ул. Пушкинская, 175А

Зимние сказки: из сокровищницы Донской публичной

13 декабря 2020 - 9 января 2021
Читальный зал центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

Сказки про зиму – фольклорные и авторские произведения, которые посвящены одновременно самому началу и концу года. Эти сказки могут быть поэтическими или прозаическими. Важное место среди них занимают рождественские сказки и святочные рассказы, традиция которых была окончательно сформирована в литературе Чарльзом Диккенсом. Популярные мотивы рождественских сказок и святочных рассказов – чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов, забвение обид, установление торжества добра и справедливости, создание впечатления библейского чуда и рождения волшебной рождественской атмосферы.

В самом конце года, когда природа замирает, когда люди смотрят в будущее с некоторыми тревогами и большими надеждами, зимние сказки становятся особенно актуальными.

Предлагаем познакомиться с 10-ю изданиями из коллекции Донской государственной публичной библиотеки. Среди экспонатов:

Некрасов Н. А. Мороз, Красный нос / [ил.: художники Палеха Константин и Фаина Мельниковы]. Ярославль : Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1975. 64 с.: ил.

Н. А. Некрасов позиционировал себя как поэт реалистического направления. На его творчество во многом повлияла и «натуральная» школа, следуя традициям которой поэт в мельчайших деталях описывал быт и трудовые будни крестьянина. Кроме того, автор был поклонником дарования В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова.
Следы романтизма можно проследить в поэме «Мороз, Красный Нос», близкой к балладе. Здесь можно увидеть её ключевые признаки: таинственность, мистику, фантастические элементы потустороннего. Даже сюжет очень напоминает классическую балладную фабулу: вдали от людей и городов человек попадает под власть волшебных чар.
Книга иллюстрирована Константином (1920-2010) и Фаиной (1925-2010) Мельниковыми, художниками-палешанами.
Константин Михайлович Мельников – член Союза художников РСФСР, участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Учился в Палехском художественном училище (1944-1949) У А. В. Котухина, Д. Н. Бутонина, Н. А. Правдина, с 1949 года работал в Палехских художественно-производственных мастерских, два года преподавал в Палехском художественном училище. В 1976 году награждён серебряной медалью ВДНХ СССР.
Константин Михайлович занимался монументальной живописью (Дворцы пионеров в Анджеро-Судженске, Белове, Иванове, Орле; детские сады в Златоусте, Москве, Палехе, Шуе; интернат № 6 в Иванове, средняя школа № 858 в Москве, фойе Ивановского Дворца культуры и техники текстильщиков им. 30-летия Победы во главе бригады), театрально-декорационным искусством (декорации к балету «Русские миниатюры» для Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова), реставрацией, книжной иллюстрацией. Работы К. М. Мельникова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии народов России, музее-квартире Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге.
Фаина Михайловна Мельникова (Плеханова) – жена К. М. Мельникова. Член Союза художников РСФСР с 1965 года. Окончила 1 курс Ивановского энергетического института, училась в палехском художественном училище (1943-1948) у А. В. Котухина, Д. Н. Бутонина, Н. А. Правдина. Работала в Палехских художественно-производственных мастерских (1948-1980), в 1976 году награждена серебряной медалью ВДНХ СССР.
Фаина Михайловна занималась книжной иллюстрацией, тематика её произведений – фольклор, литература, жанровые сцены. Работы Ф. М. Мельниковой хранятся в Государственном музее палехского искусства, Государственном Русском музее, Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев Посад, Ивановском областном художественном музее, Государственном музее этнографии народов России.

Некрасов Н. А. Мороз, Красный Нос. Русские женщины. Дедушка. Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1971.

Интересное издание из коллекции малоформатных и миниатюрных изданий центра по работе с книжными памятниками Ростовской области. Высота книжного блока – 9, 7 см. Сторонки переплёта изготовлены из фанеры на Ярославской мебельной фабрике «Красный Октябрь». Книга издана к 150-летию Н. А. Некрасова тиражом в 1000 экземпляров.

Салтыков-Щедрин М. Е. Рождественская сказка : (не то быль, не то сказка) // М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки / с рисунками Е. Жака, Бориса Покровского, Конст. Ротова. Москва : Новая Москва, [1922].

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) – великий русский писатель, сатирик, прозаик, публицист. В его творчестве отражено отрицание помещичьего уклада, бюрократии и самодержавия.
«Рождественская сказка» – последняя в авторском цикле его сказок.
В 1922 г. Издательство «Новая Москва» выпустило сборник сказок М. Е. Салтыкова Щедрина тиражом в 5000 экземпляров. Иллюстрации к «Рождественской сказке» были выполнены нашим земляком К. П. Ротовым (1902-1959) – советским художником-графиком, карикатуристом, иллюстратором книг.
Константин Павлович Ротов родился в семье донского казака в Ростове-на-Дону. Окончил Ростовское художественное училище. В 1916 году первые его карикатуры были напечатаны в петроградском журнале «Бич». Ещё до установления Советской власти на Дону рисунки Константина Ротова печатались в журнале «Донская волна» и газете «Ростовская речь». С 1920 года Ротов начал работать в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата. В 1921 году художник был принят в Петроградскую Академию на графический факультет, но в том же году перебрался в Москву. С 1922 по 1940 годы Константин Павлович работал в журнале «Крокодил», печатался во многих журналах и газетах: «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть» и др. В 1925 г. женился на Екатерине Долбежевой (в будущем детской писательнице Екатерине Борисовой).
В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Нью-Йоркской выставке.

Немирович-Данченко Вас. И. Святочные рассказы. Санкт-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, 1890.

Первое издание. В сборник вошли небольшие рассказы из народного и военного быта: «Воскресшая песня», «Щеглы», «Забытый рудник», «Махмудкины дети», «Ирод», «Глупый Федька», «Богдан Шибкин», «Чёрный рыцарь», «Трефовый король», «Чума».
Экземпляр во владельческом составном переплете: кожа, мраморная бумага. Корешок с золотым тиснением и пятью бинтами. Крапчатый обрез.
Василий Иванович Немирович-Данченко (24.12. 1848 (5.01.1849), Тифлис (по другим данным – 23 или 25 декабря 1844, а также – 4 или 6 января 1845) – 18. 09. 1936, Прага) – русский писатель, выдающийся романист, путешественник и блестящий журналист, старший брат знаменитого драматурга, театрального деятеля и режиссёра Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Вагнер П. Н. Христова детка : (рождественская картинка) // Повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки. Т. 5. 2-е изд. Санкт-Петербург : [Тип. М. Стасюлевича], 1897.

Николай Петрович Вагнер (1829-1907) – зоолог и писатель. Беллетристические произведения Вагнера печатались в различных русских журналах. Наибольший успех имели «Сказки Кота-Мурлыки», выдержавшие с 1872 по 1913 годы целых девять изданий.
«Христова детка» – рождественская сказка, святочный рассказ в традиционном его виде. Сюжет сказки простой: в рождественский вечер две крестьянские девочки спасли замерзавшего на снегу младенца и по дороге домой сами чуть не замёрзли. Их спасла богатая дама, согрела, накормила, а младенца оставила у себя.
«Рождественская картинка» П. Н. Вагнера выходила и в составе цикла «Повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки», и издавалась отдельно. Сегодня «Христова детка» часто включается в школьную программу по литературе.

Островский А. Н. Снегурочка : весенняя сказка с прологом. Санкт-Петербург : Книгоиздательское товарищество «Просвещение», [1913]. (Библиотека «Просвещения; [№ 108]).

«Снегурочка» («Весенняя сказка») – пьеса-сказка в четырёх действиях с прологом Александра Николаевича Островского (1823-1886). Впервые была напечатана в журнале «Вестник Европы», № 9 (1873 год). В основе сюжета русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» (1867) А. Н. Афанасьева.
Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия Управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.
С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому Петру Ильичу Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил «Снегурочку».
Новаторский характер «весенней сказки» был не понят многими современниками (например, Н. А. Некрасов уклонялся от публикации пьесы в «Отечественных записках», хотя Островский был постоянным автором журнала). Островского знали как реалиста и сатирика, а «Снегурочка» воспринималась как произведение, нарушающее закономерности его творчества: пьесу называли «бессодержательной» и «фантастической».
Премьера «Снегурочки» состоялась лишь 27 декабря 1900 года на сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) в бенефис артиста Константина Александровича Варламова (1848-1915).
В 1881 году композитор Н. А. Римский-Корсаков написал на текст пьесы Островского оперу «Снегурочка», которая была поставлена в Петербурге 29 января 1882 года в бенефис хора. В Москве на сцене частной оперы С. И. Мамонтова опера была представлена 8 октября 1885 года, а 26 января 1893 года на сцене Большого театра.

Островский Н. А. Снегурочка : весенняя сказка в четырёх действиях с прологом / ил. В. М. Васнецова. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1954.

Подарочное издание с полностраничными цветными и черно-белыми иллюстрациями Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926).
Книга в суперобложке, издательском ледериновом переплете с узорным цветным тиснением по передней переплетной крышке и корешку, фактурные форзац и нахзац, ляссе. Тираж издания 30 000 экземпляров.

Островский Н. А. Снегурочка : весенняя сказка в четырёх действиях с прологом / худож. Роман Белоусов из Палеха. Ярослвль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973.

Издание уменьшенного формата в суперобложке на мелованной бумаге. Тираж – 50000 экземпляров.
Художник – Роман Леонидович Белоусов (1928-2008), живописец-миниатюрист. Учился в Палехском художественном училище (1944-1949) у Д. Н. Буторина и А. В. Котухина. Заслуженный художник РСФСР (1974). С 1953 года работал в Палехских художественно-производственных мастерских. Был ответственным секретарём палехского отделения Союза художников РСФСР, секретарём партийного бюро, заместителем председателя художественного совета. Известен как книжный иллюстратор.
Работы Р. Л. Белоусова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности (Москва), Вятском областном художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых, Ивановском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Государственном музее этнографии народов России.

Андерсен Г. Х. Снежная королева : сказка из семи сказок / пер. А. О. Гушка. Санкт-Петербург : Русское книжное товарищество «Деятель», [1914]. (Общедоступная библиотека; № [407]).

Издательский конволют (также в книге сказки «Бронзовый кабан», «Бузинная матушка», «Штопальная игла», «Соловей»). Книга в цельнотканевом переплёте с красочным тиснением на верхней крышке и корешке.
«Снежная королева» (дат. Snedronningen) – одна из самых длинных и самых популярных сказок Ганса Христиана Андерсена. Впервые опубликована 21 декабря 1844 года в томе «Новые сказки. Первый том. Вторая коллекция. 1845.» (дат. Nye Eventyr. Første Bind. Anden Samling. 1845.). Согласно биографу писателя Кэрол Роузен, прототипом Снежной Королевы с её холодным сердцем стала неразделённая любовь Андерсена - шведская оперная певица Енни Линд (швед. Johanna Maria Lind; 1820-1887).
Русское книжное товарищество «Деятель» работало в Санкт-Петербурге в конце 19 – начале 20 века. Издательство выпускало преимущественно деловую литературу в различных областях знания (главным трудом издательства является издание «Свода Законов Российской империи» в 16-ти томах) и небольшое количество художественной литературы.
В серии «Общедоступная библиотека» Русское книжное товарищество «Деятель» выпустило 7 сказок Ганса Христиана Андерсена в переводах А. О. Гушко (отличавшегося от более распространённого перевода Анны и Петра Ганзен). Всего было выпущено 9 номеров серии со сказками датского писателя.

Гофман Э. Т. А. Щелкунчик и Мышиный король // Э. Т. А. Гофман. Сказки : перевод с немецкого / [ил. Н. Гольц]. Москва : Художественная литература, 1992. (Для семейного чтения).

«Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig) – повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана, впервые опубликованная в сборнике «Детские сказки» (Берлин, 1816) и включённая в книгу «Серапионовы братья» («Serapionsbrüder», 1819). Произведение было написано под влиянием общения автора с детьми своего товарища Юлиана Гитцига; их имена – Фриц и Мари – получили главные герои «Щелкунчика». По мотивам сказки был создан балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа. Произведение было неоднократно экранизировано и стало основой для мультипликационных фильмов.
Книга иллюстрирована Никой Георгиевной Гольц (1925-2012) – советской и российской художницей, известной, прежде всего, в качестве книжного иллюстратора.
Отец художницы – Георгий Павлович Гольц, ученик В. А. Фаворского, академик архитектуры, театральный художник и график. Ника Георгиевна училась в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (1943-1950) на монументальном отделении в мастерской Н. М. Чернышёва. Первоначально увлекалась фресковой живописью, однако мастерскую закрыли, и проявить себя в этом жанре ей удалось лишь однажды и позже: ей принадлежат фрески здания детского музыкального театра имени Наталии Сац в Москве, в том числе два панно по эскизам её отца Георгия Гольца.
С 1953 года Ника Георгиевна работала в книжной и станковой графике. Книги с иллюстрациями Ники Гольц выходили в издательствах «Детская литература», «Советский художник», «Советская Россия», «Русская книга», «Правда», «Художественная литература», «ЭКСМО-Пресс» и других. Н. Г. Гольц известна иллюстрациями сказок и фантастических произведений Гофмана, Гоголя, Перро, Андерсена, Одоевского, Погорельского и др. Некоторые критики называют Гольц «лучшим в мире иллюстратором сказок».

Поделиться:
Подбор литературы