ул. Пушкинская, 175А

Собирание и публикация донских песен

Первые записи донских казачьих песен опубликованы в «Собрании разных песен» М. Д. Чулкова (1770—1773) — любителя народного поэтического творчества, знатока его. <…> В первом большом печатном сборнике народных песен М. Д. Чулкова есть и казачьи песни. Они встречаются и в «Новом песеннике» Н. Новикова (в изданиях 1780 и 1788 гг.), четыре тома которого повторяют почти без изменения собрание песен Чулкова.

Новая публикация пяти донских песен была осуществлена декабристом В. Сухоруковым лишь в 1825 г. в альманахе «Русская старина» Корниловича. Это были исторические песни.

Можно предположить, что в ХVIII в. и первой половине XIX у казаков существовали рукописные песенники. Об одном таком песеннике упоминается в сборнике Н. Голубинцева. О рукописях, собранных в разных станицах в начале 60-х годов XIX в., говорит А. Ф. Юргилевский (сб. «Часовой», вып. І, 1876).

Известен только один рукописный сборник, хранящийся в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина в Москве (прим. – ныне Российская государственная библиотека) (5927) с надписью Филипповского из слободы Михаиловки, Павловского уезда (1777). В нем имеются отдельные казачьи песни, взятые из сборника Чулкова. Важность находки старых казачьих рукописных песенников несомненна.

В 30-х годах XIX в. казачьи песни перепечатывались Сахаровым. Но собирание казачьих песен начинается лишь в 50—70 годах в связи с обострением «крестьянского вопроса» после реформы 1861 г., когда осуществляется издание основных «корпусов» русского народного творчества. Первым замечательным изданием донских казачьих песен была книга «Сборник донских народных песен» (СПб., 1866) А. Савельева, в которую вошло 135 песен, главным образом, исторических (о Ермаке, Степане Разине, об Азовских походах, о Некрасове, Краснощекове и т. д.), песни о событиях из военной жизни донских казаков XVII—XVIII вв., а также песни «удалые», «военные», семейные и т. п. Андроник Минаевич Савельев был учителем Новочеркасской мужской гимназии и членом Статистического комитета Области войска Донского.

Своеобразным дополнением к сборнику Савельева оказывается рукописный песенник П. Г. Никулина, находящийся в составе фонда рукописей А. А. Титова в Ленинградской публичной библиотеке им. Салтыкова – Щедрина (прим. – ныне Российская национальная библиотека), под шифром 2454. На начальном листе этого рукописного сборника имеется надпись: «Записаны в Области Войска Донского в Пятиизбянской и Сиротинской станицах с соблюдением местного выговора, только те песни, которые не вошли в сборник Савельева», «Павел Григорьевич Никулин, действительный член Стат(истического) Комитета) земли Войска Донского». Этот сборник содержит около ста десяти донских казачьих песен (в конце приведены, кроме того, отдельные былины и исторические песни, уже ранее напечатанные). Можно думать, что сборник относится к 70-м годам XIX в.

Вслед за этими сборниками казачьих песен в «Донских областных ведомостях» появляются следующие собрания, в 1875 г.— Секретева (56 песен) и в 1876 г.— Савичева и книга «Часовой: Донской сборник. Труды любителей донского прошлого и современного быта» (изд. Ф. Траилина, вып, 1—3, 1876—1878). В этих сборниках наряду с историческими, военными (военно-бытовыми и походными) имеются разделы свадебных, колыбельных, хороводных, семейно-бытовых и других песен. Наконец, в 1885 г. в Новочеркасске издается сборник, составленный А. И. Пивоваровым, «Донские казачьи песни» (162 песни). А. И. Пивоваров (1839—1916) — «любитель и знаток старинных казачьих песен, которые он неподражаемо пел». Учился Пивоваров в университете на юридическом факультете в 1867—1871 гг., был на военной службе в 1877—1895 гг.

Нельзя игнорировать казачьи песни в книге Альбрехта и Весселя, выпущенной издательством Юргенсона «Сборник солдатских, казацких и матросских песен», где казачьи песни впервые были напечатаны с музыкальными напевами. Издан он был в 1875 г., в него вошло двадцать казачьих песен.

В этот первый период собирания казачьих песен они записывались любителями, стоявшими на уровне знатоков песни. Однако любительский характер собирания сказывался в том, что в этих сборниках обычно отсутствуют указания, где, когда и от кого записывались донские песни. В то же время казачьи песни нередко перепечатывались, переходили из сборника в сборник (даже без указания на это).

С конца XIX в. издания казачьих песен меняют свой характер, они издаются с другими, «практическими» целями — для казачьих войсковых частей, юнкерских училищ и кадетских корпусов. Этим обусловлен их отбор - с обязательным включением в сборники, прежде всего, ура-патриотических песен: русского гимна, донского гимна, тоста донцам и т. д. Однако было бы неправильно из этих соображений отбрасывать все эти сборники и все песни, содержащиеся в них. Если ряд песенников не имеет никакого значения, то в других встречаются записи репертуара казачьих песен, включая и песни русских поэтов XIX в., перешедшие в фольклор, и песни, перешедшие из России, и песни украинские (малороссийские), и песни других казачьих войск (терские, кубанские, уральские, гребенские).

К изданиям 1890—1917 гг. можно отнести следующие книги:

1.Сборник русских, казачьих, военных и исторических песен для Донского кадетского корпуса. 1891.

2.Войска донского казачьи песни из сборника Р. А. Хрещатинского (с напевами) — два издания (1903 и 1906 гг.) — 75 номеров песен.

3.Песни донских казаков, составил Н. Н. Голубинцев (с напевами). М., 1911—65 номеров песен.

4. А. Шафранов. Песни донских казаков. Новочеркасск. 1907

5. А. С. Каменский. Сборник казачьих песен 1910

6.Песни донских казаков, пропетые хором песенников. Варшава, 1910 г.

7.Холмский. Сборник казачьих песен. Курск, 1910—525 номеров песен. Автор его сам собирал песни в течение четырнадцати лет, кроме того, использовал песни из сборников Пивоварова, Хрещатинского, Кубанского войска и сборника Альбрехта и Весселя. В сборник вошли песни войск Терского, Оренбургского, Уральского, Забайкальского, а равно в большом числе «Запорожских». Здесь встречаются песни и против «крамолы», на усмирение и т.д.

8.М. В. Елкин. Что поют донские казаки 1-го донского казачьего полка. Николаев, 1907.

9.Донскне казачьи песни, исполненные войсковым певческим хором по случаю столетней годовщины Лейпцигской битвы 1813—1913 гг. (Новочеркасск, 1913).

10. Малахов. Песни тихого Дона. Новейший песенник, изд. Сытина, М., 1915—93 номера песен.

С начала XX в, начинает свою работу по собиранию донских песен А.М. Листопадов. Собранные им песни — песни-былины, исторические и военные, народные лирические и обрядовые изданы в Москве в 1950-х годах Музгизом (в 5 томах), причем лирических и обрядовых 800 песен. Деятельность А. М. Листопадова была переломным моментом в публикации казачьих песен, их собирании и издании. Все песни, записанные А. М. Листопадовым, сопровождаются напевами.

Во второй половине 30-х годов XX в. вышло небольшое издание казачьих песен, выполненное композитором И. И. Шишовым и фольклористом С. А. Вугославским «Песни донских и кубанских казаков» (М., Музгиз, 1937), в него вошло шестьдесят шесть песен, включая и советские (с музыкой И. Шишова, Т. Сотникова, П. Гутина, М. Красева, Н. Чемберджи, Д. Лившиц и И. Дзержинского).

Последние 25 лет ведется запись казачьих песен советскими фольклористами. Их собирание было начато И. И. Кравченко, выпустившим в 1936 г. очень краткий, а в 1938 г. большой сборник «Песни донского казачества» в издании Волгоградского книгоиздательства (240 песен и примечания библиографического и фольклорного характера). Этим было начато научное издание казачьих песен. Ценность издания И. И. Кравченко еще и в том, что он дает весь репертуар песен, бытующих среди казаков, не только старинные донские песни, по и новые, созданные в XIX и XX вв.: книжные песни XVIII в. и песни русских поэтов, перешедшие в фольклор. В добавлении даны сведения о собирателях и исполнителях донских песен.

В последующие годы донские казачьи песни издаются в книгах:

1.«Фольклор Дона и Кубани». Ростиздат, 1938. С предисловием Лунина (137 песен).

2.«Фольклор Дона». Ростов-на-Дону, 1941. С введением Ф. В. Тумилевича (103 песни).

3.«Народное творчество Дона». Ростов-на-Дону, 1952. (1245 песен), с вступительной статьей П. Громова.

4.«Песни казаков-некрасовцев» Ф. В. Тумилевича. Ростов-на-Дону, 1947 (179 песен).

И все же, несмотря на выход 25 книг казачьих песен, можно думать, что многие песни еще не опубликованы. Также не начата еще работа по составлению свода песен (многие песни перепечатывались по нескольку раз), по оценке отдельных сборников, по изучению самих донских песен с исторической точки зрения.

Когда мы слушаем исполнение казачьих песен, мы обнаруживаем присущие им особенности:

1) при хоровом исполнении походной песни ощущается как бы нестройная поступь лошадей;

2) для казачьей песни характерны особые ходы мелодии и окончание куплета; последние его слова обрываются на доминанте напева;

3) варьирование верхних нот на импровизированной игре подголосков;

4) некоторая суровость напева.

В репертуар казачьих песен входят, кроме старинных:

а) украинские песни. Их приносили в Область войска Донского переселенцы из соседних украинских губерний. Уже по переписи 1873 г. населенные пункты ее были разбиты на две группы: 1) казачьи поселения — из станиц с хуторами при них, 2) крестьянские — со слободами и деревнями.

В книге Холмского «Сборник казачьих песен» (1910), песни которого записывались собирателем в течение 14 лет, очень много украинских песен (названных запорожскими); среди них находятся: «Дивлюсь я на небо», «Солнце низенько», «Взяв би я бандуру», «іхав казак за Дунай», «Пливе човен», «Проторил я дорожку», «Віють вітры» и многие другие;

б) русские народные лирические песни, приносимые на Дон казаками, возвращавшимися после службы из разных городов России;

в) книжные песни XVIII в. силлабического (позже силлаботонического) стиха, известные нам по рукописным песенникам XVIII в., а частично и по «Собранию разных песен» М. Д. Чулкова. Сюда можно отнести такие песни, как «На островах охотничек», «Выходили красны девки», «Комар к мухе убирался», «Уж ты, Дуня, Дуня, Дуня, ягодка моя», «Ой, во селе было Покровским». Среди книжных песен XVIII в. в сборнике Холмского под N 491 встречается старая популярная украинская силлабическая песня «Чи я кому виноват? За що погибаю?» сочиненная Тимофеем Щербацким (впоследствии московским митрополитом);

г) песни русских поэтов XIX в. (очень редко — XV1I1), перешедшие в фольклор, включая сюда жестокие романсы, арии из опер и т.п. В записях казачьих песен мы встречаем зачин песни Кольцова «Ты прости, прощай», «Отворите мне темницу» Лермонтова, «Орелик» («Сижу за решеткой» Пушкина), «Жил боярин знаменитый» (ария из оперы «Аскольдова могила» Верстовского), «Что затуманилась, зоренька красная» Вельтмана,
«Ревела буря, гром гремел» Рылеева, «Вот из лесов дремучих» Ф. Миллера, «Из-за острова на стрежень» Садовникова, «Вечор поздно я стояла у ворот» Гребенки, «Ревел, гудел пожар московский» И. Соколова, «Пчелочка» Державина и др.;

д) новые казачьи песни, слагавшиеся в XIX в. донскими поэтами, а также самими казаками силлаботоническим стихом.

Источники:
Позднеев А.В. Собирание и публикация донских песен // Народная устная поэзия Дона : материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18—23 декабря 1961 г. Ростов-на-Дону, 1963. С.157-170

Издания по теме в Донской электронной библиотеке:

Корчомушка: казацкая старинная песня. Варшава, [191-]

Песни донских казаков, собранные в 1902-1903 гг. А. М. Листопадовым и С. Я. Арефиным. Москва, 1911

Пивоваров А. Донские казачьи песни. Новочеркасск, 1885

Сборник солдатских, казацких и матросских песен. Санкт-Петербург, 1886

Сударушка: донская песня. Новочеркасск, 1910

Шафранов А. Песни донских казаков. Новочеркасск, 1907

Издания по теме в Национальной электронной библиотеке


Фото/Видео

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы