ул. Пушкинская, 175А

Рожденные опять

15 июня 2022 - 8 июля 2022
Выставочная зона (1 этаж)

С 15 июня в выставочной зоне 1 этажа начинает работу выставка «Рожденные опять», на которой представлены издания, реставрированные специалистами центра консервации библиотечного фонда Донской государственной публичной библиотеки.

«Более странный товар, чем книги, едва ли сыщется на свете. Их печатают и продают люди, которые их не понимают, их переплетают, критикуют и читают люди, которые тоже их не понимают, да, пожалуй, они и написаны людьми, которые их не понимают!», - это во многом спорное утверждение принадлежит известному немецкому философу и публицисту Георгу Лихтенбергу. Мы с вами можем назвать множество имен издателей, писателей, книгопродавцов, которые опровергают его слова. Но практически не знаем имен тех, кто продлевал жизнь книги и превращал её в настоящее произведение искусства – реставраторов и переплетчиков.

Выставка «Рожденные опять» восполняет этот пробел примерами работ специалистов центра консервации библиотечного фонда нашей библиотеки.

Выставка подводит итог 25-летней деятельности центра консервации библиотечного фонда. За эти годы было отреставрировано и переплетено более тысячи документов из фонда библиотеки.

Многие документы поступили в отдел в руинированном состоянии. Часть документов, при поступлении имела многочисленные механические повреждения — разрывы, утраты основы бумаги и переплета, химические и биологические повреждения.

Для каждого документа в зависимости от состояния его сохранности, технико-технологических особенностей исполнения, объема и качества предыдущих реставрационных вмешательств, индивидуально составлялась реставрационная программа, определялись реставрационные мероприятия и технологии реставрации. Реставрация сопровождалась проведением исследований, результаты которых учитывались при разработке реставрационной программы.

На выставке представлены издания:

36884 Хлебников в Баку (Москва, 1930).

Работа выполнена Полеводой И. С., художником-реставратором высшей категории, в 2014 году.

Книга поступила на реставрацию с разрывами и утратами. Необходимо отметить, что издание было напечатано на некачественной бумаге, что усложняло работу реставратора. Листы книжного блока скреплены металлическими скрепками, которые оставили следы ржавчины. Реставратору необходимо было решить непростые задачи - удалить скрепки, нейтрализовать следы ржавчины на бумаге и вставить скобы из нержавеющего материала. Кроме этого нужно было укрепить разрывы и восполнить недостающие фрагменты в листах. После реставрации документу были возвращены эксплуатационные свойства;

Московский телеграф (Москва, 1830)

Работа выполнена Малтызовым Л. А., специалистом по массовой консервации библиотечных фондов, в 2016 году.

Книга поступила на реставрацию с большими механическими повреждениями, трещинами и частичными утратами кожи. Кожа на корешке утратила эластичность. Сторонки переплета и кожаный корешок оторваны от книжного блока. Реставраторами была восстановлена целостность и художественное восприятие книги, возвращены эксплуатационные свойства;

Элькина Д., Богуславская Н., Курская А. Долой неграмотность. Букварь для взрослых (1921)

Работа выполнена Топоровой О. М., специалистом по массовой консервации библиотечных фондов, в 2017 году.

Книга поступила на реставрацию в мягкой обложке, с сильными утратами и разрывами. Книга издана на бумаге, имеющей в композиции древесную массу, бумага пожелтевшая, с повышенным содержанием кислоты. Поэтому ко всем реставрационным мероприятиям была проведена стабилизация бумаги в растворе карбоната магния, для нейтрализации кислотности бумаги;

Ригельман А. История или повествование о донских казаках (Москва, 1846. – 154 с., 2 карты, 17 ил.).

Работа выполнена специалистами: Малтызов Л. А., Камбулова Л. В., Сушко В. Б. в 2019 году.

Книга поступила на реставрацию в разрушенном состоянии, имелись следы предшествующей реставрации. Оригинального переплета на книге не имелось, был так называемый библиотечный (консервационный), который изготовлен в 90-х годах ХХ века для сохранения книжного блока. Но в ходе своего бытования получил механические повреждения и не представлял никакой художественной ценности. Было принято решение изготовить цельнокожанный переплет в стиле времени издания книги, что позволило значительно повысить ее сохранность, уменьшить износ переплета и улучшить его эстетическое восприятие;

Вся Донская область и Северный Кавказ на 1910 год (Ростов н/Д, 1910)

Работа выполнена Димитренко Я.Г., специалистом по массовой консервации библиотечных фондов 1 категории в 2019 году

Книга поступила на реставрацию с ярко выраженными биологическими повреждениями сторонок переплета и частично блока - жучок прогрыз переплетные крышки насквозь в некоторых местах, оставил следы свой жизнедеятельности. Специалистами была проведена скурпулёзная работа по восполнению утраченных фрагментов, в результате чего были возвращены экспозиционные свойства книги;

Словарь под ред. Южакова. Т.14 (Санкт-Петербург, 1904)

Работа выполнена художником-реставратором 2 категории Сушко В.Б. в 2021 году.

Книга поступила на реставрацию с сильнейшими повреждениями: деформация переплетных сторонок, осыпание красочного слоя покрывного материала и его отслоение от основы, наличие биологических повреждений (плесени). Специалистом была проделана колоссальная работа по устранению всех этих повреждений, в результате которой, книге были возвращены экспозиционные и эксплуатационные свойства.

В результате реставрации у документов появляется шанс обрести вторую жизнь, книги возвращаются назад к читателям.

Посетители выставки смогут также оценить не только качество реставрационных работ, но и творчество сотрудников отдела, которое проявляется в любых мелочах. Вдохновившись походной библиотекой Наполеона, мастер-переплетчик Лев Малтызов изготовил для книг-малюток центра по работе с книжными памятниками Ростовской области подобный контейнер, используя классические материалы для переплета: кожу и мраморную бумагу, корешок и сторонки контейнера оттиснены золотой фольгой.

На выставке представлены также материалы и инструменты, которые художники - реставраторы используют в своей работе.

Поделиться:
Подбор литературы