Быстрый поиск в OPAC-Global

Читателям

Библиотека

Обновленная экспозиция «Наставник для умов, целитель для сердец»

С 5 февраля в выставочной зоне 1 этажа библиотеки начинает работу обновленная экспозиция книжной выставки «Наставник для умов, целитель для сердец», посвященная неудачным премьерам спектаклей, вошедшим впоследствии в золотой фонд мировой театральной классики.

Представляя на суд зрителей результаты своего творчества, каждый надеется проснуться знаменитым, но и рискует всё потерять.
Мы мало знаем о спектаклях, которые не имели успеха на сцене. Публика не проявляет к ним никакого интереса, их быстро снимают с репертуара и вскоре забывают навсегда. От неудачных спектаклей зачастую не остается даже упоминаний. Другое дело – громкий, скандальный, полный провал. О таких постановках пишут все газеты, современники вспоминают о них в мемуарах. Для этих произведений провал – лишь начало длинного пути на сцене. А для исторических документов о них – самое начало долгой жизни в театральных архивах и научных исследованиях.

Спектакли, о которых пойдет речь на выставке, провалились по самым разным причинам: некоторые опередили свое время, другие не получили должного сценического воплощения, третьи стали жертвой несправедливой критики или даже намеренного срыва, но всех их объединяет одно - им было суждено стать классикой мирового театра. В их числе - «Чайка» А. П. Чехова и «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. Даргомыжского, «Кармен» Ж. Бизе, опера «Эсмеральда» А. Даргомыжского.
Выставку сопровождают фотоматериалы – информационные справки о постановках, афиши, эскизы декораций и костюмов, фотографии, рассказывающие о разных постановках на сценах театров. Экспозиция выставки включает около 60 документов.

Расскажем лишь о некоторых изданиях, представленных на выставке.

На выставке экспонируется издания, рассказывающие об опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - поэма Пушкина А. С. «Руслан и Людмила» (1907, 1946), либретто оперы «Руслан и Людмила» (1929), монография Ремезова И. «Руслан и Людмила" М.И. Глинки» (1957); эскизы костюмов и декораций к опере 1902 года, выполненные К. Коровиным; статьи Кашкина Н. в журналах «Артист» - «Возобновление «Руслана и Людмилы» на сцене Большого театра» (1890) и «Пятидесятилетие «Руслана и Люд

Глинка так описывал зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила»: «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.
Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина, основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха.
Премьера оперы «Руслан и Людмила» была приурочена к шестилетней годовщине постановки первой оперы Глинки — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — и состоялась на той же сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и в тот же день 27 ноября ( 9 декабря), что и «Жизнь за царя», но её успех на премьере был весьма скромным. «Первый акт прошел довольно благополучно, — вспоминал впоследствии Глинка. — Второй акт прошел также недурно, за исключением хора в голове. В третьем акте Петрова-воспитанница (замечательная певица Анна Петрова в день премьеры была нездорова, и ее заменяла молодая певица, тоже по фамилии Петрова — Анфиса. — A.M.) оказалась весьма слабою, и публика заметно охладела. Четвертый акт не произвел эффекта, которого ожидали. В конце же 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра. Я обратился к бывшему тогда в директорской ложе генералу Дубельту с вопросом: «Кажется, что шикают; идти ли мне на вызов?» — «Иди, — отвечал генерал. — Христос страдал более тебя»». Отъезд царской семьи до окончания спектакля, конечно, не мог не сказаться на приеме оперы у публики. Тем не менее, в первый сезон своего существования опера прошла в Петербурге 32 раза. Примечательно в связи с этим, что Ф.Лист, посетивший Санкт-Петербург в 1843 году, засвидетельствовал Глинке, что в Париже опера тоже была дана 32 раза.

На выставке вы познакомитесь с материалами по истории оперы Александра Даргомыжского "Эсмеральда":
  • роман Гюго В. «Собор Парижской богоматери» (1947)
  • Собрание либретто балетов: "Эсмеральда". Большой балет в 3-х действиях и 5 картинах (1899)
  • «Эсмеральда, или четыре рода любви»:драма в пяти действиях с прологом (литографированное издание)
  • Даргомыжский А.С. Автобиография, письма, воспоминания современников (1921)
  • статья Кашкина Н. «Эсмеральда» в журнале «Артист» (1894)
  • "Эсмеральда" - первая опера Александра Даргомыжского, работа над которой продолжалась три года. Даргомыжский остановился на "Лукреции Борджиа" Виктора Гюго, однако работа шла медленно, и, следуя совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому произведению французского писателя – "Собору Парижской Богоматери".
    Судьба французской оперы "Эсмеральда» на русской сцене была непроста – из соображений цензуры место действия из Парижа перенесли в Амстердам, а из сюжета убрали все массовые сцены, волнения и беспокойства – только в таком виде Николай I допустил оперу до зрителя. Зная об этом, Александр Даргомыжский перенес действие из собора в ратушу, а Клода Фролло сделал светским синдиком. Действие в опере сконцентрировано на истории цыганки Эсмеральды, а развязка вовсе не похожа на финал книги.
    "Эсмеральду" Даргомыжский писал на французском языке, используя авторское либретто, написанное для оперы Луизы Бертен. В 1842 году, когда была завершена оркестровка и перевод оперы, композитор передал ее в дирекцию императорских театров, надеясь в скором времени увидеть постановку в Петербурге.
    Ждать премьеры пришлось несколько лет. В своих воспоминаниях композитор позже написал: "Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность".
    В преддверии премьеры в Большом театре в 1847 году инспектор репертуара императорских московских театров Алексей Верстовский писал: "За постоянный успех оперы ручаться трудно, в ней много принесено в жертву учености. Слушая внимательно музыку, невольно убеждаешься, что она писана под каким-то влиянием музыки Глинки". Влияние Глинки, по мнению Верстовского, было слабым местом произведения. Его прогнозы сбылись, и вскоре опера сошла со сцены. В 1866 году "Эсмеральду" поставили в Петербурге, однако и там не было громкого успеха. До момента следующей постановки прошел почти век – в 1958 году премьера состоялась на сцене Ленинградского Малого оперного театра.
Следующий раздел выставки посвящен опере Ж. Бизе "Кармен". В выставочной экспозиции представлены:
  • новелла Мериме П. «Кармен» (1954),
  • Ж. Бизе «Кармен» (1953),
  • впечатления П. И. Чайковского об опере: избранные отрывки из писем и статей,
  • эскизы костюмов и декораций к опере, выполненные художником А. Головиным,
  • Ежегодник Императорских театров сезон 1903-1904 гг.
Ж. Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы А. Мельяк и Л.Галеви мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, создали образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов.
Бизе определял "Кармен" как "комическую оперу". Это связано с тем, что в "серьезных" операх чаще действовали либо царствующие особы, либо боги. Провал парижской премьеры был обусловлен тем, что ожидания публики, настроившейся на красивое легкое зрелище, были обмануты: перед нею предстала, в сущности, первая в истории реалистическая музыкальная драма.
Премьера оперы состоялась 3 марта 1875 года в парижском театре Опера прошла без особого успеха, спектакль был быстро снят с репертуара. Первым критикам оперы была чужда сама мысль, что куртизанка Кармен оказывалась на голову выше ее благопорядочного окружения. Она умирала как героиня, непобежденной, и публика ей должна была сочувствовать. Но плотская страсть, так откровенно выраженная в музыке, шокировала светскую публику, дамы стыдливо опускали глаза. К тому же сам факт смерти героини на сцене был немыслимым, беспрецедентным скандалом. Но уже премьера в Венской опере все круто изменила: успех был огромным. Брамс заявил, что готов ехать на край света, чтобы обнять Бизе. Чайковский в письме к фон- Мекк назвал "Кармен" "шедевром, которому суждено отразить в себе... музыкальные стремления целой эпохи".
Вена и дала первый толчок триумфальному шествию оперы по театрам мира. К 1878 году она добралась до Америки и России. Но Бизе так и не узнал о ее триумфах. Он умер в 36 лет, вскоре после парижской премьеры.
Первая постановка "Кармен" в России в Большом театре относится к 1898 году. Образ героини в исполнении Елизаветы Азерской был еще более приподнят над грешной землей, и газеты того времени писали об испанской грандессе, попавшей в романтическую историю с благородным офицером из обедневших дворян.
Все знают, что опера «Кармен» это повествование о любви, и действие ее происходит в Испании. Но, что больше всего удивляет так это то, что Жорж Бизе создал самую испанскую оперу, ни разу не побывав в Испании. А сама опера стала классикой испанской музыки.

Следующее постановка, о которой рассказывает выставка - балет П. И. Чайковского "Лебединое озеро". Кто сейчас поверит, что первое представление «Лебединого озера» Чайковского было провальным? Правда, это была не совсем та постановка, которая сегодня стала визитной карточкой всего русского балета, а несколько другая в плане хореографии, но имя Чайковского на афише присутствовало.
И это был первый балет великого композитора - новаторский и в то же время выдержанный в рамках законов балетной музыки того времени. В данном случае спектакль подвел хореограф - Вацлав Рейзингер, которого считали средним балетмейстером, и все же доверили ставить «Лебединое озеро». Бюджет постановки тоже был более чем скромный - 6792 рубля, поэтому, видимо, Рейзингер решил особо не напрягаться и одни сцены, как «неудобные для танцев», пропустил, а некоторые заменил вставками из других балетов.
И вот в феврале 1877 года в Большом театре состоялась премьера балета, которая получила негативные отзывы критиков: «По танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России», «гимнастические упражнения вместо танцев» - так писали после премьеры газеты. Зрителям балет тоже не понравился - за два последующих года он прошел всего 27 раз при постоянно уменьшающихся сборах и был снят с репертуара. До Петербурга он тогда так и не добрался.
И вполне могло случиться, что до наших дней балет не дожил, если бы в 1894 году на концерте, посвященном памяти Чайковского, не была показана картина второго акта в постановке Льва Иванова. В 1895 году в Мариинском театре состоялась премьера «Лебединого озера» в постановке Иванова и Петипа, и у балета началась новая жизнь.
В экспозиции можно увидеть эскизы костюмов и декораций, фотографии постановки 1895 года, узнать об истории создания балета из книг Слонимского Ю. «Лебединое озеро» (1962), Демидова А. «Лебединое озеро» (1985), Петипа М. "Материалы, воспоминания, статьи" (1971).

«Четвертого мая, в бенефис г-жи Булаховой, шла новая русская опера. Наконец-то дождались мы опять чего-нибудь своего на русской оперной сцене... Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы, то есть такой, которой основание положено в двух операх М.И. Глинки!», - в таком восторженном духе с первых же строк своей статьи писал сразу после премьеры «Русалки» выдающийся русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.
На протяжении лета и осени того же года Серов напечатал десять (!) больших статей, в которых подробно анализировал оперу Даргомыжского.
Первая постановка «Русалки» на сцене Мариинского театра в Петербурге была малоудачной. Цельности спектакля вредило большое количество произведенных постановщиками купюр. Враждебно отнесся к опере «высший свет», и в результате она была снята с репертуара. Подлинный успех пришел к «Русалке» лишь после возобновления оперы в 1865 году.
На выставке представлены книги и журналы, которые знакомят читателей с историей театральной жизни оперы: статьи Кашкина Н. об опере «Русалка» в журналах «Артист» (1894), «Солнце России» (1913), Пушкин А.С. «Русалка» (1994), Зив С. «Русалка А. Даргомыжского» (1949), оперное либретто "Русалка" А.С. Даргомыжского (1974).

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы, как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора.
Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант - «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей. Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.
На выставке можно увидеть первые афиши к постановкам спектакля, познакомиться с пьесой Гоголя Н.В. «Женитьба» (1936)и изданием "Гоголь Н.В. в портретах, иллюстрациях, документах" (1953; письмом М. С. Щепкина к Гоголю, опубликованном в журнале «Русский архив» (1889), узнать о первых постановках пьесы из журнала «Ежегодник императорских театров» сезон 1907-1908 гг.
Любители творчества А. П. Чехова познакомятся на выставке с историей создания и первой постановки "Чайки". В экспозиции представлены программа первого представления пьесы 1898 года, фотография «Чехов читает «Чайку» артистам Московского Художественного театра, опубликованные в журнале «Театр и искусство» (1904), статьи Карелина М. о постановках пьесы в журналах «Русская мысль» (1899) и «Театр и искусство» (1901), изданиями - «Чайка» в постановке Московского художественного театра с режиссёрской партитурой К.С. Станиславского (1938), Григорьев М. «Сценическая композиция чеховских пьес» (1924), "Московский художественный театр в иллюстрациях и документах" (1938).
В письме к издателю газеты «Новое время» А.С. Суворину 21 октября 1895 года А.П. Чехов упоминает об одном важном событии: «Во-вторых, можете себе представить, пишу пьесу, которую кончу тоже, вероятно, не раньше, как в конце ноября. Пишу её не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви».
А 21 ноября того же года А.П. Чехов написал князю А.И. Урусову: «Кстати сказать, вчера я кончил новую пьесу, которая носит птичье название: «Чайка». Комедия в 4-х действиях».
Премьера «Чайки» была запланирована на 17 октября 1896 года в Александринском театре в Петербурге. Ставил пьесу Е.П. Карпов, драматург и режиссер. Евгений Павлович просил Чехова, который находился в Мелихове, приехать в Петербург, чтобы «потолковать» о «необычной пьесе». На подготовку спектакля отводилось не более 10 дней, что было характерно для того времени. На репетициях актеры были плохо подготовлены, не знали наизусть своих ролей. Встречая сестру, приехавшую на премьеру, Чехов сказал ей: «Актеры ролей не знают… Ничего не понимают. Играют ужасно. Одна Комиссаржевская хороша. Пьеса провалится. Напрасно ты приехала».
В день премьеры зрительный зал был полон. Собрался, как тогда говорили, «весь Петербург». Первые реплики учителя Медведенко – «Отчего вы всегда ходите в черном?» и ответ Маши Шамраевой, в которую он влюблен: «Это траур по моей жизни» – зал выслушал спокойно. Разговор о деревенской скуке, о рутине в искусстве навеял в зале скуку. Л.А. Авилова, знакомая писателя, вспоминала, что произошло после первого акта: «… хлопки заглушались свистом, и чем больше хлопали, тем яростнее свистели. И тогда ясно стал слышен и смех. Мало того, что смеялись, – хохотали. Публика стала выходить в коридоры или фойе, и я слышала, как некоторые возмущались, другие негодовали…».
Все действие «Чайки» сопровождалось непредсказуемым смехом публики. Одним из объяснений провала было то, что зрители в театре пришли на бенефис комической актрисы Е.И. Левкеевой и поэтому были настроены увидеть что-то веселое, развлекательное.
Но главная причина заключалась в том, что «Чайка» была новаторской, актеры, кроме В.Ф. Комиссаржевской, не смогли понять пьесу и донести до зрителя. Театральный критик А.Ф. Кони писал Чехову после провальной премьеры: «Чайка» – произведение, выходящая из ряда по своему замыслу, по новизне мыслей, по вдумчивой наблюдательности над житейскими положениями. <…> И то, что пьеса прерывается внезапно, оставляя зрителя самого дорисовывать себе будущее – тусклое, вялое и неопределенное, – мне очень нравится. Так кончаются или, лучше сказать, обрываются эпические произведения».
Пресса активно откликнулась на грандиозный провал в театре этой, по выражению одного из критиков, «птичьей пьесы» Чехова. Корреспонденты газет и журналов, в большинстве своем не поняв и не приняв «Чайку», обрушились на нее со злой критикой, часто переходя в своих статьях от иронии к сарказму. Апофеозом этой критической бури стала публикация в журнале «Осколки» карикатуры художника Н. Н. Амалетбекова, где Чехов был изображен летящем на чайке, а его со всех сторон обстреливали критики-охотники.
А.П. Чехов очень сильно переживал провал.
В мае 1898 года В.И. Немирович-Данченко просил Антона Павловича разрешить поставить «Чайку» в Московском художественном театре. Чехов дал согласие. 17 декабря этого же года пьеса была исполнена актерами Московского художественного театра. Чехов в это время находился в Ялте. Владимир Иванович по требованию публики прислал Антону Павловичу телеграмму, в которой сообщил Чехову о необыкновенном успехе, вызовах, радости актеров.
После успеха «Чайка» стала пользоваться популярностью, как на сценах столичных театров, так и в провинции.

У драмы «Маскарад», написанной в 1835 году, была довольно трудная судьба. Лермонтов мечтал увидеть ее на сцене, однако, представив ее в драматическую цензуру, получил отказ из-за «слишком резких страстей». Поэт несколько раз переделывал текст, добиваясь постановки своего детища на сцене Александринского театра. Но при жизни Лермонтова этого не произошло. Цензурный запрет довлел над «Маскарадом» и дальше. Только в 1852 году в бенефис ведущей актрисы Александринского театра Марии Валберховой разрешили поставить несколько сцен драмы. Полностью спектакль был поставлен на сцене Александринки в 1864 году, но его сыграли всего пять раз, а затем сняли с репертуара.
Существовало устойчивое мнение, что пьеса малосценична и неблагодарна для исполнителей главных ролей, особенно роли Арбенина.
Спустя почти полвека на сцене Александринского театра вновь задумали поставить «Маскарад». С 1911 года над спектаклем начали работать режиссер В. Э. Мейерхольд, художник А. Я. Головин и композитор А. К. Глазунов. Постановка готовилась шесть лет – срок необычайный в истории театра. В своих воспоминаниях Ю. М. Юрьев, исполнитель роли Арбенина, подробно рассказывал о долгих репетициях и длительных перерывах. О том, как необычайно требовательный к себе художник Головин на один только сбор необходимых ему материалов затратил не менее двух лет.
Внезапная смерть в 1912 году ведущего актера театра В. П. Далматова, прервавшая его работу над ролью Неизвестного, дала обильную пищу газетным острословам. Далматова называли «жертвой режиссерских ухищрений» и с едкой иронией вопрошали: «Доживут ли до премьеры остальные исполнители?».
Несмотря на начавшуюся в 1914 году Первую мировую войну, работа над «Маскарадом» не прекратилась. Вскоре трудности военного времени дали о себе знать. Краски и ткани «вздорожали» в разы, а холст для декораций оказался стратегическим материалом. Директор императорских театров В. А. Теляковский записал в своем дневнике 19 марта 1915 года: «Военное ведомство по случаю войны забрало весь холст, заготовленный для дирекции. Когда мы обратились к нашему поставщику, он нам заявил, что 7000 аршин 3-аршинного холста разрезал на портянки для войны».
Премьеру «Маскарада» назначили на 25 февраля 1917 года. В этот же день было запланировано чествование исполнителя роли Арбенина – Юрия Юрьева. Он отмечал юбилей – 25 лет на сцене. В городе было неспокойно, актеры с трудом добирались до театра через военные пикеты. Однако к началу спектакля зал был переполнен, в ложах сидели великие князья. Фактически под звуки первых выстрелов Февральской революции главный режиссер театра Е. П. Карпов вручил юбиляру подарок от императора – золотой портсигар, украшенный бриллиантовым орлом.
На следующий день, 26 февраля, несмотря на то, что на улицах электричество не горело, все три императорских театра начали свои спектакли вовремя. Перед Александринкой в тот день шальной пулей был убит студент, артисты делились тем, что они видели на улицах – столкновения рабочих с войсками. В таком напряженном настроении прошел второй спектакль. На следующий день Теляковский позвонил Юрьеву: «Спектакль отменяется... по Литейной к Таврическому дворцу движутся толпы рабочих... Неминуемо кровавое столкновение... Не выходите из дому!». Через два дня Николай II отрекся от престола, и царская власть, а вместе с ней и императорские театры прекратили свое существование.
Сценическая история спектакля продолжилась и после революции, и снова с драматическими коллизиями. На протяжении 1920-х годов спектакль постоянно шел на сцене. Трижды на протяжении двух десятилетий его возобновлял сам режиссер Всеволод Мейерхольд. После его ареста в 1939 году спектакль продолжили играть «в редакции орденоносца Ю. Юрьева». Сценическая жизнь легендарного «Маскарада» прекратилась лишь в 1941 году – после того как в склад декораций театра попала зажигательная бомба. Однако и во время эвакуации, и после войны спектакль продолжали играть в концертном исполнении – без костюмов и декораций.

На выставке посетители могут увидеть драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (1940,1949); статьи, письма, речи, беседы Мейерхольда В.Э. 1891-1917гг.,; записки исполнителя роли Арбенина Юрьева Ю.М.; эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Маскарад», выполненные А. Головиным; статью в журнале «Аполлон» (1917) о постановке спектакля в 1917 году.

Выставка работает до 25 февраля.

06 февраля 2019

Другие новости за Февраль 2019


Из зала новых поступлений

Виртуальные выставки

Сегодня в библиотеке

23 февраля


К 100-летию М. А. Шолохова
© 2000-2019 Донская государственная публичная библиотека
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты
и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Версия для слабовидящих
Тел.: (863) 264-93-69     Email: dspl-online@dspl.ru

Независимая оценка Независимая оценка Новости ДГПБ Новости ДГПБ на Google Play Новости ДГПБ QR-код