ул. Пушкинская, 175А

Журнал «Огонёк» - полная летопись века

14 декабря 2019 - 9 января 2020
Выставочная зона (1 этаж)

Впервые журнал «Огонёк» увидел свет в 1879 году в Петербурге и начал издаваться по инициативе видного издателя того времени Германа Гоппе, уроженца Пруссии, который первым начал издавать в России календари-ежедневники, женский журнал «Модный свет», популярный художественно-литературный еженедельник «Всемирная иллюстрация».

«Огонек» был создан как «иллюстрированный журнал литературы, науки и искусств», основу его содержания составила беллетристика. В "Огоньке" печатались Д. В. Григорович, А. А. Фет, К. К. Случевский, Я. П. Полонский, размещались биографии ученых (Т. Эдисона, П. Н. Яблочкова, А. М. Бутлерова и т. д.), велась хроника искусств и наук. Среди авторов журнала были представлены в основном писатели консервативного направления — В. В. Крестовский, Г. П. Данилевский, Е. А. Салиас и др. Часто печатались политические обзоры, выдержанные в духе официальной политики.
«Огонек» Германа Гоппе перестал издаваться в 1883 году.

Следующая веха в истории «Огонька» связана с известной дореволюционной политико-экономической газетой «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель Станислав Максимилианович Проппер. По его инициативе обновленный «Огонёк» стал выходить как иллюстрированное литературно‑художественное приложение к газете. Первый номер журнала увидел свет 9 (21 по новому стилю) декабря 1899 года и выпускался еженедельно. На его страницах можно было прочитать самые разнообразные новости: политическую и светскую хронику, сообщения о новых художественных выставках, спектаклях, новостях науки. В художественном разделе печатались романы, повести, стихотворения, номера сопровождались карикатурами на злободневные политические темы, примерно треть номера занимали фоторепортажи.
«Огонек» быстро превзошел "Биржевые ведомости" по популярности и в 1902 году стал самостоятельным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров и доступной ценой (отдельные номера стоили 5 копеек). По тиражу «Огонек» обгонял только другой популярный ежемесячный журнал «Нива». После Октябрьской революции издание либеральных «Биржевых ведомостей» и «Огонька» прекратилось, издатель Проппер оказался в эмиграции.

Возрождение дореволюционного журнала произошло благодаря советскому писателю и журналисту Михаилу Ефимовичу Кольцову. В октябре 1922 года он опубликовал в «Правде» статью - «В наступление», в которой предложил издавать журналы «легкого и подвижного рода, не уступающие по яркости буржуазным». В апреле 1923 года вышел первый номер советского «Огонька», тираж которого мгновенно разошелся, лишних номеров в редакции не нашлось даже для Владимира Маяковского, стихотворение которого было размещено на первой странице журнала. «Огонёк» вошел в созданное Кольцовым Акционерное общество «Огонек», преобразованное впоследствии в журнально-газетное объединение (Жургаз), выпускавшее целый ряд периодических изданий («Литературная газета», «Советское искусство»), книги и целые книжные серии («Жизнь замечательных людей»).
Особенностями кольцовского «Огонька» стала забота о хорошем литературном языке, ставка на иллюстративный ряд, на присутствие в каждом номере обязательных элементов. Довольно скоро таким элементом стал кроссворд, впервые появившийся именно на страницах журнала. А в 1928 году редакцию накрыла волна читательских писем с ответами на публиковавшуюся в каждом номере новую игру «викторина», включавшую 50 вопросов. Еще одно интеллектуальное задание для читателей называлось «Культурный ли вы человек?» и включало «несколько элементарных вопросов из области литературы, политики, искусства, техники, истории, географии.
В 1925 году в качестве приложения к журналу начинает выходить популярная у читателей серия художественных и публицистических брошюр «Библиотека «Огонек».
После ареста Михаила Кольцова 13 декабря 1938 года «Журнально-газетное объединение» было закрыто, еженедельник переживал тяжелые времена. Издание «Огонька» и его «Библиотеки» было продолжено издательством «Правда», журнал возглавил Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев». По его инициативе «Огонек» получил новый дизайн, изменились шрифты, возникли новые рубрики. Редактор пребывал в постоянном поиске актуальных тем, приглашал к сотрудничеству новых фотографов и художников-карикатуристов. По словам Виктора Ардова, часто бывавшего в редакции «Огонька», издание, в котором «царила атмосфера интеллигентности», преодолело кризис, наращивало тиражи, «за ним гонялись, старались не пропустить очередной номер».

С 1945 по 1953 год журнал возглавлял поэт Алексей Сурков. В этот период «Огонек» приобрел свои «фирменные черты»: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), популярные статьи на общественно-политические темы, рассказ и стихи в каждом номере, иногда - детектив с продолжением, фоторепортаж, яркие цветные слайды. Также появилась так называемая «вкладка» с цветными репродукциями картин, знакомившая читателей с шедеврами мировой культуры, классиками русской живописи и с официальным советским искусством.

В 1960-70-е годы журнал становится своеобразным символом советского образа жизни, стабильным изданием для семейного чтения. Неизменным был и его редактор на протяжении 33 лет (с 1953 по 1986 г.) - поэт и драматург Анатолий Софронов. В «Огоньке» начинали печататься писатель Владимир Солоухин, журналист-международник Генрих Боровик, размещались стихотворения Евгения Евтушенко, публиковалась полемика о причинах смерти В. В. Маяковского. На страницах "Огонька" печатались репортажи и фельетоны известных журналистов, работы лучших фотографов, появлялись произведения знаменитых писателей и поэтов.

Новая эпоха наступила для журнала в 1986 году с назначением его главным редактором В. А. Коротича. Журнал стал одним из самых популярных изданий в СССР и проводником идей гласности и перестройки. На его страницах печатаются критические материалы о советской действительности, произведения писателей, ранее подвергавшихся цензурным запретам, – И. А. Бродского, В. Н. Войновича, А. А. Галича, В. Т. Шаламова и др.

В 1990-е – нач. 2000-х гг. «Огонек» пережил непростой период финансовых трудностей, приспосабливался к рыночным условиям, искал новую аудиторию и приблизился к облику «глянцевых журналов».

На выставке представлены наиболее интересные номера журнала «Огонек», начиная с подшивок первого «Огонька» Германа Гоппе за 1880 год. Среди представленных номеров:

  • № 7 за 1923 год с публикацией стихотворения О. Э. Мандельштама «Венеция». Малоизвестным фактом биографии поэта является его сотрудничество с журналом в 1923 году в качестве корреспондента: он написал для «Огонька» статью о Первой международной крестьянской конференции, брал интервью у вьетнамского коммуниста Нюэн-Ай-Кака (впоследствии известного как Хо Ши Мин);

  • № 2 от 8 января 1928 года, в котором рассказывалось о «недавно появившейся в Америке игре «викторина», содержащей серии из 50 вопросов по всем областям знания, печатавшиеся в каждом номере журнала. Например, «Кто изобрел и построил первый пароход? Чему равно произведение всех цифр? В каком европейском городе больше всего мостов?»;

  • № 18 от 12 мая 1929 года, который познакомил читателей с новой головоломкой – кроссвордом: «Эта игра на неискушенного человека действует, как сеть на рыбу. Суровая решетка с впадинами черных квадратиков и с ехидно выглядывающими цифрами пугает. Но это только первое впечатление»;

  • номера «Огонька», отражающие важные исторические события в истории нашей страны: освобождение Крыма в мае 1944 года, подшивка номеров победного 1945 года, апрельский выпуск 1961 года, посвященный полету Юрия Гагарина;

  • № 44 за октябрь 1960 года со статьей легендарного футбольного вратаря Льва Яшина, ставшего первым лауреатом учрежденной в этом году премии «Огонька» для лучшего вратаря футбольного сезона. В наше время эта премия журнала носит имя Льва Яшина.

Долгие годы свежего номера "Огонька" ждали с нетерпением во многих домах, бережно хранили его подшивки, вырезали из него репродукции картин, а попавшие на страницы журнала обычные люди тут же становились знаменитыми. Сегодня у вас есть редкая возможность познакомиться с историей журнала на выставке в нашей библиотеке.

Поделиться:
Подбор литературы