
Некрасовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) - потомки донских и хопёрских казаков, названы по имени своего атамана Игната Некрасова (1660–1737), принимавшего участие в восстании Кондратия Булавина (1707-1709). После подавления восстания, казаки-некрасовцы ушли с жёнами и детьми с Дона и обосновались на правом берегу реки Кубань. В 1740–1780-х гг. из-за давления со стороны российского правительства переселились в пределы Османской империи – в устье реки Дунай, в Добруджу.
Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России, на территории Османской империи, сохраняя при этом русские сказки, песни и предания, передавая их из рода в род.
С введение войсковой повинности в начале XX века, усилением политического и национального угнетения со стороны Турции, экономическим расслоением, религиозным расколом внутри самой общины на единоверцев московского рукоположения и австрийского, вынудило большую часть казаков-некрасовцев вернуться на родину еще в дореволюционное время, вопреки завету Игната Некрасова «царизме не покоряться...». В 1912–1913 гг. 150 семей некрасовцев вернулись с Майноса в Россию.
В 1921 году на родину возвратились дунайские некрасовцы. Сейчас потомки некрасовцев Майноса живут в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края в хуторе Новонекрасовском, а некрасовцев с Дуная («дунаки») — в хуторе Новопокровском.
В 1924–1925 гг. из Турции (селение Гамидия) приехала третья партия некрасовцев. Поселились они рядом с Новопокровским и образовали свой хутор — Потемкинский.
После Великой Отечественной войны в 1946 году из Румынии (из дунайских некрасовских селений) на родину вернулось более двух тысяч семей. Часть из них приехала к некрасовцам в Приморско-Ахтарский район Краснодарского края, другая часть образовала хутор Некрасовский вблизи станицы Синявской (Ростовская область), третья поселилась в Одесской области.
Некрасовцы также живут в колхозе имени В.И. Ленина Приморско-Ахтарского района Краснодарского края.
В свое время, уходя с Дона, некрасовцы унесли с собой национальную культуру: язык, обычаи, фольклор, музыку костюмы. Вернувшись на родину, потомки некрасовцев сохранили почти все то, чем владели их предки. И в то же время они создали на чужбине новые произведения устной поэзии: бытовые песни, песни об Игнате Некрасове, песни «под Игната».
В течение многих лет собирательскую и исследовательскую работу по изучению культуры казаков-некрасовцев вел Федор Викторович Тумилевич, донской фольклорист, преподаватель Ростовского педагогического института, а затем Ростовского государственного университета. Он был единственным исследователем духовного наследия казаков-некрасовцев, которого они приняли в свою среду.
Сказки от казаков-некрасовцев до 1917 года не записывались, если не считать двух преданий и литературной обработке, приведенных Ивановым-Желудковым в очерке «Русское село в Малой Азии» («Русский Вестник», 1866, т.63).
Систематическое собирание сказок началось в 1938 году и продолжалось до 1958 года. За это время было записано более 505 сказок, их них опубликовано 44 в сборниках, изданных в Ростове-на-Дону («Сказки казаков-некрасовцев» (1945), «Русские народные сказки казаков-некрасовцев» (1958), «Сказки и предания казаков-некрасовцев» (1961)).
Все сказочное богатство некрасовцев представлено сказками, занесенными из России (320); созданными самими некрасовцами (141); заимствованными из различных книжных источников (26) и сказками, сюжеты которых заимствованы у народов Востока (18).
Сказки казаков-некрасовцев передавались из рода в род, причем хорошо рассказывались они не всеми, были семьи сказочников, пользующихся всеобщим признанием и уважением казаков.
Согласно исследованиям Тумилевича, сказочники у некрасовцев представлены двумя поколениями: старшим и молодым. К старшим относятся сказочники, начиная с 50-летнего возраста, а к молодым – с 30-летнего. Первые являются хранителями всей некрасовской поэзии, а вторые владеют только чудесными (волшебными) сказками и лишь изредка можно слышать от них неполный текст какого-нибудь предания об Игнате; песен о нем они не знают совсем.
Приведенные ниже сведения о сказочниках датируются 1945 и 1958 годом.
ЗАЙЦЕВА АГАФЬЯ ЛУКЬЯНОВНА (1865-1949)
Родилась в 1865 году в селении Майнос (Турция). На родину вернулась с первой партией переселенцев-некрасовцев в 1912 году. Неграмотна.
Замечательная исполнительница песен и незаурядная сказочница. На хуторе о ней говорят: «Песни, сказки – это к Агафье Лукиничне идите. У нее их – чувал не развязанный».
В отличие от других сказочников старшего поколения, сказки рассказывает торжественно, соблюдая поэтическую обрядность, старые традиции: троекратное повторение действия, использование общих мест в сказке при переходах от одного эпизода к другому, применение изобразительных средств как в описании внешности героев, так и их внутренних достоинств и недостатков. Рассказывает она просто, с убеждением и верой в рассказываемое. Суеверна. Основными ее повествованиями являются предания о ведьмах, леших, русалках, чертях и т.д.
Сказки, бывальщины и легенды записывались от нее Федором Тумилевичем в 1939-1941 гг. и в 1944-1948 году. Всего записано от нее 72 сказки и 22 предания об Игнате Некрасове, 1 легенда о Марии Египетской и 2 прозаических пересказа героических былин
ИВАНУТКИНА ЕВДОКИЯ ТИМОФЕЕВНА
Родилась в 1910 году в селении Майнос (Турция). Приехала на родину с первой партией переселенцев. Неграмотна.
Владеет большим сказочным репертуаром, в котором преобладают волшебные сказки, хотя она знает также немало и сказок-быличек или, как их называют некрасовцы, бывальщин.
Рассказывает медленно, любит обстоятельное описание поступков и действий героев. С особой любовью и чувством воссоздает образы сирот, падчериц, лишенных материнской ласки. В этом сказывается ее воспоминания о собственной сиротской жизни.
Язык ее во многом отличается от языка старшего поколения: больше чувствуется влияние современности, хотя особенности и типичность некрасовского говора и произношения у нее сохранены.
От нее записано 27 сказок.
ПЕТРУШИН ТИМОФЕЙ КИРИЛЛОВИЧ (1872-1943)
Родился в 1872 году в селении Майнос (Турция). Грамотен. На родину прибыл с первой партией переселенцев. Сказки перенял от рыбаков и, в частности, от Егора Ивановича Семутина (умершего в 1925 году в возрасте 110 лет) – популярного сказочника.
В репертуаре преобладают волшебно-чудесные сказки. Даже рассказы об Игнате Некрасове облечены в чудесно-фантастическую форму, причем он верит в то, о чем рассказывает. В силу этого волшебные сказки в его устах приобретают серьезное, чуть ли не реалистическое значение. Сказку он любит, относится к ней бережно. Он рассказывает о влиянии сказки на него в молодые годы: «Когда ловили в Мраморном али Егейском море, вечерами делать было нечего, ну, молодые слушали сказки да себя приравнивали к тем, о ком в сказках гутарилось».
Знание Тимофеем Кирилловичем болгарского, греческого, турецкого языков способствовало усвоению им некоторых восточных сказок, в том числе и анекдотов о Ходже Насредине, хотя по его признанию, все сказки он воспринял от стариков-некрасовцев.
Всего записано от него в 1940-1941 гг. 20 сказок, 4 предания.
КАПУСТИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА (1849-1949)
Одна из старейших исполнительниц, импровизатор песен, плачей, сказок. Родился в 1849 году в селении Майнос (Турция).
Приехала на родину с первой партией переселенцев-некрасовцев в 1912 году. На момент записи сказок ей было 90 лет.
Некрасовцы говорят, что без ее участия ни в Турции, ни на родине не проводился ни один «курагод» (хоровод), ни одна «беседа» (пир), ни одна свадьба.
К сказкам относилась с уважением и верила во все, о чем в них говорилось. В отличие от других сказочников, очень свободно обращается со старым поэтическим материалом: берет иногда образ, сказочный мотив или остов старой песни и на этой основе создает новое произведение. Многие ее сказки представляют смешение творческого характера. В ее репертуаре больше сказки детские и чудесные.
Всего от нее записано в 1939-1941 и в 1944 году 30 сказок и 10 преданий об Игнате Некрасове.
СЕМУТИН ЛЕОНТИЙ НИКИТОВИЧ
Родился в 1909 году. Научился грамоте в 1939 году. Отец его, Никита Егорович, и особенно дед, Егор Иванович, были лучшими сказочниками среди некрасовцев.
В репертуаре Леонтия Никитовича, кроме волшебных сказок, имеются побывальщины, т.е. сказки богатырского характера. Рассказывает он их медленно, любит повторения, часто дает пояснения к отдельным поступкам героев. К чудесным происшествиям относится с большой верой. В напряженных местах рассказа умышленно растягивает повествование, делает паузы, чтобы повысить интерес у слушателей.
ТУМИН ЛЕОНТИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1898-?)
Родился в 1898 году в селении Майнос (Турция). На родину приехал с первой партией переселенцев. Грамотен.
Обладая природным юмором, является преимущественно знатоком волшебно-юмористических сказок. Даже серьезным волшебным сказкам умеет придать юмористический оттенок. Шутка, меткие пословицы, прибаутки – неотъемлемые элементы его разговорной речи.
Больше всего любит рассказывать сказки во время работы, особенно при починке сетей.
Любовь к сказкам воспринял у Егора Ивановича Семутина, о котором рассказывал с большим уважением и искренней любовью: «Егор Иванович сказки хорошо знал, мы его заслушивались до полуночи. Много рассказывал он нам о жизни предков наших в Турции. Он всю турецкую землю перемерял своими ногами, заходил в такие глухие места, где суток по четверо людей не видел. Зимой, бывало, пойдем на лиман камыш косить, посадим дела на санки и везем. Привезем на лиман, а он нам сказки рассказывает».
К записям сказок относился серьезно, особенно ему нравилось, когда говорили, что сказки записываются для науки. Он и сам верил в сказки: «Сказка повторяет заднюю мысль, т.е. тайную мысль. Она гутарит обо всем, что было в жизни и что человек мечтает себе. В ней себя видишь. Со слов сказок узнаешь обо всем на свете. Что сказка гутарит – то правда. Она нам старую жизнь напоминает. Люди помирают, а в сказках все остается. Вот и узнаем о людях, что раньше жили, и как они думали. Сказки-то разные есть: бывают житьевые, бывальщины, про любовь, о богатырях, зверях, волшебные, страшные и про попов. Каждая свое место в жизни имеет».
От него записано 32 сказки и 5 преданий об Игнате.
ШАШКИН СЕМЕН ФАТЕЕВИЧ
Родился в 1854 году в селении Майнос (Турция). Грамотен. Был ходоком в Россию по вопросу переселения некрасовцев из Турции, несколько раз бывал в Москве. Лучший песенник и сказочник среди казаков-некрасовцев. От него записано 50 песен и 10 сказок.
Источники:
Казаки-некрасовцы: язык, история, культура: сборник научных статей / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. — Ростов н/Д : Изд-во ЮНЦ РАН, 2012.
Тумилевич Ф. В. Сведения о сказочниках // Сказки казаков-некрасовцев. - Ростов-на-Дону : Ростовской книжное издательство, 1945.- С.114-120
Тумилевич Ф. В. Биографии сказочников // Русские народные сказки казаков-некрасовцев. - Ростов-на-Дону : Ростовской книжное издательство, 1958. – С.223-239
Читать издания по теме в Донской электронной библиотеке:
Сказки казаков-некрасовцев. - Ростов-на-Дону : Ростовской книжное издательство, 1945.
Тумилевич Ф. В. Меч правды. — Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство : Ростиздат, 1945.
- Казаки-некрасовцы: язык, история, культура. — Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2012.
- Сказки казаков-некрасовцев. — Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1945.
- Тумилевич Ф. В. Меч правды: фольклор казаков-некрасовцев о Великой Отечественной войне. — Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство : Ростиздат, 1945.
- Тумилевич Ф. В. Песни и сказки. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1947.
- Тумилевич Ф. В. Русские народные сказки казаков-некрасовцев. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1958.