Жители Нахичевана — по большей части купцы; ремесла очень мало развиты в этом городе. Причина та, что если раньше и были какие-нибудь ремесла, то азиатские. Они не соответствовали нуждам инопле­менного населения окрестных городов, и оно не стало покупать изделия этих ремесленников. Физический труд для людей неимущих стал в пос­леднее время довольно выгодным, ибо на набережной были построены амбары и пристани, и грузчики заняты на погрузке пшеницы и других злаков на суда, прибывающие в Нахичеван. Следует упомянуть и то, что поденной работой занимаются только мужчины, а неимущие женщины предпочитают скорее заниматься нищенством, чем служить у кого-ни­будь прислугой; поэтому в Нахичеване всякого рода обслуживанием заняты русские — и мужчины, и женщины. Как же можно, чтобы армян­ка, хотя ей и есть нечего, работала прислугой у чужих людей? Пусть уж лучше бог ниспошлет ей смерть—лишь бы не это!..

Торговля в Нахичеване, как и повсюду среди армян, не ведется на европейский лад. Каждый работает для себя, даже члены одной семьи стараются вести свои торговые дела отдельно друг от друга и отдельно тратить нажитые деньги. Тут нет торговых товариществ, особенно сре­ди торговцев зерном, которые по большей части являются крупными капиталистами. Никто из этих купцов не имеет в Европе своего агента, и потому в Нахичеване цены поднимаются и падают по усмотрению европейских торговых товариществ и контор, находящихся в получасе езды от Нахичевана, в городе Ростове. Нужно сказать, что Нахичеван, по своему географическому положению, занимает одно из центральных мест между Западной Европой и хлебородной Россией; из амбаров этого города загружают свои трюмы многие европейские суда. Если бы такое огромное количество хлеба отправлялось в Европу непосредственно; если бы наши любезные соотечественники в Нахичеване содержали хо­тя бы только в городе Марселе, во Франции, контору или агента, их при­были, несомненно, удвоились бы. И ведь не только хлеб идет в Европу, но и железо, и масло, и кожа, а скупка и продажа этих товаров—дело хорошо знакомое нахичеванцам.

Одному человеку трудно справиться с этими делами, но если бы пять или десять видных богачей объединились и стали действовать друж­но, то их конторы в Нахичеване и Марселе, без всякого сомнения, не только не уступили бы европейским, но превзошли бы их, потому что европейские товарищества приобретают товары из вторых и третьих рук, тогда как армянин был бы единственным посредником между русским земледельцем и Европой. Европеец получает товар, на котором несколько человек уже успели нажиться, отчего товар подорожал, и все же про­дает его в Европу и опять-таки за короткий срок наживает миллионы. Почему же торговый дом, работающий без посредников, не может на­житься вдвое больше?

Сельское хозяйство, которое, — по европейскому примеру, — должно было бы являться золотым дном, находится в Нахичеване в полном небрежении. Такие отрасли сельского хозяйства, как пчеловодство и шелководство, запущены. А сколько прекрасных цветущих лугов раски­нулось в окрестностях Нахичевана, на которых можно было бы содер­жать миллионы ульев! Сколько здесь пустырей и запущенных полей, на которых за очень небольшие деньги можно было бы развести тутовые рощи для шелководства! Но никто не решается обратиться к природе и воспользоваться золотом или серебром из ее неиссякаемой сокровищни­цы. Было бы хорошо развить хотя бы промыслы. Но и этого нет. В Нахи­чеване нет никаких заводов, кроме сараев и ям для выделки кирпича и черепицы, и печей для обжига извести, но и эти промыслы, видимо, возникли по необходимости для строительства.

Удивительное дело! В Москве и Петербурге, или в других городах России, говяжье или баранье сало, рабочие руки, стоимость жизни и жилищная плата, одним словом, все обходится дороже, чем в Нахичева­не; но в этих городах люди наживают миллионы, изготовляя стеариновые свечи и отправляя их в южную Россию и Малороссию. Сам нахичеванец покупает эти свечи в Нахичеване, платя за фунт по 28, 29 или 30 копеек серебром. И все же нет людей, которые образовали бы товарищество, открыли бы приличный завод, хотя для этого и имеются все условия. Если бы товарищество отпускало свечи даже по двадцати пяти копеек за фунт, то все же получило бы большую прибыль, особенно если бы оно взяло в свои руки торговлю этими свечами во всей южной России, продавая дешевле и находясь ближе к местам сбыта.

.

В чем же дело? Почему всего этого нет? В чем причина того, что разъединенные и разрозненные люди не хотят никакого товарищества? Почему изгнан из этого города дух содружества? Почему многие зани­маются примитивной торговлей, в основе которой лежит заем и ссуда? Потому ли, что в этом городе нет богатств? О, нет! Население Нахичева­на, по сравнению с гражданами прочих окраин России, в среднем значительно зажиточнее и даже богаче. Главной причиной отставания города являются некультурность и необразованность народа; отсюда и проис­ходит несогласие и та война, которую свет и правда вынуждены здесь вести против мрака и лжи.

Налбандян М. Л. Дневник / [пер. М. Геворкяна] // Сочинения : в 2 т. / М. Л. Налбандян. Ереван,1968. Т. 1. С. 327-328.

ещё цитаты автора
МИКОЯН Анастас Иванович
НИКУЛИН Михаил Андреевич
   
12+