ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Отец русского театра»

1 апреля 2023 - 29 апреля 2023
Выставочная зона (2 этаж)

Центр книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки предлагает вниманию посетителей выставку, приуроченную в 200-летию со дня рождения А. Н. Островского «Отец русского театра»

Александр Николаевич Островский (1823-1886) русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Сущность нового театра, согласно Островскому, заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актерскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Отец Александра Николаевича был адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин. Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал греческий, французский и немецкие языки. Позднее выучил английский, итальянский и испанский. Всегда много читал. С раннего возраста Островский почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет становится студентом юридического факультета Московского университета. Будущая профессия его не привлекает и, может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года). Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

И через год в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».

Под влиянием главного идеолога журнала А. Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

Часть отчётов позднее было опубликовано, но большинство – не известно широкой публике и в наше время.

В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.

В 1881 году при Дирекции императорских театров организуется специальная комиссия для создания новых законодательных актов регулирующих работу театров по всей стране. Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах. Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.

С 1883 года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича – пьеса «Без вины виноватые» – классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.

Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.

Островский работает с театральными деятелями. У него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т. ч. античной) драматической литературы. Но его здоровье с каждым годом ухудшается.

2 (14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.

Похоронен драматург на церковном кладбище у храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Средства на похороны выделил Александр III. Вдове с детьми была назначена пенсия.

На выставке представлены прижизненные издания сочинений А. Н. Островского:

  • Собрание сочинений А. Н. Островского. Т. 1-10. - Санкт-Петербург: Типография А. А. Краевского, 1874-1884

В 1872 году при содействии Н. А. Некрасова, Островский заключил с петербургским издателем и книгопродавцем С. В. Звонарёвым договор на третье издание собрания своих сочинений в 7 томах. Однако через год Звонарёв отказался от договора с Островским. Тогда Некрасов предложил заключить с ним и А. А. Краевским договор на 8-томное собрание сочинений. Этот договор был заключён 21 декабря 1873 года, и уже в следующем году в типографии А. А. Краевского все восемь томов были выпущены в свет. Дополнительный к этому изданию 9-й том вышел в 1878 году в издательстве книжного магазина Ф. И. Салаева.

В издание включены все пьесы, написанные ко времени выхода в свет собрания сочинений. Из пьес, созданных в сотрудничестве, напечатана «Василиса Мелентьева». Научный аппарат отсутствует.

На выставке посетители увидят 1, 4-7 и 9 тома собрания сочинений.
 

  • Собрание сочинений А. Н. Островского. Т. 1-10. - Санкт-Петербург: Издание Н. Г. Мартынова, 1885-1886.

Островскому удалось заключить договор с петербургским книгоиздателем Н. Г. Мартыновым, который осуществил четвёртое издание Полного собрания сочинений А. Н. Островского в 8 томах и дополнительно выпустил два тома драматических переводов в 1886 году. Здесь впервые был опубликован не искажённый по требованиям цензуры текст комедии «Свои люди - сочтёмся!» по рукописной копии первой редакции пьесы или по оттиску первой публикации из журнала «Москвитянин».

Во всех этих изданиях Островский активного участия не принимал, ограничиваясь выражением согласия на их выпуск. По просьбе автора редакционной подготовкой занимались С. В. Максимов, И. Ф. Горбунов и другие, которые читали корректуры и иногда вносили в текст те или иные мелкие изменения в репликах и ремарках, руководствуясь, по-видимому, театральной практикой и традицией постановки. Эти изменения, авторизация которых сомнительна, дошли до нас в прижизненных изданиях.

В экспозиции выставки демонстрируются и отдельные издания произведений А. Н. Островского

  •  Снегурочка : весенняя сказка в четырех действиях с прологом / А. Н. Островский ; [иллюстрации В. М. Васнецова]. - [Москва : Художественная литература, 1954].

Подарочное издание с полностраничными цветными и черно-белыми иллюстрациями Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926).

Книга в суперобложке, издательском ледериновом переплете с узорным цветным тиснением по передней переплетной крышке и корешку, фактурными форзацем и нахзацем, ляссе. Тираж издания 30 000 экземпляров. 

Пьеса впервые была напечатана в № 9 за 1873 год журнала «Вестник Европы». В основе сюжета русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» А. Н. Афанасьева (1867).

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия Управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому Петру Ильичу Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил «Снегурочку».

Новаторский характер «весенней сказки» был не понят многими современниками (например, Н. А. Некрасов уклонялся от публикации пьесы в «Отечественных записках», хотя Островский был постоянным автором журнала). Островского знали как реалиста и сатирика, а «Снегурочка» воспринималась как произведение, нарушающее закономерности его творчества: пьесу называли «бессодержательной» и «фантастической».

Премьера «Снегурочки» состоялась лишь 27 декабря 1900 года на сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) в бенефис артиста Константина Александровича Варламова (1848-1915).

В 1881 году композитор Н. А. Римский-Корсаков написал на текст пьесы Островского оперу «Снегурочка», которая была поставлена в Петербурге 29 января 1882 года в бенефис хора. В Москве на сцене частной оперы С. И. Мамонтова «Снегурочка» была представлена 8 октября 1885 года, а 26 января 1893 года на сцене Большого театра.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский живописец и архитектор, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий, сказок и былин. Творчество художника прошло масштабную эволюцию от академизма и реализма в ранних работах до модерна начала XX века, который виден в поздних произведениях автора.

Снегурочка : весенняя сказка в четырех действиях с прологом / А. Островский; [Художник Роман Белоусов]. - Ярославль : Верхне- волжское книжное издательство, 1973.

Не менее интересная по своему оформлению книга с иллюстрациями, выполненными в манере традиционной палехской миниатюры, художником Романом Белоусовым.

Белоусов Роман Леонидович (1928-2008) – заслуженный художник РСФСР (1974). Потомственный живописец, сын Л. И. Белоусова. Член Союза художников РСФСР с 1958 года. В 1944-1949 годах учился в Палехском художественном училище. Учителя - Д. Н. Буторин, А. В. Котухин. С 1953 года работал в Палехских художественно-производственных мастерских. Работал в монументальной живописи (оформление киноконцертного зала в гостинице "Россия" в Москве), занимался книжной иллюстрацией. Тематика произведений: фольклор, литература, жанровые сцены.

Среди экспонатов выставки:

  • «Воевода» (сон на Волге): сцены из народной жизни XVII века, изображающими главнейшие сцены пьесы в постановке ее на сцене императорского Московского Малого театра / фототипии исполнены в художественной мастерской М. М. Панова. - Москва, 1890 (Премия журнала «Будильник» на 1890 г.).

  • «Гроза» : драма в пяти действиях / с иллюстрациями С. Герасимова. – Москва: Детгиз, 1950

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) – русский, советский художник-живописец, педагог, доктор искусствоведения, профессор. Академик Академии художеств СССР. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской премии, председатель Московского союза советских художников.

Большой раздел выставки посвящен работам о жизни и творчестве писателя. В экспозиции:

  • Критическая литература о произведениях А. Н. Островского: с портретом и биографическим очерком ред. Н. Денисюк. Вып.1 : (1852-1859 гг.) - Москва: Изд. А. С. Панафидина, 1906;
  • Добролюбов Н. А. Темное царство (соч. А. Н. Островского. Два тома), Луч света в темном царстве («Гроза», А. Н. Островского). – Санкт-Петербург: Изд. А. С. Панафидина, 1912;
  • А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин: неизданные письма из собраний Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина / под ред. Н. Л. Бродского, Н. П. Кашина при ближайшем участии А. А. Бахрушина. - Москва-Петроград : Госиздат, 1923;
  • Александр Николаевич Островский 1823-1923: сборник статей к столетию со дня рождения / под ред. проф. П. С. Когана. - Иваново-Вознесенск: Основа, 1923

Каталог выставки

Поделиться:
Подбор литературы