Быстрый поиск в OPAC-Global

Читателям

Библиотека

Донские страницы

Книжно-иллюстративная выставка «Театр и время»

До 22 мая в отделе краеведения Донской публичной библиотеки работает книжно-иллюстративная выставка «Театр и время». В её основу легла уникальная тема, характеризующая историю развития театрального искусства Ростовской области.

Центральными объектами выставки явились Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького – уникальный памятник архитектуры, мировой шедевр конструктивизма, творение столичных архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха; Ростовский музыкальный театр; Ростовский молодежный театр, Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской, Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова.

На выставке представлен более 80 книжно-иллюстративных материалов из фонда Донской государственной публичной библиотеки: очерки, воспоминания, биографии, интервью, архивные и исторические исследования и другие.

Первый раздел выставки посвящен развитию театральной жизни города Ростова от возникновения первых театров в XIX веке. Первый театр в Ростове был построен в 1840 году купцом Александром Садомцевым на территории нынешнего парка культуры и отдыха имени М. Горького. Это был одноярусный деревянный сарай-балаган.

Гайрабетовский театр – первое настоящее театральное здание было возведено в 1864 году в центре Ростова по инициативе Андрея Матвеевича Байкова (1831–1889), Городского Головы Ростова-на-Дону во второй половине XIX века, а также при содействии И. И. Грибанова, К. М. Гайрабетова и М. Б. Драшковича – трех зажиточных жителей города.

По описаниям современников: «театр представлял собой деревянное сооружение, сложенное из бревен, состоял из 22 рядов кресел, двух ярусов лож и третьего яруса – галереи». Зрительный зал освещался «подъемной круглой люстрой», состоявшей из 36 керосиновых ламп. Находился на углу Большой Садовой улицы и Николаевского переулка (ныне – переулок Семашко; на месте мэрии). По вместимости Гайрабетовский театр втрое превышал Садомцевский балаган.

В Гайробетовском театре в 1863 году выступал проездом в Крым на лечение выдающийся актер Михаил Семенович Щепкин (1788–1863). В Ростов он привез две роли: городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Фамусова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Но купеческий Ростов не оценил мастерства знаменитого актера. С участием Н. С. Щепкина состоялся только спектакль «Ревизор». Назначенный же спектакль «Горе от ума», до этого никогда не шедший в Ростове, был отменен.

В 1882 году владелец ростовской табачной фабрики В. И. Асмолов получил разрешение городской думы выстроить «концертное зало» по Таганрогскому (ныне Буденовскому) проспекту, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). В 1883 году состоялось открытие первого каменного Асмоловского театра. Вместимость зрительного зала составляла 800 мест, хорошая акустика, большая сцена. В качестве режиссера в Асмоловский театр был приглашен артист Казанского театра Н. Н. Синельников (1855–1939). В Ростове-на-Дону он работал с 1894 по 1900 годы. Cтавил на провинциальной сцене лучшие литературные произведения: «Гамлет» У. Шекспира, «Горе от ума» А. C. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Купчиха П. Д. Машонкина в 1906 году выстроила новое деревянное здание театра. В 1907 году его снесли и возвели каменный театр на 1500 мест.

Раздел выставки представлен: Литературный Ростов (1940); Записки Ростовского-на-Дону общества Истории, Древностей и Природы / под редакцией A. M. Ильина (1912); книжно-иллюстративными материалами, посвященными М. С. Щепкину, Н. Н. Синельникову, А. Н. Вертинскому, В. И. Качалову.

Второй раздел выставки повествует о строительстве в Ростове нового театра. Всего было рассмотрено 17 проектов. Ростовчанам был предложен проект, выполненный в форме, напоминающей гусеничный трактор, в традициях конструктивизма. Авторами проекта были москвичи – В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх. Неоценимый вклад в облик здания внесли украшающие фасад горельефы, созданные казаком станицы Константиновской Области войска Донского Сергеем Корольковым, выдающимся скульптором, художником, графиком и иллюстратором, известным как «донской Роден».

«Золотым веком ростовской драмы» называют развитие Ростовского театра драмы имени М. Горького при режиссере Ю. А. Завадском и творческой деятельности актеров театра-студии - В. М. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я Плятта и других.

Раздел представлен:

Ростовский драматический театр имени Максима Горького (1935); Смирнов В. В. Театральная площадь (2008); Смирнов В. В. Мир Сергея Королькова (2009); Немиров Ю. В родном городе: [Таганрог. драм. театр им. А. П. Чехова] // Театр. жизнь. 1980. № 2. С. 8-9; Кидина Н. Народный артист: [П. Г. Лобода] // Дон. 1976. № 11. С. 186-191; Кидина Н. Вильям Шатуновский // Театр. 1972. № 3. С.101-106; Кидина Н. Хозяин счастливого времени: [О П. Лободе] // Театральная жизнь. 1968. № 1. С.9-12; Морозова А. «Волки и овцы»: [Пьесы Островского на сцене] // Театр. 1962. № 7-8. С. 104-105 и другие.

23 марта 2019

Другие новости за Март 2019


Из зала новых поступлений

Виртуальные выставки

Сегодня в библиотеке

17 июня

Выходной


К 100-летию М. А. Шолохова
© 2000-2019 Донская государственная публичная библиотека
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты
и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Версия для слабовидящих
Тел.: (863) 264-93-69     Email: dspl-online@dspl.ru

Независимая оценка Независимая оценка Новости ДГПБ Новости ДГПБ на Google Play Новости ДГПБ QR-код