ул. Пушкинская, 175А

Русский литературный декаданс

1 марта 2021 - 31 марта 2021
Выставочная зона (2 этаж)

Смотреть видеообзор к выставке «Русский литературный декаданс»

Сегодня в научной литературе нет четкого разграничения понятий: декаданс, символизм, модернизм, авангардизм. Связанные не только одной культурной эпохой, но и социально-духовной средой, нередко они воспринимаются как единый синоним, название которому «декаденство». Все, что не относилось к реализму, зачислялось в разряд этого «универсального явления». Декаданс рубежа веков остался как несомненно важный, влияющий на искусство того времени фактор.

К числу русских поэтов-декадентов в 1890-е годы относили символистов старшего поколения - Иннокентия Анненского, Константина Бальмонта, Федора Сологуба, Дмитрия Мережковского, Зинаиду Гиппиус, Валерия Брюсова (ранее творчество).

Анненский Иннокентий Федорович (1856-1909)

Декадентство - и как мироощущение, и как эстетика - наложило глубокую печать на творчество Анненского. Поэт воспринимал мир как хаос, как стихию, чуждую и враждебную человеку; разделял призрачную веру в двоемирие - в «мир вещей» и «мир идей»; признавался: «Я люблю все, чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет». Ему были в величайшей мере свойственны тягостные чувства одиночества, болезненные надрывы, неотвязная дума о смерти. «Я - слабый сын больного поколенья» - вот честная автохарактеристика поэта.

Резко самобытная, импрессионистическая, зачастую очень тонкая критическая проза Анненского частично представлена в сборниках «Книга отражении» (1906) и «Вторая книга отражений» (1909). Обе «Книги отражений» переизданы в 1979 году.

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них.
Что людям музыкой казалось.

Прямота и искренность душевной тревоги и муки - это и есть то, что выделяет лирику Анненского из общего потока декадентской поэзии. Гуманистическому содержанию стихов Анненского отвечал самый тон его лирической речи. «Герой его стихов - простое человеческое «я», взятое вне каких бы то ни было героических декораций и театральных костюмов».

На первый и беглый взгляд Анненский тоже «далек от жизни». Но стоит вчитаться в его стихи, чтобы убедиться, что он был наделен обостренной, болезненной чуткостью к жизни, искренностью и правдивостью, редкой восприимчивостью к уколам собственной совести.

Чувством острой, щемящей тоски проникнуты стихи Анненского, говорящие об одиночестве и смерти, о «красоте утрат», о каких-то смутных, подернутых дымкой припоминаниях о «невозвратном»:

Сейчас наступит ночь.
Так черны облака...
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито,- желанье и тоска.
Там все, что близится,- унылость и забвенье.

Тоска - пожалуй, самое постоянное слово в поэтическом языке Анненского. Она рождала мучительные стихи о бессонных ночах, о душевных страданиях, о разбуженной совести.

На выставке представлены прижизненное издание «Книги отражений» (СПб., 1906 г.), второе (посмертное) издание сборника «Тихие песни» (Пг., 1923) и биографический очерк жизни и деятельности поэта «Иннокентий Анненский», составленный А. Александровым и опубликованный в журнале «Литературный критик» №5-6 за 1939 год.

Фёдор Сологуб (1863-1927)

Фёдор Сологуб (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников) - русский поэт, писатель, драматург, публицист, видный представитель декадентского направления в русской литературе и русского символизма.

Помимо литературной стези, Сологуб занимался переводами и вел педагогическую деятельность. Его биография - яркий пример русского символизма. До нынешних дней творчество поражает своей неординарностью и неоднозначностью. Нет точной трактовки образов и героев. Стихи будоражат воображение своими мистическими мотивами. Они буквально пропитаны одиночеством и загадочностью. Романы приводят в состояние шока и захватывают уже с первых страниц.

Федор Сологуб – сын портного и крестьянки. Его детские годы прошли в определенном социальном среде: между «господами» и «прислугой». Спал маленькой Федор на кухне, на сундуке. Получал то тычку, то прянички. Рано научился читать. Стихи начал сочинять в 12 лет. Окончив Учительский университет, Сологуб учительствовал в провинции (в Великих Луках и Вытегре). В 1892 году 25-летний Сологуб переехал в Петербург, получил место учителя математики и вошел в литературный круг. По протекции Николая Минского Сологуб стал сотрудником журнала «Северный вестник». И жизнь сразу забурлила, завихрилась, все стало живее и интереснее, чем в провинции. Исканий не было. Как отмечал Ходасевич, Сологуб «сразу нашел себя».

В своем творчестве Федор Сологуб был более социален, более приближен к заботам и тревогам простых людей. Поэт сам испытал бедность и нужду и поэтому его стихи предельно обнажены и реалистичны. Валерий Брюсов отмечал, что среди декадентов Сологуб «один из немногих... сохранивших живую, органическую связь с землею... он у себя дома и здесь, на земле».

В 1895-1896 годах выходят первые сборники Сологуба: «Стихи. Книги первая» (издан на средства автора и малым тиражом) и «Тени. Рассказы и стихи». Одна за другой выходят книги стихов и рассказов «Змий. Стихи. Книга шестая» (1907 год), «Пламенный круг» (1908 год), «Книга разлук» (1908 год), «Книга очарований» (1909 год). В эти же годы Сологуб выступает и как драматург. А вершиной его прозы стал знаменитый роман «Мелкий бес», написанный в 1902 году и опубликованный лишь через пять лет (1907). Появление этого романа определило дальнейшую судьбу писателя: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом.

Собрание сочинений Сологуба выходило в 1909-1912 годах (Петербург: издательство «Шиповник», в 12 томах) и в 1913-1914 годах (Москва: издательство «Сирин», 20 томов, тираж -1100 экземпляров).

После октябрьского переворота 1917 г. Ф. Солоуб попадает в категорию полузапрещенных писателей: его мировидение не соответствовало «нормативному». Хотя в относительно либеральный для издательского дела период еще выходили его сборники «Небо голубое», «Одна любовь», «Соборный благовест» (все вышли в 1921 году), «Великий благовест» (1923).

На выставке представлены прижизненные издания произведений писателя, вышедшие отдельно или в составе сборников:

Сологуб Ф. Звериный быт : рассказ // Земля : [альманах]. Сб. 8. М. : Моск. книгоизд-во, 1912. ;

Сологуб Ф. [Мелкий бес : роман. Берлин ; Пб. ; М. : Изд. З. И. Гржебина, 1923].;

Сологуб Ф. Старый дом // Земля : [альманах]. Сб. 3. М. : Моск. книгоизд-во, 1909;

Сологуб Ф. Театр одной воли : [ст.] // «Театр» : кн. о новом театре : сб. ст. [СПб. : Шиповник, 1908];

Сологуб Ф. Царица поцелуев : новелла / ил. Владимира Григорьева. Репр. воспр. изд. 1921 г. М. : Гос. малое предприятие «Политекст» ; Полигр. предприятие «Чертан. тип.», 1990.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941)

Русский писатель, литературный критик, поэт, религиозный философ, переводчик и общественный деятель, один из основателей русского символизма и яркий представитель Серебряного века.

Дмитрий Сергеевич Мережковский появился на свет 14 августа 1866 года в Санкт-Петербурге. Отец его служил мелким дворцовым чиновником. С 13 лет Дмитрий Мережковский начал писать стихи. Через два года, будучи гимназистом, он посетил вместе с отцом Ф. М. Достоевского. Великий писатель нашел стихи Мережковского слабыми и сказал начинающему автору, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать. В это же время Мережковский познакомился с Семеном Надсоном и именно через него вошел в литературную среду. В 1888 увидел свет первый сборник стихов Мережковского, названный просто - "Стихотворения". Поэт здесь выступает учеником Надсона.

С 1884 года Мережковский учился в Петербургском и Московском университетах на историко-филологических факультетах. В это же время увлекся философией позитивизма и сблизился сотрудниками "Северного вестника" Глебом Успенским, Владимиром Галактионовичем Короленко, Всеволодом Гаршиным, благодаря которым стал понимать с народнических позиций проблемы, стоявшие перед обществом. Увлечение это, однако, было непродолжительным. Знакомство с поэзией В. Соловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение поэта. Дмитрий Сергеевич отказался от "крайнего материализма" и перешел к символизму.

Как отмечали современники, Дмитрий Мережковский был очень замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. Тем более знаменательным стал для него 1889 год. Именно тогда Мережковский женился. Его избранницей стала Зинаида Гиппиус. Поэт прожил с ней 52 года и не расставался ни на день. Этот творческий и духовный союз З. Гиппиус описала в неоконченной книге под названием "Дмитрий Мережковский".

Зинаида являлась "генератором" идей, а Дмитрий оформлял и развивал их в своем творчестве. Дмитрий Сергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, выступал в роли критика, публиковался в журналах "Труд", "Русское обозрение", "Северный вестник".

 В 1892 году Мережковский прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и "мистическое содержание" могут расширить "художественную впечатлительность" русской словесности. Сборник "Символы" появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии.

Статья Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) была воспринята как манифест новой литературы, эстетическая декларация и философско-эстетическое, теоретическое обоснование русского символизма. В статье в мистико-символическом духе автор рассматривает наследие русской классики, видя в ней основы «нового идеализма». Новое религиозное искусство, по концепции Мережковского, должно быть основано на «мистических прозрениях художника». Рождению «нового искусства» способствовали умонастроения противоречивой эпохи, отрицающей позитивизм и рационализм, но не нашедшей новые основания духовной деятельности. Мережковский писал: «Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе, в этом трагическом противоречии так же, как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века». Кризис позитивизма русской литературы 60-х годов XIX в., считал он, может привести к «смерти народной литературы – величайшему бедствию, немоте целого народа».

Среди поэтов-современников Мережковский был резко обособлен. Он выделялся тем, что выражал в своем творчестве общие настроения, тогда как А. Блок, Андрей Белый, К. Бальмонт, даже касаясь "злободневных" общественных тем, говорили, прежде всего, о себе, о собственном отношении к ним.

Мережковский, много работал над исторической прозой. Он создал трилогию "Христос и антихрист", основная идея которой заключалась в борьбе двух принципов - христианского и языческого, а также в призыве к новому христианству, в котором "небо земное", а "земля небесная".

В 1909 году вышел четвертый сборник «Собрание стихов». Книга являлась, скорее, антологией, новых стихотворений в ней было немного. Однако определенный подбор произведений, сделанный Мережковским, придал сборнику современность и новизну. В него были включены только произведения, отвечавшие изменившимся взглядам автора. Старые стихотворения обрели новый смысл.

 В 1911 году вышло его «Собрание стихов», а в 1920 году после Октябрьской революции супруги уехали из России.

Дмитрий Сергеевич издал множество книг, в числе которых романы, критические и публицистические статьи, драматургические сценарии, философские и религиозные произведения, стихи. Его вклад в мировую литературу поистине не оценим. С 1914 года писатель был десять раз номинирован на Нобелевскую премию.

Основатель символизма умер 9 декабря 1941 года в Париже.

На выставке представлены прижизненные отдельные издания прозы и поэзии Мережковского, а также издания первых собраний сочинений автора:

Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений : [в 17 т.]. СПб. ; М. : Изд. Т-ва М. О. Вольф, 1911-1913.

Т. 1 : Христос и Антихрист : трилогия : I. Смерть Богов : Юлиан Отступник. 1912.

Т. 2 : Христос и Антихрист : трилогия : II. Воскресшие Боги : Леонардо да-Винчи. Кн. 1-9. 1911.

Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений : [в 24 т.]. Т. 18. М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1914. 275, [4] с.

Из содерж.: О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.С. 173-275.

Мережковский Д. С. Новые стихотворения : 1891-1895. СПб. : Изд. Кн. маг. М. М. Ледерле, ценз. 1896.

Мережковский Д. С. Собрание стихов : 1883-1903 г. М. : Скорпион, 1904.

Мережковский Д. С. Александр I : [в 2 т.]. Репр. воспр. изд. 1913 г. М. : СП «Интерграф Сервис», 1990.

Мережковский Д. Вечные спутники : Марк Аврелий. Плиний Младший. 3-е изд. СПб. : Изд. М. В. Пирожкова, 1907.

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945)

Русская поэтесса, писательница, драматург, литературный критик. Ведьма, Сатанесса, Белая Дьяволица, Декадентская Мадонна, Злая Оса, Гиппиусиха — так называли ее современники.

Зинаида Николаевна Гиппиус была эффектной женщиной, но одновременно напоминала и мужчину. Часто носила мужской костюм –  так, на портрете кисти Льва Бакста она изображена в образе английского щеголя XIX века. В ее облике словно воплотилось еще одно модное понятие того времени: андрогин – существо, сочетающее в своем физическом и психологическом облике черты мужественности и женственности. Зинаида Николаевна была непоколебимо уверена в собственной исключительности и значимости, и всячески пыталась это подчеркнуть.

О златокудрой представительнице серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили, что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская остальных людей «пачками» и «сериями». Писательница любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением.

Ее острого языка боялись, ее многие ненавидели, но к ее мнению прислушивались все.  Стихи были написаны в основном от мужского лица. В этом была и доля эпатажа, и игра, и проявление ее действительно в чем-то мужской натуры (недаром говорили, что в их семье Гиппиус – муж, а Мережковский – жена; она оплодотворяет его, а он вынашивает ее идеи).

Пока одни восхищались работами Гиппиус, другие выказывали идеологу русского символизма пренебрежение, заявляя, что ее гений достаточно посредственен. Спустя столетия интерес к творчеству и биографии Декадентской Мадонны значительно вырос, и сейчас произведениями поэтессы зачитывается как возрастная аудитория, так и молодежь.

Уже с 1888 года Гиппиус начала печататься: первой ее публикацией были стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним – Антон Крайний. Гиппиус писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»), о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»), о народе («Крик», «Стекло»).

Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896) и «Зеркала» (1898) господствовали идеи Достоевского, которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.

Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни. Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.

Зинаида Гиппиус познакомилась с Мережковским в 1888 году в Боржоми. Там начинающая поэтесса поправляла здоровье, а Мережковский, путешествующий в тот период по Кавказу, был в городе проездом. При первой же беседе Зинаида ощутила их мистическое родство душ. Дмитрий также был очарован восемнадцатилетней поэтессой. Его пленила не столько красота девушки, сколько ее ум. Через пару месяцев мужчина сделал возлюбленной предложение, и та, ни секунды не сомневаясь, ответила согласием.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса признается, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.

В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция 1905–1907 годов. После нее в свет вышли сборники рассказов «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912); романы «Чертова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913). В своих произведениях Гиппиус утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.

Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года, Гиппиус вместе с мужем эмигрирует в Париж. Обосновавшись в Париже, где у них еще с дореволюционных времен осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции Николаем Бердяевым, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом, Иваном Буниным, Александром Куприным и другими. В эмиграции З. Гиппиус пишет стихи, воспоминания и публицистические статьи, в которых выступает с резкими нападками на Советскую Россию и пророчит ей скорое падение.

После смерти мужа Гиппиус начала писать книгу «Дмитрий Мережковский», но из-за проблем с правой рукой закончить работу не смогла.

Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Гиппиус хотела как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач все еще неплохо работавшая фантазия Гиппиус создала мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.

Единственной отрадой сходившей с ума женщины была кошка. Ни на секунду не отходившее от хозяйки животное покинуло женщину только однажды – в день ее кончины. Умирая, Зинаида Николаевна тщетно пыталась нащупать руками спутницу ее последних лет. Легенда серебряного века умерла 9 сентября 1945 года в возрасте 76 лет. Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с супругом.

Литературное наследие З. Гиппиус сохранилось в сборниках стихов, драм и романов.

На выставке представлены прижизненные издания произведений З. Гиппиус:

Гиппиус З. Зелёное кольцо : пьеса в 4 действиях с послесловием «Зелёное – Белое – Алое». Пг. : Огни, 1916. ;

Гиппиус З. Н. (Мережковская). Новые люди : рассказы. СПб. : Тип. М. Меркушева, 1896.

Гиппиус З. Чёрное по белому : 5-я книга рассказов. СПб. : Изд. М. В. Пирожкова, 1908.

Крайний Антон (З. Гиппиус). Литературный дневник (1899-1907). СПб. : Изд. М. В. Пирожкова, 1908.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Известный поэт-символист, эссеист, переводчик, яркий представитель русского декаданса. Его творческое наследие включает в себя 35 поэтических сборников и 20 книг прозы. В 1923 году был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Бальмонт был самым ярким из всех поэтов Серебряного века. Он писал филологические трактаты, литературные исследования, критические эссе. Современники Константина Бальмонта называли его «вечная тревожная загадка». У него была масса последователей, он был образцом литературного стиля для Марины Цветаевой и Игоря Северянина, Максимилиана Волошина и Ильи Эренбурга.

В 1890 году поэт на свои деньги издал первый «Сборник стихотворений», но книга не была принята читателями, ее посчитали очень слабой. Впоследствии Бальмонт смог выкупить и уничтожить почти весь ее тираж. В это время в жизни писатели происходит ряд других важных событий: он серьезно ссорится с родителями из-за своей женитьбы, остается без средств к существованию и сталкивается с острым нервным расстройством. Все это привело к неудачной попытке суицида, после чего он целый год был прикован к постели.

Отправной точкой творчества Бальмонта считается сборник под названием «Под северным небом». Публика очень тепло его приняла, точно так же, как и последующие сборники – «Тишина» и «В безбрежности мрака». Поэзию Бальмонта начали с удовольствием печатать модные журналы того времени, он стал невероятно популярным, ему прочили большое будущее.

К середине 90-х годов в окружении Бальмонта появились К. Мережковский, В. Брюсов, З. Гиппиус. Прошло немного времени, и его начали воспринимать, как самого выдающегося поэта-символиста. В его стихах звучит восторженность окружающим миром, некоторые сборники содержат «демонические» темы. Это особенно актуально для сборника «Злые чары», полный тираж которого власти конфисковали по цензурным соображениям. Поэт практически всегда импровизировал, никогда не правил свои тексты, полагая, что самое лучшее всегда рождается в творческом порыве.

К. Бальмонт считается одним из зачинателей символизма. У него была своя точка зрения на саму сущность этого направления, отличная от позиции как “старших”, так и “младших” символистов. Он понимал символизм как поэзию, не только имеющую конкретный смысл, но и скрытое содержание, которое выражается при помощи тончайших намеков.

В своем творчестве Бальмонт не отдавал предпочтения какому-то одному жанру: он был автором и мемуаров, и филологических трактатов, и критических эссе. Достиг больших успехов в переводческой деятельности. Много путешествовал и его творчество буквально пропитано описанием зарубежной экзотики и культуры.

После успешных сборников “Стихотворения” (1906) и “Песни мстителя” (1907), которые стали реакций поэта на первую революцию, его популярность начинает снижаться. Следующая книга “Жар-птица. Свирель Славянина” уже не была столь же успешной, как предыдущие. Сборники “Птицы в воздухе” (1908) и “Зеленый вертоград” (1909) встретили резкую критику А. Блока. Последними относительно успешными книгами Бальмонта стали “Ясень” (1916) и “Сонеты солнца, меда и луны” (1917).

Во время декабрьского московского восстания 1905 года Бальмонт выступает перед студентами. Но, опасаясь ареста, вынужден покинуть Россию. С 1906 по 1913 годы живет во Франции в статусе политического эмигранта. Находясь в своеобразной ссылке, он продолжает писать, но критики все чаще стали говорить об упадке творчества Бальмонта. В его последних произведениях прослеживается некая шаблонность и самоповторяемость.

Сам поэт считал своей лучшей книгой «Горящие здания. Лирика современной души». Если до этого сборника его лирика была исполнена тоской и меланхолией, то «Горящие здания» открыли Бальмонта с другой стороны – в творчестве появились «солнечные» и жизнерадостные ноты.

Вернувшись в Россию в 1913 году, Бальмонт издал 10-томное полное собрание сочинений. Он работает над переводами и выступает с лекциями по стране. Февральскую революцию Бальмонт воспринял восторженно, как и вся русская интеллигенция. Но вскоре пришел в ужас от творившейся анархии в стране.

Бальмонт был в Петербурге, когда началась Октябрьская революция. По его словам, это был «ураган сумасшествия» и «хаос». В 1920 году поэт переехал в Москву, но вскоре из-за слабого здоровья супруги и дочери уехал во Францию. В Россию он больше не вернулся.

В 1923 году Бальмонт издал две автобиографии - «Под новым серпом» и «Воздушный путь». До первой половины 1930-х годов он проехал всю Европу, у публики его выступления имели успех. Но вот у русской диаспоры он уже признанием не пользовался.

Закат творчества Бальмонта пришелся на 1937 год, тогда он издал свой последний сборник стихов «Светослужение». В том же году у поэта обнаружили психическое заболевание и с этого момента он уже больше не писал стихов.

23 декабря 1942 года Бальмонт скончался в приюте «Русский дом» недалеко от Парижа в Нуази-ле-Гран в нищите и забвении. Причиной его смерти стало воспаление легких.

На выставке представлены прижизненные издания Бальмонта:

Бальмонт К. Под северным небом : элегии, стансы, сонеты. СПб. : Тип. М. Стасюлевича, 1894.

Бальмонт К. Только любовь : семицветник. М. : Гриф, 1903

Бальмонт К. Д. Горные вершины : сб. ст. Кн. 1. М. : Гриф, 1904.

Бальмонт К. Д. Птицы в воздухе : строки напевные. СПб. : Шиповник, 1908.

Бальмонт К. Д. Злые чары : книга заклятий / Изд. журн. «Золотое Руно». М. : Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1906

Бальмонт К. Д. Зелёный вертоград : слова поцелуйные. СПб. : Шиповник, 1909

Бальмонт К. Д. Полное собрание стихов : [в 10 т.]. [Т. 7] : Жар-Птица : Свирель Славянина / рис. обл. работы К. Сомова ; надпись М. Добужинского ; исп. в 12 красок Хромолитогр. И. Кадушкиным в СПб. М. : Скорпион, 1907.

Бальмонт К. Д. Собрание лирики : [в 5 кн.]. М. : Изд. В. В. Пашуканиса, 1917-1918.

Поделиться:
Подбор литературы