Песни записывать куплетами так, как они поются, с повторениями или припевами. Местный выговор слов сохранять в записи с буквальною точностью, замечая на слогах ударения и особенности произношения некоторых слов. Желательно бы иметь записанными на нотах напевы наиболее характерных и чаще употребляющихся песен.
Отрывки песен, хотя бы они не имели, как говорится, ни начала, ни конца, записывать буквально с уст жителей.
Варианты одной и той же песни помещать в конце ее, с обозначением – в каких случаях они употребляются или почему образовались: в каких местностях поются одни и в каких другие.
Желательно, чтобы собиратели записывали песни местного происхождения без выбора из них лучших или устранения худших, так как они все одинаково полезны для науки. При этом следует иметь дело с песенником и записывать слова песни в то время, как он поет ее. Весьма полезно обозначать в первом куплете (если не прилагается нот) каков темп песни: «самый скорый», «скорый», «медленный», «самый медленный».
Песни записывать в форме стихов или прозы, но с разделением куплетов. На полях же рукописи, приглашаются собиратели, записывать свои объяснения о происхождении песни, варианта или напева и проч., по их усмотрению.
Вместо нот, когда собиратель, незнаком с музыкою, можно употреблять следующий способ разделения слов на слоги краткие и протяжные:
Ой… вы-ы, брат….цы-ы, мо….о-и брат-ат-цы……
или (очень скоро, отрывисто)
Про-гре-ми, сла-ва, тру-бой….
Как дра-ли-ся за Ла-бой…..
Песни домашние
Песни домашние: про родную матушку, добра молодца, красну девицу, про грусть-кручинушку, сиротство, одиночество, расставание с родиной; про любовь, измену, жизнь разгульную и проч.
Знатоками этих песен считаются казачки-хороводницы; казаки же в этого рода песнях отодвигаются, так сказать, на задний план, и исполняют только хоровое пение или просто подтанакивают – поют голосом без слов. Записывать эти песни следует от «известных по целой станице» песенниц, которые вообще отличаются от толпы подруг поэтическим даром, живым воображением, светлою памятью, общительностью, расторопностью и бойкостью в речах.
Песни комические и разудалые
Песни комические и разудалые: про трусов; про малолетков; про мужей неверных и жен распутных; балагурство и насмешки (пародия и сатира).
Позднейшие поэтические произведения казаков, иногда буквально неграмотных, отличаются тонким юмором и глубоким смыслом; они также не лишены достоинства по внешней отделке стиха. Желательно бы занести все этого рода песни и стихи, по которым можно судить о способности казаков к поэтическому творчеству.
Источники:
Траилин Ф. Программа для собирания сведений из быта донских казаков. Новочеркасск, 1874. С. 2-3,19-20
Полный текст издания в Донской электронной библиотеке:
Траилин Ф. Программа для собирания сведений из быта донских казаков. Новочеркасск, 1874. https://vivaldi.dspl.ru/bx0000195/view/?#page=1