Быстрый поиск в OPAC-Global

Читателям

Библиотека

Донские страницы

«Книжный вернисаж» представляет выставку «Читаем сами: книги для чтения в школе из коллекции ЦРКП РО»

Осень центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки встречает с новой экспозицией в рамках проекта «Книжный вернисаж». Выставка «Читаем сами: книги для чтения в школе из коллекции ЦРКП РО» приурочена ко Дню Знаний и началу нового учебного года. Экспозиция располагается в витрине читального зала центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж).

Учебники существовали с незапамятных времён: первые обучающие тексты появились ещё в древнем Шумере. Изобретение клинописного письма здесь привело к созданию организованного школьного образования: около пяти тысяч лет назад в Шумере возникли первые школы – «эдубба» (в переводе — «дом табличек»), в которых люди узнавали о богах и животных, вещах и грамоте благодаря учебникам, датируемым 2500 г. до н. э. Чуть позже появились школы, готовившие работников самых разных профессий: в основном, жрецов, администраторов и писцов. Тенденцию шумерской цивилизации к усложнению образования продолжил Египет. Первым известным науке письменным учебником в истории человечества является древнеегипетская книга Кемит, созданная около XX века до н. э. – в переводе её название означало «компендиум» или «итог», подразумевая всеохватные знания, которые это пособие даёт своему владельцу. Несмотря на то, что изначально в Древнем Египте писцов готовили по одному, после череды неблагоприятных событий решено было открыть школы, а для них понадобились учителя и единый учебник. В книге Кемит содержались различные общие выражения, термины и лексические формулы, необходимые писцу для работы, например образцы того, как вежливо начать письмо.

Античность могла похвастаться богатой традицией применения учебников. Первые письменные пособия по риторике создавались софистами: философами, взимавшими деньги за обучение. После того как Александр Македонский распространил модель древнегреческого знания на всех завоеванных территориях, греческие учебники быстро стали крайне популярными, а после завоевания Греции Римом каждый успешный родитель-римлянин и вовсе начал стремиться отправить своих детей учиться в колыбель философии – Грецию. Одна из самых известных греческих школ находилась на Родосе (её возглавлял знаменитый философ Посидоний). Обучающие материалы этой школы оказали огромное влияние на учебники Рима. Александрийские учителя, в частности, ввели практику конспектирования лекций; использовали они и учебные пособия, созданные по греческим «лекалам». Именно эти античные образцы затем взяли за основу в средневековой Европе, во всём равнявшейся на классическую систему образования. Например, учебники по грамматике Присциана и Доната, созданные в V-VI веках, применялись на протяжении почти тысячи лет.

В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, часословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного. Нерадивые ученики, не знавшие пройденного материала, подвергались физическим наказаниям, из-за чего один из учебников грамматики даже получил называние «Берегущий спину». Многие тексты тогда было принято заучивать наизусть, а для учебных записей использовались вощеные доски и заостренное стило, что позволяло сэкономить дорогие чернила и пергамент.

Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стеснённые в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или переписывать тексты от руки. Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопечатания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны. Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами.

В России первые нерукописные книги появились в XVI веке благодаря первопечатнику Ивану Федорову. Среди них было пособие по чтению, учебник по грамматике и основам арифметики. Книга «Часовник» не только служила для обучения грамоте, но и использовалась в ходе богослужений, а «Евангелие учительное» позволяло изучать Библию. Однако самым главным учебником Федорова стала «Азбука» 1574 года. Она была отпечатана во Львове и содержала не только материалы по грамматике, но и тексты для чтения.

Вскоре после издания «Азбуки» начали выходить и другие буквари. В XVII веке популярным стал «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем...», а также иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов и который предназначался не только юношам, но и девушкам. В XVII веке российский печатный двор уже успел выпустить сотни тысяч различных букварей и учебных книг для монастырей.

Обучение грамоте – самая древняя отрасль методики изучения родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого столетия – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров и многие другие активно откликались на проблемы букваристики, т.к. элементарная грамота (умение читать и писать) – это ключ к массовому образованию, которое веками была непреодолима для народных масс.

После победы Великого Октября перед страной встали грандиозные задачи — ликвидировать неграмотность, обучить широкие народные массы грамоте и чтению. В эти годы появляется много методической литературы, которая не только учила грамоте, чтению, но и предлагала методы рационального чтения. В книге И. В. Ребельского «Азбука умственного труда», неоднократно переиздававшейся в 20-е гг., приводились полезные советы по выбору рациональных приёмов умственной деятельности, в том числе и советы по технике чтения, а в 1924 г. вышла книга крупного специалиста в области логики С. И. Поварнина «Как читать книги», которая не утратила своего значения и в наши дни.

Формированию навыка чтения не уделялось специального внимания, и постепенно несовершенная техника чтения стала одной из острых школьных проблем. Требования Программ к правильности, скорости, выразительности чтения, обязательное сознательное чтение с пер¬вых шагов обучения возродили интерес учительства к лучшим достижениям объяснительного чтения. С этого момента объясни¬тельное чтение становится общепризнанным и ведущим методом начального обучения чтению вплоть до 70-х годов XX в.

Первыми учебниками нового поколения принято считать «Книги для чтения» трёхлетней школы авторов В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, Л. К. Пискуновой, Л. С. Геллерштейна (1981). В этих книгах, кроме сезонного и тематического, реализовывался литературоведческий принцип структурирования учебного материала – они включили в себя отдельные разделы: «Устное народное творчество»; «Великие русские писатели»; «Классики русской литературы»; «Классики русской и советской литературы»; «Классики зарубежной литературы». Хрестоматии обеспечивали преемственность между чтением в начальных классах и литературным чтением в средних с установкой на дальнейшее изуче¬ние литературы. Впервые авторы книг для начальной школы отказались от адаптированных текстов, представили богатое разно¬образие произведений различных родов, видов и жанров. В дальнейшем на основе этих хрестоматий были созданы книги для чтения в новой четырехлетней начальной школе – «Родное слово» тех же авторов (1986).

Заботиться о внеклассном чтении детей – также в традициях русской педагогической мысли. В XIX в. выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи (например, сборник «Семейное чтение» под редакцией Ю. Семашко (СПб., 1871), включающий в себя тексты художественных произведений для чтения, а также различные занимательные задания, головолом¬ки, математические задачи и описание самоделок, которые предлагалось мастерить с помощью старших; справочные каталоги с рекомендациями для детского и семейного чтения.

На выставке представлены документы конца XIX-XX вв., предназначенные для обучения и улучшения навыков чтения:

  • Что читать народу? : критический указатель книг для народного и детского чтения / сост. Х. Д. Алчевской [и др.]. – СПб., 1889;
  • Толстой Л. Н. Четвёртая русская книга для чтения / Л. Н. Толстой. – изд. 23-е. – М., 1906;
  • Гребенские, терские и кизлярские казаки : книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах / сост. Г. А. Ткачёв. – Владикавказ, 1911;
  • Горбуновы-Посадовы И. и Е. Красное солнышко : первая книга для чтения. – М. ; Пг., 1923. – (Учебники и учебные пособия для школ I и II ступени);
  • Богоявленский Д., Тимофеев Л. Книга для чтения : учебник для школ малограмотных. – Ростов н/Д., 1933;
  • Горецкий В. Г. Книга для чтения : (для дополнительного чтения в 3-м классе). – М., 1970;
  • Горецкий В. Г., Геллерштейн Л. С. Книга для чтения : экспериментальная : 1 класс. – М., 1976;
  • Горецкий В. Г., Геллерштейн Л. С. Книга для чтения : экспериментальная : 3 класс. – М., 1978;
  • ГорецкийВ. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Читаем сами : пособие для учащихся 1 класса 3-летней начальной школы. – М., 1992.
Выставка продлится с 27 августа по 29 сентября 2019 года.

21 августа 2019

Другие новости за Август 2019


Из зала новых поступлений

Виртуальные выставки

Сегодня в библиотеке

21 сентября


Фестиваль немецкого кино. Показ фильма "Mullewapp" - Друзья навсегда", Тони Лойзер, Джеспер Мюллер, 2009 , 10+
17-00 | кинозал (2 этаж)

Открытая лекция проекта «Золото в серых горах»
12-00 | литературная гостиная (3 этаж)

Лекция «Психосоматика лишнего веса»
12-00 | литературная гостиная (3 этаж)


Выставки

«Выставка одной книги» представляет иллюстрированный альбом "Антони Ван-Дейк в его избранных произведениях"
центр по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

«Старый Ростов: книжное прошлое»
читальный зал центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2-й этаж)

Выставка к юбилею РОО "Союза Художников России"
Выставочный зал, отдел искусств и галереи 1, 2 и 3 этажа библиотеки

Работы учащихся Детской художественной школы им. А. С. и М. М. Чиненовых
читальный зал центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2-й этаж)

«Здесь врата на Кавказ, и в Россию врата....»
отдел краеведения (2 этаж)

«Книжный вернисаж» представляет выставку «Читаем сами: книги для чтения в школе из коллекции ЦРКП РО»
центр по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

«Златослов: старинные книги по риторике из фондов Донской публичной»
выставочная зона второго этажа

«Учебные заведения дореволюционной России»
выставочная зона 1-го этажа

К 100-летию М. А. Шолохова
© 2000-2019 Донская государственная публичная библиотека
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты
и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Версия для слабовидящих
Тел.: (863) 264-93-69     Email: dspl-online@dspl.ru

Независимая оценка Независимая оценка Новости ДГПБ Новости ДГПБ на Google Play Новости ДГПБ QR-код