ул. Пушкинская, 175А

За гранью неизведанных миров: мистика в дореволюционной художественной литературе

12+
4 декабря 2021 - 5 января 2022
Выставочная зона 1 этажа
Свободный

Выставка «За гранью неизведанных миров: мистика в дореволюционной художественной литературе» представляет издания середины ХIХ – начала ХХ веков.

Художественные повествования «ужасов и тайн», где безраздельно господствует фантастический мир сверхъестественного и ирреально жуткого, носят название готической литературы (от англ. the Gothic novel).

Термины «готика» и «готический» включают в себя целый ряд понятий: «мистика» (загадочное, необъяснимое), «инфернальность» (загробное, дьявольское), «ирреальность» (потустороннее), «иррациональность» (непостижимость), «иллюзорность» (кажущееся), «призрачность» (видение), «чудо» (небывалое, сверхъестественное), «фантасмагория» (немыслимое), «тайна» (непознанное).

Готический роман стал очень популярным в XVIII веке и вот уже более трех столетий люди зачитываются произведениями этого жанра. Готический роман — это произведение с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики. Героями готических романов чаще всего являются призраки, вампиры, либо мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым и не менее тёмным настоящим. События разворачиваются в «странных», «проклятых» местах – в старинном замке, имеющим дурную славу, мрачном особняке, расположенном неподалеку от кладбища, или в заброшенной церкви. Само место должно навевать на читателя ужас и предчувствие «страшных» событий, нагнетать мрачную атмосферу.

Точкой отсчета мистического направления в литературе считается 1764 год – именно в этом году увидел свет «Замок Отранто» Хорэса Уолпола, привнесший «фантазию и свободу воображения в реалистический роман». Позже появляются произведения других авторов: «Удольфские тайны» (1794) А. Радклифа, «Монах» (1796) М.Г. Льюиса, «Франкенштейн» (1818) М. Шелли, «Мельмот-скиталец» (1820) Ч. Метьюрина; во Франции — «Влюбленный дьявол» (1772) Ж. Казота; в Германии — «Эликсиры дьявола» (1816) Э.Т. А. Гофмана и другие. Авторы этих произведений убеждали читателей в причудливости и непостижимости жизни, в независимости ее тайных и роковых законов от человеческих воли и желаний; утверждали, что ни рассудок, ни добродетель не могут защитить от неведомой и коварной судьбы. Для творцов «готического» жанра было важным создать особую «готическую» атмосферу в своих произведениях, которая повергла бы читателя в пучину ужаса, заставляла бы его полностью погрузиться в историю, прочувствовать главного героя и вместе с ним разгадать тайну «темной» романтики.

В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией, как в Англии, так и в Европе. Стремительное развитие «готического» направления обусловлено, прежде всего, его развлекательной составляющей, позволяющей читателям уйти от проблем внешнего мира и погрузиться в захватывающую, мистическую историю.

С распространением и ростом популярности в Западной Европе готических романов спрос на страшные истории появился и в России. Уже тогда написание мистики и ужасов считалось делом не слишком серьёзным, но к этой теме обращались как известные, так и малоизвестные писатели.

Среди произведений готической литературы, представленных на выставке, «Остров Борнгольм» Н.М. Карамзина, цикл повестей Загоскина М. «Вечер на Хопре»; Толстого А.К. «Семья вурдалака» и «Упырь»; Н.В. Гоголя «Вий» и «Страшная месть»; повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»; фантастическая повесть И. С. Тургенева «Призраки»; сказка Т. Гофмана «Песочный человек»; рассказы Э. По; произведения О. Уайльда «Кентервильское привидение» и «Портрет Дориана Грея»; Марло К. «Трагическая история доктора Фауста»; Ирвинга В. «Легенда о Сонной Лощине»; Грина А. «Словоохотливый домовой»; Диккенса Ч. «Договор с привидением»; Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей» и др.

Подробнее в обзоре  выставки 

Поделиться:
Подбор литературы