Быстрый поиск
 
 
Коллекции
История педагогики  
В общей системе наук и знаний педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становится наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
История педагогики - отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития человеческого общества. Это область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., история педагогики рассматривает историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса.
В качестве вспомогательной дисциплины педагогики выступает историко-педагогическая библиография, которая решает задачи выявления, описания, систематизации историко-педагогической литературы и научного осмысления этих процессов.
Первые работы историко-педагогического характера появились в конце XVII в.: К. Флери - во Франции, Д. Морхоф - в Германии. Первым опытом создания собственно историко-педагогического труда можно считать книгу К.Э. Мангельсдорфа "Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания" (1779). Автор рассматривал историю педагигики не как самоцель, а как средство для правильной оценки школьной практики предложений по реорганизации школьного дела. В конце XVIII в. вышла книга Ф.Э. Рукопфа "История школьного и воспитательного дела в Германии" (1794). В начале XIX в. историко-педагогический материал стал органичной частью исследований по теории воспитания. Среди специальных исследований по общей истории педагогики: Ф. Крамера "История воспитания и обучения в древности" (1832-38) и труд К. Раумера "История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени" (1843-52; русский перевод 1875-78). В общем числе публикаций преобладали труды по истории отдельных образовательных систем и национальных традиций в педагогической теории. Обстоятельностью и большим количеством фактического материала отличались "История педагогики..." (1877-1881) К. Шмидта, а также составленная под руководством К.А. Шмидта "История воспитания..." (1884-1902). Значительное влияние на историю педагогики в западноевропейских и других странах оказали труды Ф. Диттеса, Т. Циглера и других немецких педагогов. В их работах наряду с обширным фактическим материалом содержался анализ педагогических идей в связи с эволюцией философии и этики. Вторая половина XIX и начало XX вв. отмечены стремлением авторов найти обобщающий подход к рассмотрению всеобщей истории педагогики. Такие работы появились в Германии (К. Шмидт, П. Барт), Франции (Ш. Летурно, Ж.Г. Компейре), США (П. Монро), России (М.И. Демков, П.Ф. Каптерев и др.). Определились несколько характерных подходов: философско-теоретический, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием всей совокупности социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный - анализ педагогических идей и практики воспитания как одной из составных частей общекультурного развития общества. В XX веке стала отчетливой тенденция монографического изучения крупных педагогических проблем. Усилилось внимание исследователей к истории национальных школьных систем и различных типов учебных заведений, государственной политики и законодательства в сфере образования. Таковы, например, исследования Ф. Паульсена по истории немецких средних школ и университетов; труды Р. Буна, Э. Кабберли; О. Каднера по истории образования в США и др. Заметным вкладом в историю педагогики стали историко-педагогические труды Р. Альта.
Отечественная история педагогики, начав свой путь от частных и разрозненных историко-педагогических наблюдений, сформировалась в самостоятельную область научного знания. Первые попытки обращения к историческому опыту педагогики были сосредоточены главным образом вокруг дидактического наследия Я.А. Коменского. Во второй половине XVIII в. появились переводы педагогических сочинений Дж. Локка, Эразма Роттердамского и др. Тогда же в работах профессоров Московского университета (А.А. Барсова, Н.Н. Поповского, Х.А. Чеботарева) были предприняты первые опыты теоретического осмысления наследия ряда зарубежных педагогов. В первой половине XIX в. историко-педагогические исследования заметно расширились. Были сделаны первые опыты собирания и публикации материалов по истории просвещения в России (П. Кеппен, "Материалы для истории просвещения в России...", ч. 1-3, СПБ, 1819-27), создания хронологических сводов русского школьного законодательства (1830), историко-статистических обзоров развития школьного дела (1849-54) и т.д. В конце 50-х гг. П.Г. Редкин провел первый историографический анализ важнейших зарубежных работ по истории педагогики. Первую попытку осмысления предмета истории педагогики предпринял в 1860 Л.Н. Толстой, который видел задачу истории педагогики в историческом изучении не только целенаправленной и организованной педагогической деятельности, но всех воспитательных воздействий общественной жизни, формирующих человека. Во второй половине XIX в. расширились историко-педагогические исследования и активизировалось привлечение историко-педагогических знаний для фундаментальной разработки теоретико-педагогических и социально-педагогических проблем. В этом смысле показательны труды К.Д. Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857) и "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (т. 1-2, 1868-69). В 60-х гг. появилось первое на русском языке систематическое пособие по общей истории педагогики - труд Л.Н. Модзалевского "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней". В конце XIX - начале XX вв. интенсивно разрабатывались история воспитательно-образовательной практики, история педагогического знания. Вышли монографии: Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, "Народное образование в России" (1900); Н.В. Чехов, "Народное образование в России с 60-х годов XIX века" (1912); И. Алешинцев, "История гимназического образования в России" (1912); труды по истории отдельных отраслей: И.М. Максин, "Очерк развития промышленного образования в России. 1888-1908 гг." (1909) и др. Исследовались отдельные этапы истории отечественной школы (С.В. Рождественский), история различных учебных заведений. Новым явлением в историко-педагогической литературе стали труды по истории общественной деятельности в области образования, истории отдельных педагогических общественных организаций, журналов. Разработка теоретических основ педагогики вызвала появление работ, посвященных истории педагогических идей и обширных персонализированных исследований, были опубликованы работы об отечественных педагогах: И.И. Бецком, Н.Ф. Бунакове, Н.А. Корфе и др. В центре внимания вновь оказалось творчество Коменского и Ушинского, идеи которых получили новое звучание в связи с задачами обновления научных оснований педагогики. Процесс осмысления истории педагогических идей отразился в ряде обобщающих трудов и учебных курсов по истории педагогики: М.И. Демков, "История русской педагогии" (ч. 1-3, 1895-1909), П.Ф. Каптерев, "История русской педагогии" (1909) и др. Важной отличительной чертой обобщающих историко-педагогических работ 90-х гг. было осознание значимости истории педагогики для решения современных проблем образования.
В развитии истории педагогики после 1917 выделяются основные этапы: до середины 30-х гг.; 2-я половина 30-х - середина 50-х гг.; 2-я половина 50-х - конец 70-х гг.; с начала 80-х гг. (продолжается). Главная тенденция первого этапа - переосмысление историко-педагогического материала с позиций марксизма и создание на этой основе обобщающих работ и учебных курсов по И.п. (Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич и др.). В 20-х гг. появились также первые конкретно-исторические работы, проблематика которых была непосредственно связана с актуальными задачами строительства новой системы просвещения, становления трудовой школы (М.М. Рубинштейн, А.А. Фортунатов, А.У. Зеленко, Медынский и др.). Для второго этапа характерны тенденции в развитии истории педагогики, связанные с преодолением негативного отношения к отечественному педагогическому наследию. В эти годы вышло значительное число монографий по истории отечественной школы (Н.А. Константинова и В.Я. Струминского, В.З. Смирнова, И.В. Чувашева и др.). Разрабатывалась история частных методик и школьных учебников - исследования А.В. Ланкова, М.С. Лопатухина, Я.А. Ротковича, А.П. Юшкевича и др. С конца 30-х гг. стали выходить издания избранных сочинений русских и зарубежных педагогов, была издана "Хрестоматия по истории педагогики" (1935-40). В конце 50 - 70-х гг. вышли в свет крупные монографии по истории советской школы и педагогики Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика и З.И. Равкина, А.И. Пискунова, К.И. Салимовой, С.А. Фрумова и др. Активизировалось изучение истории отдельных направлений образования в России - профессионального (среднего и высшего, в т.ч. университетского) и т.д.
Интегративные тенденции начали набирать силу только в начале 70-х гг. Тогда же появились первые обобщающие тома серии "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР». С 1985 стала публиковаться "Антология педагогической мысли народов СССР". С конца 70-х гг. активизировалась разработка теоретико-методологических проблем истории педагогики (исследования Пискунова, Равкина, Э.Д. Днепрова, Ф.А. Фрадкина, Б.М. Бим-Бада и др.). Ведется источниковедческая работа, вызванная введением в научный оборот широкого круга новых историко-педагогических источников, а также историографические исследования по истории педагогики.
В коллекции представлены отечественные и зарубежные труды по теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития общества, а также периодические издания по истории педагогики.

Всеобщая история педагогики
Общие работы
Название  
1Наторп П. Философия как основа педагогики: перевод с немецкого. Москва, 1910. открыть

Персоналии
Название  
1Абрамов Я. В. Песталоцци: его жизнь и педагогическая деятельность: биографический очерк. Санкт-Петербург, 1893. (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова) открыть
2Коменский Я. А. Яна Амоса Коменского великая дидактика: с портретом Коменского, очерком его жизни и деятельности и объяснительными примечаниями. Москва, 1893. (Избранные педагогические сочинения Яна Амоса Коменского в переводе Андрея Адольфа и Сергея Любомудрова. ч. 1) открыть

История образования и педагогической мысли в России
Общие работы
Название  
1Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. открыть
2Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Санкт-Петербург, [1909]. открыть

Персоналии
Название  
1Песковский М. Л. К. Д. Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность: биографический очерк. Санкт-Петербург, 1893 (обл. 1892). (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова) открыть

В XVIII-XIX вв.
Название  
1Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Санкт-Петербург, 1914. открыть
2Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения: с портретом автора. Санкт-Петербург, 1903. открыть

История образования и педагогической мысли в отдельных зарубежных странах
Название  
1Бобров Е. А. [Из истории французской педагогики: (Рабле, Монтань, Руссо). [Б. м., 190??]. открыть

Специализированные отрасли педагогики
Название  
1Бирюков Н. П. Записки по военной педагогике. Орел, 1909. открыть
2Игнатьев В. Е. Физическое развитие детей в связи с гигиеной: с рисунками и таблицами в тексте. Москва, [1913]. (Педагогическая академия в очерках и монографиях: (Воспитание в семье и школе)/ под общ. ред. проф. Алекс. Петр. Нечаева) открыть
3Наторп П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общности. Санкт-Петербург, 1911. открыть

Периодические издания
Педагогический сборник
Название  
1Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
2Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
3Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
4Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 12 (декабрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
5Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1866. открыть
6Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1866. открыть
7Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1866. открыть
8Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1866. открыть
9Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
10Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1866. открыть
11Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1866. открыть
12Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1866, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1866. открыть
13Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 1 (январь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
14Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 10 (октябрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
15Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 11 (ноябрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
16Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 12 (декабрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
17Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 2 (февраль). Санкт-Петербург, 1870. открыть
18Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 3 (март). Санкт-Петербург, 1870. открыть
19Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 4 (апрель). Санкт-Петербург, 1870. открыть
20Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 5 (май). Санкт-Петербург, 1870. открыть
21Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 6 (июнь). Санкт-Петербург, 1870. открыть
22Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 7 (июль). Санкт-Петербург, 1870. открыть
23Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 8 (август). Санкт-Петербург, 1870. открыть
24Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. 1870, кн. 9 (сентябрь). Санкт-Петербург, 1870. открыть

Всего документов: 36
День в истории Дона
 
 
Социальные сети
   

Статистика (на 01.12.2018 г.)
Коллекций - 95
Документов - 47 197
Посещений, в месяц - 4 497
Посещений - 41 215
Открытых
      документов - 114 952
Просмотренных
      страниц - 1 210 035
Количество открытых документов и просмотренных страниц - с начала года.
Краеведческий журнал "Донской временник"   Книжные памятники Ростовской области