Быстрый поиск в OPAC-Global

Читателям

Библиотека

Донские страницы

«Выставка одной книги» - альбом русского и французского живописца Ю. П. Анненкова Портреты

С 15 апреля в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлен редкий альбом русского и французского живописца и графика, художника театра и кино Юрия Петровича Анненкова. Портреты.- Петроград: «Петрополис», 1922

Золотой фонд русской графики! Основу книги составляют созданные Юрием Анненковым неповторимые портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов в несколько "кубистическом" стиле, что несомненно придало изданию некий конструктивистский шарм. Портрет являлся одним из излюбленных жанров прекрасного русского художника Юрия Анненкова. Ещё в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников.

В монографию о художнике включены три статьи, посвящённые ему: «0 синтетизме» Евгения Замятина, «Колебания жизненных токов» Михаила Кузмина, «Юрий Анненков» М. Бабенчикова, а так же список его работ. Но, столь примечательным в ряду других книг того времени издание делает именно иллюстративный ряд - острохарактерные, талантливо и стильно написанные Анненковым портреты его современников. Всего их в книге 80. Часть портретов (37) расположена на отдельных листах, включённых в общую пагинацию издания, в том числе 7 из них отпечатаны на мелованной бумаге (исполнены акварелью и/или цветными карандашами), а остальные 30 - на той же бумаге, что и вся книга (графические портреты, в исключительных случаях - с использованием цветной туши). Перед каждой страничной иллюстрацией вклеен лист тонкой прозрачной бумаги, на котором в нижней части воспроизведены подписи к портретам: слева - на русском, справа - на французском языке. Иллюстрации в тексте - их 43 - выполнены в различных техниках (масло, карандаш, темпера и пр.). В предисловии к книге Анненков писал: «Работая над портретами, я не имел циклового задания, каждый из них создавался мною в разное время и по разным мотивам... Но, собранные вместе, портреты неожиданно приобрели для меня значение итога моих личных переживаний за последние годы. И если иные изображённые мною люди запечатлели себя в истории наших дней, а иные обречены на безвестность, то все они без изъятия отмечены одним и тем же знаком: революцией, - и все они служат мне живым напоминанием о тех трагедиях и надеждах, падениях и подъёмах, путём которых нам суждено было пройти вместе бок о бок, друзьям и врагам одинаково».

Успех книги способствовал тому, что в 1923 году художник получил заказ на серию портретов советских политических деятелей Л. Троцкого, Л. Каменева, Г. Зиновьева, К. Радека, А. Луначарского, В. Антонова-Овсеенко и др. Изображения их вошли в следующий альбом Анненкова, «Семнадцать портретов», выпущенный Госиздатом в 1926 году. Однако спустя два года по личному приказу Сталина альбом был изъят из библиотек и книготорговой сети и уничтожен. Часть экземпляров всё равно попала к читателям, но их было ничтожно мало.

Анненков, Юрий Павлович (1889–1974), выдающийся русский художник-портретист, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Потомок Павла Васильевича Анненкова, первого редактора и издателя произведений А. С. Пушкина. Для работ художника начала 1910 годов характерно влияние кубизма и футуризма — «Адам и Ева» (1913-1918), «Желтый траур» (1914), «Бретань» (1916), «Июль. Лес» (1918). Свои кубистические пейзажи, Анненков выставил впервые в 1913 г. в «Салоне Независимых». Оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках (для «Сатирикона», «Театра и искусства», «Лукоморья» и других изданий). Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи («Адам и Ева», 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Анненков вошел в число видных деятелей нового русского театра прежде всего, в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н. Н. Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова «Театр для себя», 1915–1916). Оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916–1917), революционные массовые спектакли («Гимн освобожденному труду» и «Взятие Зимнего дворца»; оба — 1920). Перу Анненкова принадлежат статьи «Ритмические декорации» (1919) и «Театр до конца» (1921), где художник выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле «Газ» Г. Кайзера, 1922; и «Бунт машин» А. Н. Толстого, 1924). Еще в предреволюционные годы Анненков разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А. А. Ахматова, М. Горький, Е. И. Замятин, Б. Л. Пастернак, Н. С. Гумилев, А. А. Блок, А. Н. Бенуа, И. Е. Репин, В. Ф. Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своем творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был признан и обласкан новой властью. Перед ним открывались самые охраняемые двери: в 1917–1922 году он зарисовал с натуры А. Ф. Керенского, В. И. Ленина, Г. Е. Зиновьева, К. Ворошилова, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Л. Д. Троцкого, его зама — Эфраима Склянского и ряд других политических деятелей. Выпустил альбомы «Портреты» (1922) и «17 портретов» (1926); почти весь тираж последнего был — из-за наличия в нем «врагов народа» — уничтожен. Его живописный портрет Л. Д. Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предварением «сверхчеловечески» — героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к «Двенадцати» А. А. Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы.

Как писатель Анненков дебютировал сборником стихов «Четверть девятого» (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом Б. Темирязев) «Повесть о пустяках» (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии «Одевая звезд» (Париж, 1955) и «Макс Офюльс» (Париж, 1962). Среди его литературных, «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера — Л., 1991), — пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.

Альбом отпечатан в августе 1922 года на толстой бумаге верже в 15-й Государственной типографии в количестве 900 нумерованных экземпляров под наблюдением В. И. Анисимова. Экземпляр фонда библиотеки имеет номер 684. К сожалению, личность бывшего владельца нашего экземпляра установить не удалось.

Выставка продлится до 1 мая 2019 года.

15 апреля 2019

Другие новости за Апрель 2019


Из зала новых поступлений

Виртуальные выставки

Сегодня в библиотеке

К 100-летию М. А. Шолохова
© 2000-2019 Донская государственная публичная библиотека
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты
и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Версия для слабовидящих
Тел.: (863) 264-93-69     Email: dspl-online@dspl.ru

Независимая оценка Независимая оценка Новости ДГПБ Новости ДГПБ на Google Play Новости ДГПБ QR-код