ул. Пушкинская, 175А

Пасхальные яйца

847
Праздник Пасхи имеет двойное значение, потому что в нем мы празднуем два торжества Вечной жизни: Воскресение Христа и воскресение от зимней летаргии природы, пробуждающейся весной к новой жизни.

Вероятно поэтому, так трогательно-радостны и пасхальные обычаи, которые, с незначительными изменениями, можно встретить везде, где живут христиане, именно поэтому пасхальные обычаи подчеркивают любовь, братство и возрождение.

Крашеное яйцо, без которого трудно представить себе Светлый Праздник, имеет глубокой символическое значение. Ведь именно яйцо показывает нам особенно наглядно великое чудо рождения. <….>

Яйцо служит символом вечности и вездесущности жизни, которая может замереть, видоизмениться, сделаться для нас неуловимой, но которая обязательно проявит себя, лишь только для этого создадутся подходящие условия.

Никто не знает, когда возник обычай обмениваться пасхальными яйцами.

На юге распространена такая легенда: «Когда Христос висел, пригвожденный к кресту. Его кровь, падая на землю, затвердевала в виде удлиненных капель, похожих на яички.

На эти окаменевшие капли крови падали слезы Богоматери. И лишь только слезинка прикасалась к капле, они вздрагивали, соединялись, росли вместе и застывали в ярко-красное яичко.

Потом апостолы собрали эти яички, выросшие из Божественной крови и святых слез. А когда Христос воскрес, его ученики радостно обнимались, поздравляли друг друга и обменивались яичками».

Во всяком случае, пасхальные красные яички вошли в обычай уже в первом веке после Рождества Христова.

При этом надо заметить, что далеко не везде принято обмениваться именно куриными яйцами.

Так, например, первая христианская церковь в Египте приняла в качестве символа Воскресения яйцо страуса. В восточных церквах на пасху украшают жертвенник и престол в алтаре крашеными страусовыми яйцами. Страусовые яйца можно встретить и в храмах Иерусалима.

Вообще, весной, к Пасхе, на далеком Юге страусовый яйца составляют очень бойкий предмет торговли. Тем более, что их вывозят даже в Японию! Там художники украшают голубоватые, большие яйца затейливыми узорами, пейзажами, а потом эти произведения искусства возвращаются в Африку, малую Азию или попадают в коллекции редкостей.

<….> Однако, всякие надписи, рисунки и пестрые окраски только искажают тот символический смысл, который, несомненно, имело пасхальное яйцо в первые века христианства: оно говорило о вечности жизни и, в то же время, своей окраской напоминало о крови, пролитой во имя искупления. Поэтому настоящее пасхальное яйцо обязательно должно быть ярко-красным, оттенка свежей, чистой крови.

В Западной Европе, среди детей, поддерживается красивое поверье, что в пасхальную ночь при торжественном колокольном звоне на землю с неба ангелы горстями бросают разноцветные яички. И в первый день праздника, рано утром, там детвора пестрой, шумной толпой рассыпается всюду, чтобы весело охотиться за «небесными яичками», спрятанными с вечера в укромных местах.

В Эльзасе дети знают «пасхального зайца», который ночью ставит под окна цветные яички.

В ком еще не совсем погасла искра поэзии, пусть для детей окружит пасхальное яичко дымкой красивой сказки. Постарается, по крайней мере, рассказать легенду или нарисовать картину пасхальной ночи древних храмах, где еще верили в Божественность происхождения пасхальных яичек…

Старинные рецепты крашения яиц на Пасху

Яйца для пасхи красятся разно, а именно: в розовый, красный, желтый, голубой и мраморный цвета. На первые четыре цвета употребляется краска сандал, которая приготавливается следующим образом: высыпать в обширный горшок или кастрюлю 1 фунт сандала такого цвета, в какой назначено окрасить яйцо, залить холодною водою и оставить так до другого дня, а потом поставить на огонь и когда начнет закипать, всыпать 2 золотника квасцов, опустить осторожно яйца и оставить на краю плиты, пока оныя окрасятся до желаемого цвета, а потом закипятить, снять с огня, поставить в холодное место, и когда остынут, выбрать из краски, вытереть обмоченным в прованское масло полотенцем, а потом другим полотенцем вытереть досуха и употреблять.

Дабы придать ровный цвет яйцу, окрашенному в сандал, должно сперва окрасить оное в бледно-желтую краску следующим образом: положить в горшок фунт очистков из луковиц, вербовой коры или березового листа, налить водою и вскипятить с 4-мя золотниками квасцов, когда будет готово, положить в оную назначенные для краски яйца, покрыть крышкою и отставить в холодное место на 1 час. Потом выбрать и переложить в краску из сандала.

В мраморный цвет можно красить по произволу, обкладывая яйца расщепленными разноцветными из лоскутов шелками, в которые прибавляются вырезанные буквы из сахарной синей бумаги и, обложив яйца, обвернуть холстинными лоскутками и обвязав каждое кругом нитками, опустить в кипящую воду на 10 минут, а потом выбрать и оставить в холодном месте. Когда простынут, очистить от ниток и вытереть, как сказано выше.

Источники:
Горский В. Красное яичко // Журнал для хозяек. - 1916. - № 7.- С.2
Радецкий И. М. Альманах гастрономов, заключающий в себе тридцать полных обедов, означенных записками русскими и французскими, правила для накрытия стола, служения за оным, порядок вин, т.е. какое именно, за которым кушаньем подается и практическое руководство для кухни Кн. 2. - Санкт-Петербург, 1853. – С. 152-153

Читать публикацию в Донской электронной библиотеке:

Журнал для хозяек. - 1916. - № 7.- С.2

Радецкий И. М. Альманах гастрономов, заключающий в себе тридцать полных обедов, означенных записками русскими и французскими, правила для накрытия стола, служения за оным, порядок вин, т.е. какое именно, за которым кушаньем подается и практическое руководство для кухни Кн. 2. - Санкт-Петербург, 1853.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы