Быстрый поиск в OPAC-Global

Читателям

Библиотека

Донские страницы

«Выставка одной книги» представляет альбом Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева. [1908-1918]

С 1 августа в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлен редкий роскошно иллюстрированный альбом Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева. [1908-1918]. Обзор десятилетней художественной работы первого русского театра-кабаре. / Текст Н. Е. Эфроса. - [М.], [1918]. Все снимки и портреты работы художников М. А. Сахарова и П. Орлова. В иллюстрированной издательской обложке работы художника С. Чехонина. Он же является автором заставок. Издание посвящено десятилетию деятельности знаменитого театра миниатюр «Летучая мышь». Николай Ефимович Эфрос донёс до наших дней историю эволюции камерного театра «Летучая мышь» с момента возникновения идеи создания актёрского клуба в 1908 году, до его расцвета, когда он стал художественно-театральной достопримечательностью захлебнувшегося в революционном хаосе городе.

История русского театра первой трети XX века невозможно представить без театра-кабаре «Летучая мышь» и его руководителя Никиты Балиева. Этот дореволюционный театр миниатюр, один из самых первых и лучших камерных театров России, возник из пародийно-шуточных представлений актёров Московского Художественного театра. Для русских библиофилов этот театр-кабаре-неиссякаемый источник собирательства огромного количества иллюстрированного полиграфического материала, оформленного мирискусниками.

Первоначально «Летучая мышь» задумывалась как интимный артистический кружок артистов МХТ и их друзей, - содружество актёров Московского Художественного театра. Идея создания актёрского клуба была рассчитана не на публику, а на её полное отсутствие. Собственно, публика и не должна видеть своих театральных героев в будничной обстановке. В «закрытый» клуб входили актёры Художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, Иван Михайлович Москвин, Георгий Сергеевич Бурджалов и Алиса Коонен. Устав кружка «Летучая мышь» был представлен на регистрацию в городское присутствие, о чём позднее сообщила газета «Русское слово». 20 февраля 1908 года Балиев и Тарасов спустились в слабо освещённый подвал дома Перцова (напротив Храма Христа Спасителя). Навстречу им выпорхнула летучая мышь. Так родилось название театра, а летучая мышь стала его эмблемой, пародируя мхатовскую чайку на занавесе. Открытие театра состоялось 20 февраля 1908 года пародией на спектакль «Синяя птица», премьера которого прошла в МХТ неделей раньше.

«Летучая Мышь» проектировалась как уютное местечко для взаимного увеселения и забавы актеров Художественного театра в послеспектакльные часы. Проходившие ночью в подвале дома Перцова «исполнительские собрания» носили игровой, ироничный характер, в программу входили театральные пародии на спектакли МХТ, а также вокальные, танцевальные, стихотворные импровизации хозяев и немногочисленных гостей, среди которых были Л. В. Собинов, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин. В качестве конферансье выступал Н. Балиев.

С 1912 года «Летучая мышь» становится театром миниатюр с ежевечерней большой программой, состоящей из шаржей, инсценировок песенок, романсов, театрализованных афоризмов Козьмы Пруткова, миниатюр Т. Л. Щепкиной-Куперник, а также инсценировок произведений классиков: Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Антона Чехова, Ги де Мопассана. Исполнялись отрывки из произведений Вольфганга Амадея Моцарта, Александра Даргомыжского, Александра Бородина и Петра Чайковского. Представления блестяще комментировал остроумный «хозяин вечера» Балиев, находчиво беседуя с публикой и безобидно касаясь «злобы дня». Сидящие за столиками зрители вовлекались в сценическое действие, участвовали в вокальных и игровых экспромтах, отвечали на реплики конферансье.

В основе актёрской игры и постановочных решений программ «Летучей мыши» лежал метод импровизации: хореографические и вокальные номера, сценки, скетчи, устные рассказы создавали иллюзию, будто представление сочиняется «здесь и сейчас». Художественный язык «Летучей мыши» тяготел к стилю модерн, который проявлялся в утончённом эстетизме, условно-декоративном ориентализме интерьера, сценические оформления, исполнительские манеры актёров. Разнообразие сценических приёмов определялось стилизаторскими задачами, которые ставил Балиев. Он иронически и всерьёз воссоздавал на сцене стиль старой Англии, Франции, Италии, атмосферу 18 в. («Французский фарфор», «Японский веер», «Испанский веер», текст Т. Л. Щепкиной-Куперник), начала 19 в. («Вечер у Жуковского» Б. А. Садовского), русского лубка.

Переезд в 1915 в новое помещение в Большом Гнездниковском переулке и события 1-й мировой войны видоизменили направление кабаре. Столики в зале были заменены на ряды кресел; эстрадные номера, пародийные сценки и скетчи постепенно уступили место инсценировкам произведений русской классики («Пиковая дама» А. С. Пушкина, авторы инсценировки В. Ф. Ходасевич и Садовский; «Граф Нулин» Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя в переделке Садовского, и др.).

В годы Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1917–1922 театр «Летучая мышь» безуспешно пытался приспособиться к изменившейся политической ситуации, создавая постановки на «злобу дня». В 1920 Н. Балиев и небольшая часть труппы эмигрировали.

Выставка продлится до 15 августа 2019 года.

27 июля 2019

Другие новости за Июль 2019


Из зала новых поступлений

Виртуальные выставки

Сегодня в библиотеке

19 августа

Выходной


К 100-летию М. А. Шолохова
© 2000-2019 Донская государственная публичная библиотека
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты
и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Версия для слабовидящих
Тел.: (863) 264-93-69     Email: dspl-online@dspl.ru

Независимая оценка Независимая оценка Новости ДГПБ Новости ДГПБ на Google Play Новости ДГПБ QR-код