ул. Пушкинская, 175А

В мире неакадемической музыки

1 октября 2021 - 27 октября 2021
Отдел искусств (1 этаж)

Джаз, Рок, Металл, Фанк, Соул, Шансон. Мир музыки безграничен. Множество лет развития музыкальной культуры подарили миру немало новых музыкальных жанров и направлений. Очередная выставка отдела искусств посвящена миру неакадемической музыки. То есть той музыке, которая не относится к так называемой классической.

На выставке представлены книги по нескольким направлениям неакадемической музыки – традиционная фольклорная (народная) музыка, самодеятельная авторская и бардовская песня, популярная эстрада, джаз, рок, метал, некоторые направления инди-музыки и другие.

Вначале было слово. Потом древний человек стукнул по камню, и он зазвучал, взял в руки тростник, и он запел, взял в руки лук, и он заиграл. Так появилась народная музыка. Выставка открывается литературой, посвященной народной музыке разных стран. Книга профессора, доктора искусствоведения Елены Викторовны Васильченко «Музыкальные культуры мира» дает описание музыкально-культурного пространства Земли как целостных «звуковых портретов» различных региональных цивилизаций, так и отдельных явлений мировой музыкальной культуры, которые могут служить своеобразными «звуковыми символами» своих музыкальных культур. Автор предлагает рассматривать звук не как явление курса физики, а как универсальное средство познания мира и музыки как важнейшей сферы реализации звуковых возможностей земной цивилизации.

Также представлен сборник статей и фрагментов работ африканских, европейских и американских исследователей «Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки», книги Изабеллы Елоян «Очерки арабской музыки» и Бигамрде Чайтанья Дева «Индийская музыка». Ряд книг посвящен отечественной фольклористике. Среди них книга профессора, доктора искусствоведения Вячеслава Щурова «Стилевые особенности русской народной музыки». Автор рассматривает стилевые свойства русской народной музыки в зависимости от жанра, музыкальных норм исторической эпохи и требований местной традиции.

Существуют мнения, что музыкантами могут называться только те авторы, которые самостоятельно сочиняют слова, музыку и исполняют свои произведения. Древнейшие из них – менестрели, трубадуры, труверы, древнегреческие аэды, средневековые барды. В разных странах были разные названия для этих музыкантов. Следующий раздел нашей выставки знакомит с литературой, посвященной авторской, бардовской песне. На выставке представлена основательная антология «Авторская песня», составленная Дмитрием Сухаревым и включающая более двухсот поэтических и около ста музыкальных имен, массивы которых сведены в концепт, названный «Введение в субъективную бардистику». В книге представлена краткая биографическая справка об авторе, приводится фотография и поэтические тексты, отобранные составителем на свой вкус. Информация о том, состоит ли автор в Клубе самодеятельной песни (КСП) – неформальном социальном движении, возникшем в СССР и объединяющем любителей «бардовской» песни.

Многие эстрадные и рок певцы сами сочиняют песни, сами же их поют, но их не принято называть бардами. Ответы на вопрос «почему?» дает книга Сергея Истомина и Дениса Денисенко «Самые знаменитые барды России», где собраны биографические сведения и небольшой анализ творчества тридцати известных авторов. Также на выставке представлены издания об отдельных исполнителях – Владимире Высоцком, Юрии Визборе, Булате Окуджаве.

Музыка занимает важнейшее место в современном обществе. Среди огромного её многообразия особенно масштабное значение в последние десятилетия приобрела современная популярная музыка. Она сформировалась в странах Запада на основе американской популярной и традиционной музыки, а затем распространилась почти повсеместно. Отправной точной возникновения этой совокупности жанров стал момент зарождения в середине 50-х годов 20 века рок-н-ролла, выросшего из ритм-н-блюза и кантри. А в 60-е он уже разросся до масштабов рок-музыки. Практически одновременно с рок-музыкой и современной поп-музыкой всё больше стали сливаться многие ранее существовавшие жанры и стили музыки, такие как кантри, блюз, госпел и джаз. Все вместе срослись в единую современную популярную музыку, которая постепенно приобрела значение глобальной. Критерии популярности исследует в своей книге «Кто есть кто, или Музпросвет в глобальной современной популярной музыке» Александр Русаков.

Основную часть выставки составляет литература о профессиональных музыкантах. В начале 20 века произошло событие, навсегда изменившее не только музыкальный, но и весь остальной мир – появление звукозаписи. Фундаментальная энциклопедия Игоря Цалера «Популярная музыка ХХ века: джаз, блюз, рок, кантри, фолк, электроника, соул» – это история джаза и блюза, поп-музыки и рока, соула и кантри, электроники и фолка в их характерных образцах. Семьсот семьдесят семь известных и редких, любимых и забытых жемчужин звукозаписи от первой джазовой пластинки до первой песни, переведенной в формат mp3.

«Жизнь короля» – так называется многотомник личного биографа Майкла Джексона Рэнди Тараборелли. Так много было сказано и написано о жизни и карьере Майкла Джексона, что стало почти невозможно отделить этого человека от мифа. Представленная первая часть является плодом более чем 30-летнего исследования и сотен эксклюзивных интервью с самым близким кругом семьи Джексонов, включая самого Майкла. Пробиваясь сквозь слухи таблоидов, Дж. Рэнди Тараборрелли прослеживает реальную историю Майкла Джексона, начиная с его обучения в детстве, когда он был звездой, и заканчивая расцветом его таланта, его постоянно меняющейся внешностью и причудливыми рекламными трюками.

Следующий раздел экспозиции посвящен феномену эстрады. Парижские кабаре, первые ВИА, мастера разговорного жанра и поп-легенды представлены на страницах книги С. Клитина «История искусства эстрады». Учебник построен в форме диалога автора со студентами и посвящен двухвековому (XIX и XX столетия) периоду становления в Европе профессионального искусства малых форм.

«Поющие гитары», «Самоцветы», «Лейся, песня!», «Цветы», «Синяя Птица», «Песняры, «Ариэль» – эти названия знакомы каждому любители советской эстрады. Книга В. Щёлкина и С. Фролова «Легенды ВИА» знакомит с феноменом вокально-инструментальных ансамблей на отечественной сцене. Возникнув в середине 60-х годов, Российские ВИА вначале отожествлялись с рок-группами, и только в 70-е годы ВИА получили свой официальный статус и стали так популярны и многочисленны, что в 1984 году прошло заседание специальной комиссии, где решался вопрос о правах музыкальных коллективов на публичные выступления. Были разработаны новые строгие правила, касающиеся всех ВИА. Представленная книга знакомит с большинством коллективов, оставивших след в отечественной музыкальной культуре.

Пожалуй, нет в современной российской музыке жанра, вызывающего больше споров, чем русский шансон. Книга М. Кравчинский Насонова. «Легенды и звезды Шансона. От Вертинского до Шуфутинского» посвящена феномену этого жанра и рассказывает о пути становления шансона в России – от нетривиальных зарисовок на бытовые темы и куплетов на злобу дня на сценах бесчисленных кафе-шантанов, ярмарочных балаганов в начале века, до тюремной лирики и «блатняка» хлынувшего на российскую сцену в неспокойные 90-е. Также представлена литература о выдающихся исполнителях, как русского, так и зарубежного шансона – Александре Вертинском, Эдит Пиаф.

Результатом совместной жизни африканцев и европейцев на протяжении трех столетий в Северной Америке, а также важным культурным достижением стало возникновение афро-американской музыки. Наиболее совершенным её синтезом оказался джаз. С течением времени джаз развивался от разновидности танцевальной музыки до концертной формы, от исключительно «черной» бедной музыки до грандиозных фестивалей и факультетов в вузах. Создав множество ярких, отличающихся друг от друга стилей, сегодня джаз является частью современного музыкального развития в виде коллективного импровизационного исполнительства, в котором не только выбор материала, но и способ реализации зависит от индивидуальности исполнителя. Книга Ю. Г. Кинуса «Джаз: истоки и развитие» посвящена важной части музыкальной культуры XX века. Впервые автор подробно рассматривает жанры, на основе которых сформировался джаз. В хронологическом порядке представлены стили джаза, история их возникновения и музыкальная характеристика.

Представляется интересным фотоальбом Германа Леонарда «Джаз». Начиная с 1950-х годов, фотографии джазовых музыкантов Германа Леонарда сыграли решающую роль в формировании образа музыки и мира, в котором она была создана. Дружба Леонарда с великими джазовыми музыкантами, такими как Диззи Гиллеспи и Майлз Дэвис, дала ему редкий доступ к новаторам, создавшим современный джаз, и местам, в которых они выступали. Леонард брал свою камеру в прокуренные клубы и на сеансы после работы, на закулисные вечеринки и в квартиры музыкантов, чтобы создать несравненную визуальную запись одного из самых значительных видов искусства двадцатого века. Его яркие образы Чарли Паркера, Эллы Фитцджеральд, Дюка Эллингтона, Билли Холидей и многих других являются одновременно высшими образцами искусства фотографа и уникальным свидетельством музыкальной революции. Для издания книги Леонард собрал множество ранее закрытых фотографий, опубликованных здесь впервые, наряду с его самыми известными и широко признанными изображениями.

Также представлены книги об истории российского джаза и об отдельных исполнителях – Чарли Паркере и Оскаре Питерсоне.

Несомненно, яркое влияние на мир и умонастроения людей оказала рок-музыка. Одной из важнейших книг, представленных в этом разделе, можно считать книгу Майка Робертса «Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством». Джон Леннон, Дэвид Боуи, Фрэнк Заппа, the Who, the Velvet Underground, Новая волна, Панк: книга представляет собой исследование, посвященное переплетению историй поп-музыкантов и изобразительного искусства. Группы и отдельные лица, представленные здесь, возможно, все еще стали бы успешными музыкантами, если бы они не изучали искусство, но на то, какими музыкантами они стали, и на то, какой музыкой они заинтересовались, существенно повлиял их опыт в художественной школе. Там, где когда-то эти музыканты считали бы себя артистами, теперь они стали художниками. И поэтому то, что они практиковали, то есть популярная музыка, стало формой искусства, не в последнюю очередь потому, что они так говорили. Этот замечательный обзор охватывает всемирную историю рока художественной школы и обновляет историю, рассматривая последние тенденции и текущую практику современных художников-музыкантов.

Ещё одним интересным изданием можно считать книгу «Белые велосипеды» Джо Бойда о том, как делали музыку в 60-е. Написанная словами участника событий, она описывает историю зарождения множества музыкальных имен, сейчас имеющих статус культовых. Шестидесятые начались летом 1956 года, достигли кульминации 1 июля 1967 во время выступления группы Tomorrow в клубе UFO и закончились в октябре 1973. История шестидесятых – это также история о том, как музыка вырвалась из оков Тин-Пан-Аллеи, превратившись из чисто развлекательных СМИ для масс в собственную социологию и историографию. Музыка шестидесятых тосковала по более ранним годам и эпохам, когда музыка отражала жестокость и страдания, потерянную любовь и другие эмоции, традиции прошлого, а также музыку, передаваемую из поколения в поколение и из разных культур.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров – death-метала, панк-рока и грайндкора.

«Рок-посевы» – еженедельная передача о популярной музыке, выходившая в эфир Русской службы Би-би-си в течение 27 лет – с 10 июня 1977 года по 12 июня 2004 года. Именно благодаря этой получасовой программе имя Севы Новгородцева стало известным на территории России: в те годы она была одним из немногих независимых источником информации о западной музыке, доступным для советских меломанов. Итогом этой передачи стало двухтомное издание «Рок-посевы», куда включены истории Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, The Who, Pink Floyd, Оззи Осборна, Элтона Джона и Эрика Клэптона. Также представлены отдельные книги о группах Beetles, Pink Floyd, Radiohead, Depeche mode.

Особняком в мировой музыкальной культуре стоит феномен русского рока. Зародившись в СССР в 1960-е годы под влиянием западной рок-музыки и бардовской песни, своего расцвета русский рок достиг в 1980-е, благодаря перестройке и ослаблению цензуры в СССР. В этот период были созданы рок-клубы, появились и приобрели популярность такие группы, как «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Ария», «Браво», «Nautilus Pompilius». Выходили из подполья «Чайф», «Машина Времени». На выставке представлены энциклопедия «Русский рок», изданная Всероссийской ассоциацией рокеров, энциклопедия обозревателя «Российской газеты» Александра Алексеева «Кто есть кто в российской рок-музыке» и книга признанного рок-летописца Александра Кушнира «Золотое подполье. Полная энциклопедия рок-самиздата 1967-1994».

Русский рок XX века часто рассматривают как единое культурное движение, имеющее некоторые общие музыкальные, эстетические и идейные черты. Характерной особенностью русского рока был акцент на текстах песен, также русский рок стал символом молодёжи эпохи перестройки. Русский рок подарил множество имен, сейчас являющихся иконами. На выставке представлены книги о двух таких музыкантах – книга Виталия Калгина о Викторе Цое и группе «Кино» и сборник воспоминаний о лидере группы «Гражданская оборона» Егоре Летове. Летов был представителем одного из ярких направлений рока – панк-рока. В «Философии панка: Больше, чем шум» панк Крейг О'Хара объясняет политику, как революционную, так и реакционную, стоящую за панк-субкультурой, уделяя особое внимание ее корням в анархистском сообществе и активизме. Эта книга чрезвычайно важна для понимания панк-движения, которое началось в США в середине 70-х и распространилось по миру из Великобритании в конце 70-х годов с помощью Sex Pistols и The Clash. Автор стремится показать, что это «музыкальное» движение, этот новый этап в развитии рока уникален и долговечен. Это привело к панк-движению, а также движению скинхедов среди белых. Они использовали свою музыку, чтобы отличаться от доминирующего общества. Их музыка была заимствована из рок-н-ролла и пыталась использовать звуки, гармонию и ритм, чтобы создать нечто, звучащее в полном противоречии со всем, что было сделано раньше, и таким образом они пытались разрушить музыкальную сцену. Так же представлена литература об отечественной панк-сцене.

К концу 60-х – началу 70-х от психоделического рока откололась небольшая формация американских и британских прогрессивных рок-групп и музыкантов, которая стала экспериментировать с блюзами и джазовым свингом. В этот период начинает зарождаться и вводиться особая техника игры на ритм-гитаре. Гитаристы начинают играть особыми ритмическими фигурами – риффами. Бас-гитаристы тоже нередко склоняются к игре короткими ритмическими фигурами, образующих закольцованную ритмично повторяющуюся музыкальную фразу. Позже появляется термин «гитарный рифф», из песен выделяются мелодические ходы, которые подобно джазовым стандартам, становятся самостоятельными узнаваемыми мотивами. Параллельно шли эксперименты со звуком – с развитием электроники, всё больше внимания стало уделяться искажению тембра ритм-гитары. Одна из ранних записей с использованием намеренного искажения риффов была сделана группой The Kinks в 1964 году. Открытие «жёсткой» перегрузки звука, получившей название «дисторшн», имело фундаментальное значение для следующего жанра – металла. Представленная на выставке книга «Хэви-метал. От тяжелого рока до экстремального метала» приглашает читателей в музыкальное путешествие по этому стилю, включая его происхождение, развитие и поджанры, такие как трэш, doom, death и готический метал. С эксклюзивными фотографиями и комментариями он анализирует такие новаторские группы, как Led Zeppelin, Black Sabbath, Motley Crue, Motörhead, Metallica, Megadeth и Slayer, с помощью их звуков, текстов, тем, сценических образов и действий, определяющих тенденции. Также сильное влияние на металлистов оказали идеи панк-культуры – от внешнего вида музыкантов до многих идей в музыке: скорость, «грязный» звук, простота риффов, упрощённость композиции, вызывающие поведение вокалистов по-разному вводились и интерпретировались в различных зарождающихся направлениях метала.

Новая революция начала 80-х и развитие электронных музыкальных инструментов подарила миру еще несколько жанров, надолго поселившийся в клубах и вечеринках – Рейв, Техно, Прогрессив, Хаус. В подпольных клубах музыка готовится к своей последней великой революции. Двадцать пять лет спустя хаус-музыка стала глобальным явлением. Его художники стали кумирами или вестниками новых художественных авангардов, когда эстетика техно широко распространена в нашем культурном ландшафте. Лоран Гарнье в книге «Электрошок» рассказывает на своем опыте и воспоминаниях об эпопее электро: ее ключевых моментах, ее главных актерах, событиях и местах, ее тайных историях и проблемах. А также разбирает роль и место диджея в современных реалиях и показывает, что электронная музыка это источник нескончаемых экспериментов. Восьмидесятые, главные революционные годы, стали отправной точной для ещё одного музыкального жанра – рэпа и хип-хопа. В 1979 году маленькое андеграундное движение со скромными запросами и амбициями прорвалось в мир. Выйдя из клубов Бронкса, школьных спортзалов и уличных вечеринок, эта новая музыка ломаных фанк-ритмов и рифмованных текстов была впервые запущена в записи. Когда диско-эра рухнула, её место занял хип-хоп. Книга Дэвида Тупа «Рэп Атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа», рассказывает историю об удивительном феномене, который к 1998 году обогнал музыку кантри, стал самым продаваемым форматом Америки, а в наше время стоит на одной вершине с поп и рок музыкой.

Поделиться:
Подбор литературы