Быстрый поиск в OPAC-Global

Читателям

Библиотека

Донские страницы

Выставка «Учебные заведения дореволюционной России»

28 августа, накануне Дня знаний, в выставочной зоне Донской публичной библиотеки (1 этаж) начинает работу выставка «Учебные заведения дореволюционной России», подготовленная сотрудниками отдела хранения библиотечного фонда.
Вниманию посетителей библиотеки будет представлено около 70 документов конца XIX - начала ХХ века, посвященных работе образовательных учреждений Российской империи: начальных народных училищ, гимназий, реальных и коммерческих училищ, духовных семинарий, университетов и женских институтов, технических и военных учебных заведений.

Образование в Российской империи активно начало развиваться в XVIII веке. Этому способствовали реформы Петра I, многие из которых были направлены на популяризацию наук, обучение соотечественников по западным образцам. Открываются артиллерийская школа, инженерное и медицинское училище, школа навигационных и математических наук, а традиционное для Московского царства духовное образование остается только в епархиальных училищах для детей духовенства.
Развитие и расширение сети учебных заведений продолжили приемники великого императора: в царствование Елизаветы Петровны открываются первые гимназии в Москве (1755) и Казани (1758), основывается Московский университет (1755) и Академия художеств (1757). Екатерина II в 1782-1786 г. осуществила школьную реформу: в городах открываются народные училища, появилось предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатываются единые учебные планы.
В 1802 году Александр I учреждает Министерство народного просвещения, открывает 5 новых университетов и разделяет страну на 6 учебных округов.
Окончательно дореволюционная система образования складывается после отмены крепостного права и либеральных реформ Александра II, затронувших и учебные заведения.
Образовательные учреждения к 1917 году подразделялись на высшие, средние и низшие.
Высшее образование было представлено Императорскими Российскими университетами, которых к 1913 году в стране насчитывалось 9: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Св. Владимира в Киеве, Юрьевский в Тарту, Новороссийский в Одессе, Варшавский и Томский. В каждом из них было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Однако в некоторых университетах имелись отличия. Так, в Петербургском медицинский факультет был заменен факультетом восточных языков, в Юрьевском – богословским, а в Томском университете был представлен только медицинский факультет.
Университеты концентрировали вокруг себя лучшие научные силы, их преподаватели кроме исследовательской и учебной работы были членами различных комитетов и комиссий, выступали как консультанты по народнохозяйственным вопросам.
Основную массу студенчества второй половины XIX века составляли разночинцы. Плата за обучение неоднократно возрастала, а государственные стипендии получало не более 15% студентов каждого факультета. Многие из них вынуждены были селиться в бедных кварталах, в комнатах подешевле.

Кроме университетов, высшее образование было представлено техническими учебными заведениями (горный институт, Московское высшее техническое училище и т. д.), военными (всего 7) и духовными Академиями (всего 4).

Основу средних учебных заведений составляли восьмиклассные гимназии. Их целью было «доставлять детям всех сословий, без различия знаний и вероисповеданий, общее образование и, вместе с тем, служить подготовительным заведением для вступления в университеты и другие специальные учебные заведения». Гимназии являлись первой ступенью перед поступлением в университет, могли быть как государственными, так и частными. Образование в них было раздельным – отдельно существовали женские и мужские гимназии. Из-за недостатка средств во многих городах появились прогимназии, то есть гимназии с неполным курсом в 4-6 классов, не дававшие право поступать в университет.

В ходе реформ 1864 и 1872 г. наряду с гимназиями были созданы реальные училища, задачей которых было «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических знаний». Срок обучения составлял 6-7 лет. Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.

Для удовлетворения потребности в грамотных рабочих и служащих было открыто огромное количество специальных средних учебных заведений, организованных, по преимуществу, при поддержке соответствующих министерств и ведомств. Существовали военные, технические, педагогические, земледельческие, коммерческие, мореходные, художественные и другие училища.

Низшими образовательными учреждениями являлись народные училища, предоставлявшие начальное образование будущим реалистам и гимназистам, а также церковно-приходские школы - самые массовые и доступные учебные заведения.

Издания, представленные на выставке «Учебные заведения дореволюционной России», отражают всё многообразие образовательных учреждений, существовавшее в нашей стране к 1917 году.
Вниманию посетителей представлены учебники, отчеты, учебные планы и программы, уставы гимназий, реальных, городских и коммерческих училищ, университетов, материалы о женских, военных и духовных учебных заведениях, воспоминания о годах учебы.

Среди экспонатов выставки:
  • «Сборник мнений ученого комитета министерства народного просвещения об учебных руководствах и пособиях, одобренных для гимназий в 1866, 1867 и 1868 гг.» (1869).
    Издание содержит подробные аннотации учебников и учебных пособий по всем предметами гимназического курса, сообщается об их достоинствах и недостатках - «в сборнике г. Николенко очень много опечаток», «книжка г. Классовского не бесполезна как именно справочная»;
  • Мор Я. Г. «К вопросу об обременении учеников наших гимназий» (1911). Опытный отечественный педагог Яков Георгиевич Мор (1840—1914), откликаясь на жалобы родителей и врачей, рассматривает в своей работе проблему переутомления учеников, вызывающего так называемые «школьные» болезни. Автор подробно анализирует, сколько времени ежедневно требуется ученикам для умственной сидячей работы, сравнивает эти данные с показателями зарубежных гимназий.
    «Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения» (1895).
  • Отчеты о состоянии гимназий за учебный год.
    Знакомят с составом преподавателей, их научными и литературными трудами, программами преподавания предметов и применявшимися учебниками, содержат сведения об экзаменах, выпускниках, пособиях, выплаченных ученикам, гимназических праздниках и других основных моментах деятельности гимназий;
  • Иванцов-Платонов А. М. «Что такое жизнь: на память воспитанникам 4-го выпуска Александровского военного училища» (1867).
    Эта небольшая книга с размышлениями о смысле жизни стала своеобразным напутствием законоучителя училища для вступающих в самостоятельную взрослую жизнь выпускников.
  • Александр Иванцов-Платонов (1835-1894) – близкий к славянофилам священник, церковный историк, в разное время преподававший в Петербургской духовной академии, Александровском военном училище, Московском университете.
  • «Латинская хрестоматия для I, II, III и IV классов гимназий» (1891). Издание напомнит о преподавании в дореволюционных гимназиях древних языков, ставших их своеобразным символом.
    Из предисловия составителя хрестоматии И. Г. Семеновича мы узнаем, что уже гимназисты первого класса должны были как можно скорее приступить к чтению текстов на латыни и уметь делать их перевод, пересказ, обратный перевод и перифраз;
  • Ленц Э. Х. «Руководство к физике, составленное по поручению Министерства народного просвещения для русских гимназий» (1859).
    Этот учебник был написал выдающимся отечественным физиком Эмилием Христиановичем Ленцем (1804-1865), с именем которого связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока («закон Джоуля-Ленца») и закона индукции («правило Ленца»).
    Ученый придавал большое значение преподаванию физики в средней школе, написанный им учебник выдержал 11 изданий (первое – в 1839).
    На выставке представлено 5-е издание «Руководства по физике» (СПб.: Тип. Акад. Наук, 1859), выпущенное при жизни автора.
  • Статья об укладе институтской жизни Е. Н. Водовозовой «Дореформенный институт и преобразования К. Д. Ушинского», опубликованная в № 7 журнала «Русское богатство» за 1908 ггод,
    Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) – детская писательница, педагог, выпускница Смольного института – первого в России женского учебного заведения;
  • Петражицкий Л. И. «Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования» (1907).
    Работа известного правоведа и социолога Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931) по университетскому вопросу, содержащая резкие оценки формализма в высшем образовании. По мнению Петражицкого, «на каждом профессоре лежит обязанность вовлечь по мере сил и способностей своих возможно большее количество своих слушателей в свою науку, заставить их заинтересоваться ею и заниматься не на время до экзамена только и не в виде и размере зубрения учебника к репетиции или экзамену»;
  • Сталь А. «Пережитое и передуманное студентом, врачом и профессором» (1908).
    Мемуары, написанные под псевдонимом «А. Сталь» принадлежат Александру Семеновичу Тауберу (1848-1908) – известному хирургу, редактору «Военно-медицинского журнала». Он вспоминает о годах учебы в трех учебных заведениях: Новороссийском университете, Петербургском Технологическом институте и в медико-хирургической академии.
    На страницах его книги мы встречаем имена И.М. Сеченова, Н.В. Склифосовского, П.Ф. Лесгафта, С.П. Боткина, у которых ему довелось учиться.
    В течение нескольких А. С. Таубер десятилетий преподавал в Варшавском университете.
Особый интерес для посетителей выставки будет представлять раздел экспозиции, представленный книгами, которыми были награждены ученики гимназий за хорошую учебу. Об этом свидетельствуют похвальные листы, наклеенные на их форзацы. Книгой О. Миллера «Русские писатели после Гоголя» (СПб.-М.:Изд. Вольф, 1910) 21 октября 1912 года был награжден ученик 7 класса Киево-Печерской гимназии Борис Демпель , а 23 ноября 1915 года «Всемирная история" Г. Шиллера, т. 2 стала наградой 1-й степени ученику Мариупольской Александровской гимназии при переходе из 5 в 6 класс.

Среди современных изданий, представленных на выставке:
  • сборник «Институтки: воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц» (2005) из серии «Россия в мемуарах», который включает воспоминания пяти выпускниц институтов благородных девиц в период с конца XVIII в. до начала ХХ в. и выразительно описывают быт этих закрытых учебных заведений;
  • Иванов А. Е. «Мир российского студенчества: конец XIX-начало ХХ века» (2010). Исследование подробно воссоздает картину жизни дореволюционного студенчества: от учебной деятельности до театральных пристрастий и песенной культуры.

Выставка работает до 8 октября.

25 августа 2019

Другие новости за Август 2019


Из зала новых поступлений

Виртуальные выставки

Сегодня в библиотеке

21 сентября


Фестиваль немецкого кино. Показ фильма "Mullewapp" - Друзья навсегда", Тони Лойзер, Джеспер Мюллер, 2009 , 10+
17-00 | кинозал (2 этаж)

Открытая лекция проекта «Золото в серых горах»
12-00 | литературная гостиная (3 этаж)

Лекция «Психосоматика лишнего веса»
12-00 | литературная гостиная (3 этаж)


Выставки

«Выставка одной книги» представляет иллюстрированный альбом "Антони Ван-Дейк в его избранных произведениях"
центр по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

«Старый Ростов: книжное прошлое»
читальный зал центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2-й этаж)

Выставка к юбилею РОО "Союза Художников России"
Выставочный зал, отдел искусств и галереи 1, 2 и 3 этажа библиотеки

Работы учащихся Детской художественной школы им. А. С. и М. М. Чиненовых
читальный зал центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2-й этаж)

«Здесь врата на Кавказ, и в Россию врата....»
отдел краеведения (2 этаж)

«Книжный вернисаж» представляет выставку «Читаем сами: книги для чтения в школе из коллекции ЦРКП РО»
центр по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж)

«Златослов: старинные книги по риторике из фондов Донской публичной»
выставочная зона второго этажа

«Учебные заведения дореволюционной России»
выставочная зона 1-го этажа

К 100-летию М. А. Шолохова
© 2000-2019 Донская государственная публичная библиотека
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты
и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Версия для слабовидящих
Тел.: (863) 264-93-69     Email: dspl-online@dspl.ru

Независимая оценка Независимая оценка Новости ДГПБ Новости ДГПБ на Google Play Новости ДГПБ QR-код