Быстрый поиск в OPAC-Global

Читателям

Библиотека

Донские страницы

«Книжный вернисаж» представляет выставку «Читаем сами: книги для чтения в школе из коллекции ЦРКП РО»

Осень центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки встречает с новой экспозицией в рамках проекта «Книжный вернисаж». Выставка «Читаем сами: книги для чтения в школе из коллекции ЦРКП РО» приурочена ко Дню Знаний и началу нового учебного года. Экспозиция располагается в витрине читального зала центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж).

Учебники существовали с незапамятных времён: первые обучающие тексты появились ещё в древнем Шумере. Изобретение клинописного письма здесь привело к созданию организованного школьного образования: около пяти тысяч лет назад в Шумере возникли первые школы – «эдубба» (в переводе — «дом табличек»), в которых люди узнавали о богах и животных, вещах и грамоте благодаря учебникам, датируемым 2500 г. до н. э. Чуть позже появились школы, готовившие работников самых разных профессий: в основном, жрецов, администраторов и писцов. Тенденцию шумерской цивилизации к усложнению образования продолжил Египет. Первым известным науке письменным учебником в истории человечества является древнеегипетская книга Кемит, созданная около XX века до н. э. – в переводе её название означало «компендиум» или «итог», подразумевая всеохватные знания, которые это пособие даёт своему владельцу. Несмотря на то, что изначально в Древнем Египте писцов готовили по одному, после череды неблагоприятных событий решено было открыть школы, а для них понадобились учителя и единый учебник. В книге Кемит содержались различные общие выражения, термины и лексические формулы, необходимые писцу для работы, например образцы того, как вежливо начать письмо.

Античность могла похвастаться богатой традицией применения учебников. Первые письменные пособия по риторике создавались софистами: философами, взимавшими деньги за обучение. После того как Александр Македонский распространил модель древнегреческого знания на всех завоеванных территориях, греческие учебники быстро стали крайне популярными, а после завоевания Греции Римом каждый успешный родитель-римлянин и вовсе начал стремиться отправить своих детей учиться в колыбель философии – Грецию. Одна из самых известных греческих школ находилась на Родосе (её возглавлял знаменитый философ Посидоний). Обучающие материалы этой школы оказали огромное влияние на учебники Рима. Александрийские учителя, в частности, ввели практику конспектирования лекций; использовали они и учебные пособия, созданные по греческим «лекалам». Именно эти античные образцы затем взяли за основу в средневековой Европе, во всём равнявшейся на классическую систему образования. Например, учебники по грамматике Присциана и Доната, созданные в V-VI веках, применялись на протяжении почти тысячи лет.

В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, часословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного. Нерадивые ученики, не знавшие пройденного материала, подвергались физическим наказаниям, из-за чего один из учебников грамматики даже получил называние «Берегущий спину». Многие тексты тогда было принято заучивать наизусть, а для учебных записей использовались вощеные доски и заостренное стило, что позволяло сэкономить дорогие чернила и пергамент.

Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стеснённые в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или переписывать тексты от руки. Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопечатания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны. Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами.

В России первые нерукописные книги появились в XVI веке благодаря первопечатнику Ивану Федорову. Среди них было пособие по чтению, учебник по грамматике и основам арифметики. Книга «Часовник» не только служила для обучения грамоте, но и использовалась в ходе богослужений, а «Евангелие учительное» позволяло изучать Библию. Однако самым главным учебником Федорова стала «Азбука» 1574 года. Она была отпечатана во Львове и содержала не только материалы по грамматике, но и тексты для чтения.

Вскоре после издания «Азбуки» начали выходить и другие буквари. В XVII веке популярным стал «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем...», а также иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов и который предназначался не только юношам, но и девушкам. В XVII веке российский печатный двор уже успел выпустить сотни тысяч различных букварей и учебных книг для монастырей.

Обучение грамоте – самая древняя отрасль методики изучения родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого столетия – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров и многие другие активно откликались на проблемы букваристики, т.к. элементарная грамота (умение читать и писать) – это ключ к массовому образованию, которое веками была непреодолима для народных масс.

После победы Великого Октября перед страной встали грандиозные задачи — ликвидировать неграмотность, обучить широкие народные массы грамоте и чтению. В эти годы появляется много методической литературы, которая не только учила грамоте, чтению, но и предлагала методы рационального чтения. В книге И. В. Ребельского «Азбука умственного труда», неоднократно переиздававшейся в 20-е гг., приводились полезные советы по выбору рациональных приёмов умственной деятельности, в том числе и советы по технике чтения, а в 1924 г. вышла книга крупного специалиста в области логики С. И. Поварнина «Как читать книги», которая не утратила своего значения и в наши дни.

Формированию навыка чтения не уделялось специального внимания, и постепенно несовершенная техника чтения стала одной из острых школьных проблем. Требования Программ к правильности, скорости, выразительности чтения, обязательное сознательное чтение с пер¬вых шагов обучения возродили интерес учительства к лучшим достижениям объяснительного чтения. С этого момента объясни¬тельное чтение становится общепризнанным и ведущим методом начального обучения чтению вплоть до 70-х годов XX в.

Первыми учебниками нового поколения принято считать «Книги для чтения» трёхлетней школы авторов В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, Л. К. Пискуновой, Л. С. Геллерштейна (1981). В этих книгах, кроме сезонного и тематического, реализовывался литературоведческий принцип структурирования учебного материала – они включили в себя отдельные разделы: «Устное народное творчество»; «Великие русские писатели»; «Классики русской литературы»; «Классики русской и советской литературы»; «Классики зарубежной литературы». Хрестоматии обеспечивали преемственность между чтением в начальных классах и литературным чтением в средних с установкой на дальнейшее изуче¬ние литературы. Впервые авторы книг для начальной школы отказались от адаптированных текстов, представили богатое разно¬образие произведений различных родов, видов и жанров. В дальнейшем на основе этих хрестоматий были созданы книги для чтения в новой четырехлетней начальной школе – «Родное слово» тех же авторов (1986).

Заботиться о внеклассном чтении детей – также в традициях русской педагогической мысли. В XIX в. выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи (например, сборник «Семейное чтение» под редакцией Ю. Семашко (СПб., 1871), включающий в себя тексты художественных произведений для чтения, а также различные занимательные задания, головолом¬ки, математические задачи и описание самоделок, которые предлагалось мастерить с помощью старших; справочные каталоги с рекомендациями для детского и семейного чтения.

На выставке представлены документы конца XIX-XX вв., предназначенные для обучения и улучшения навыков чтения:

  • Что читать народу? : критический указатель книг для народного и детского чтения / сост. Х. Д. Алчевской [и др.]. – СПб., 1889;
  • Толстой Л. Н. Четвёртая русская книга для чтения / Л. Н. Толстой. – изд. 23-е. – М., 1906;
  • Гребенские, терские и кизлярские казаки : книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах / сост. Г. А. Ткачёв. – Владикавказ, 1911;
  • Горбуновы-Посадовы И. и Е. Красное солнышко : первая книга для чтения. – М. ; Пг., 1923. – (Учебники и учебные пособия для школ I и II ступени);
  • Богоявленский Д., Тимофеев Л. Книга для чтения : учебник для школ малограмотных. – Ростов н/Д., 1933;
  • Горецкий В. Г. Книга для чтения : (для дополнительного чтения в 3-м классе). – М., 1970;
  • Горецкий В. Г., Геллерштейн Л. С. Книга для чтения : экспериментальная : 1 класс. – М., 1976;
  • Горецкий В. Г., Геллерштейн Л. С. Книга для чтения : экспериментальная : 3 класс. – М., 1978;
  • ГорецкийВ. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Читаем сами : пособие для учащихся 1 класса 3-летней начальной школы. – М., 1992.
Выставка продлится с 27 августа по 29 сентября 2019 года.

21 августа 2019

Другие новости за Август 2019


Из зала новых поступлений

Виртуальные выставки

Сегодня в библиотеке

22 ноября


Киноклуб Альянс Франсез приглашает на показ триллера «Лифт на эшафот»/ «Ascenseur pour l'échafaud» (1957 г.)
17-30 | литературная гостиная (3 этаж)

Занятия японского языкового клуба.
16-30 | центр международных информационных ресурсов (1 этаж)


Выставки

«Кабинет и мир писателя»»
выставочный зал (1 этаж)

«Выставка одной книги» представляет альбом Allegorien und Embleme = Аллегории и Эмблемы
центр по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

Фотовыставка Сергея Грибова
отдел краеведения (2 этаж)

«Под знаком гениев»
выставочная зона 1-го этажа

«„Я вспомню о тебе с любовью, Нахичевань! Нахичевань!“ К 240-летию со дня переселения армян из Крыма на Дон»
отдел краеведения (2 этаж)

«Кукла Дона»
отдел искусств (1 этаж)

«Книжный вернисаж» представляет «Лубочные издания из фонда ЦРКП РО»
центр по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

«Кавказский толмач: историческая грамматика кавказской группы языков из фонда центра по работе с книжными памятниками Ростовской области»,
выставочная зона второго этажа

К 100-летию М. А. Шолохова
© 2000-2019 Донская государственная публичная библиотека
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты
и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Версия для слабовидящих
Тел.: (863) 264-93-69     Email: dspl-online@dspl.ru

Независимая оценка Независимая оценка Новости ДГПБ Новости ДГПБ на Google Play Новости ДГПБ QR-код