешней Эстонии. Бестужев А. А. старается сохранять верность историческим фактам, дает к своему тексту обширный исторический комментарий, очень внимательно освещает социальные вопросы. Вместе с тем повествование так красочно, так занимательно, что Пушкин назвал Бестужева-Марлинского "русским Вальтер Скоттом".

Это прижизненное издание и самый ранний документ выставки.

До заключения под стражу творчество Александра Бестужева, в основном, представляло собой гражданскую поэзию. В тюрьме, в Якутске и на Кавказе Бестужев - Марлинский уже обращается преимущественно к прозе.

В 1838-1839 гг. было выпущено первое посмертное и самое полное собрание сочинений А. А. Бестужева-Марлинского. На выставке представлено:

2.     Бестужев-Марлинский А. А. Полное собрание сочинений А. Марлинского. Ч. 1.: Русские повести и рассказы. Санкт-Петербург, 1838

3.     Бестужев-Марлинский А. А. Полное собрание сочинений А. Марлинского. Ч. 11.: Стихотворения и полемические статьи. Санкт-Петербург, 1838

4.     Бестужев-Марлинский А. А. Полное собрание сочинений А. Марлинского. Ч. 12: Повести и прозаические отрывки, оставшиеся после смерти автора. Санкт-Петербург, 1839

Примечательно, что экземпляры этого издания, которые хранятся в фонде Донской публичной библиотеки, ранее входили в состав книжного собрания великой княгини Александры Николаевны (1825-1844), младшей дочери императора Николая I, о чем свидетельствует книжных знак (экслибрис) на форзаце книг.

Цифровые копии многотомника доступны на портале «НЭБ. Книжные памятники» https://kp.rusneb.ru/

Среди экспонатов одно из наиболее полных биографических исследований жизни и творчества замечательных писателей, участников декабрьского восстания 1825 года А. И. Одоевского и А. А. Бестужева-Марлинского:       

  • Котляревский И. П. Декабристы кн. А. И. Одоевский и А. А. Бестужев-Марлинский: их жизнь и литературная деятельность. Санкт-Петербург, 1907

Автор стремился достигнуть наибольшей полноты в подборе фактов, относящихся к биографии этих мыслителей, и в подборе сведений об их политической и литературной деятельности.

Котляревский Иван Петрович (1769-1838)украинский поэт, переводчик и просветитель, драматург, автор поэмы «Энеида», написанной на украинском языке и впервые опубликованной в 1798 году. Русский дворянин из украинского казацко-старшинного рода Котляревских, офицер, помещик. 

***

Литературные творения А. А. Бестужева-Марлинского принесли ему при жизни всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина.

Из слов В. Г. Белинского «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Поделиться:
Подбор литературы