ул. Пушкинская, 175А

Святочные дни и Крещение

956

К рождественским праздникам и Крещению готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Каждый хозяин окуривал дымом ладана и окроплял святой водой все места в доме и на подворье, которые считались в народе «пограничными» — отделяющими «свое» пространство от «чужого»: калитки, ворота, косяки дверей и окон.

В святочные дни станичники ходили, друг к другу в гости. Семейные пары, как правило, собираясь в компании, ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки, арбузы и т.д. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол ставили хозяева, к которым пришли кумовья.

Каждый вечер развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами.

У молодого населения станицы святочные вечера практически не отличались от взрослого сценария, но только темы посиделок и игр были другими. Такие игры в станице назывались «целовальные». Суть этих игр сводилась к подбору пар, их правила отличались демократичностью, т.е. равноправие в плане выбора, как парня, так и девушки. В процессе этих игр формировались пары по взаимным интересам. Одна из таких игр станицы Раздорской, которая называется «А я золото хороню...». В святочные праздничные вечера молодежь собирается в доме своего сверстника по разрешению его родителей и располагается в самой большой комнате куреня – зале. Рассаживались совершенно произвольно и самый активный из молодежи начинает игру, выходя на середину комнаты. У игроков руки сложены «лодочкой», ведущий берет колечко, кладет между ладошками и под исполнение песни (которую исполняют сами участники или старшие, которые обязательно должны находиться во время посиделок) «А я золото хороню, хороню, перхараниваю. Чисто серебро привораживаю, привораживаю...» подходя к каждому, опускает свои сомкнутые ладошки с колечком в «лодочку» каждого участника и незаметно кладет колечко участнику противоположного пола. Дойдя до конца, пение заканчивается и на центр комнаты выходит ведущий и его избранница. Выбранная участница должна поблагодарить ведущего поцелуем в губы и отдать колечко своей подруге. Следующий кон ведет девушка, выбирая себе избранника, тем же методом. Выбранная пара участие в этой игре уже не принимает.

В дни, предшествующие Крещению, соблюдали запреты на опреде­ленные виды работ. В эти дни работать можно было только днём, но и при этом нельзя было сверлить, прясть, сор выносить.

Заканчивались святочные дни праздником Крещенья (Креще­нья, Хрещенья) Господня.

Вечер накануне Крещения Господня, назывался крещенским сочельником или вторым сочельником, а также канун Богоявления. В народной среде чаще всего именовался Свеч­ками, или «голодной кутьей». В этот вечер также, как и в рождествен­ский сочельник, есть можно было только с появлением первой звезды, но крещенское застолье было более скромным. Оно состояло из кутьи, сваренной из пшеничных зерен, освященных в этот день в церкви. По воспоминания старожилов, «на Свечки ни ели. Варили кутью. Толкут пшаничку, смоют, патом, сахарочком засыпют и в печь, пока упарится. Ею разговлялись. Перед Хрещением ходють в церковь святить пашаницу. Ие потом, в чугуне варют и едят на Свечки. И свя­щенную, и такую идят. Свечки — эта сухой день, идят тольки кутью». Крещенская кутья подлежала разделу не только между членами одной семьи, наутро ее остатки разносили по соседям, подмешивали в корм скоту.

В крещенский вечер рисовали на воротах, дверях и наличниках окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках

В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями – пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.

Если в станице была церковь, то вечером обязательно всей се­мьей посещали церковную службу. В станичную церковь на водосвятие приезжали из тех хуторов, где не было церквей. Непосредственно в день Богоявленья в церквах совершалась ран­няя, как и на Рождество, литургия. Богослужение в этот день по торже­ственности было приближено к службе в день Рождества. В конце литургии совершалось освящение воды, называемое великим. Из церкви приносили освященную воду, дома каждый из домочадцев выпивал ее по нескольку глотков, после чего приступали к разговленью. Перед тем как сесть вечерять, несколько горстей освященного зерна бросали на иконы. Впоследствии это зерно брали с собой на первый выезд в поле и там съедали.

В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере.

Считалось, что в крещенскую ночь Святой Дух нисходит на землю и вода повсеместно освящается, поэтому если в поселении не было церкви, то хозяйки самостоятельно го­товились к водосвятию — сосуды с водой оставляли у колодцев, род­ников и источников. Существовало также обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. Набрав освященной воды, нужно было возвращаться домой с соблюдением правил и запретов: нельзя было проходить через проточную воду (реку), даже по мосту; нельзя было оглядываться, даже если вас окликали. Считалось, что при нарушении этих запретов вода теряла целебную силу.

Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». Иордань обычно вырубали в виде креста, хотя в некоторых станицах были умельцы, которые делали из ледяных блоков или снега царские врата, престол, скульптуры или портреты Иисуса Христа, Богородицы и Ио­анна Крестителя. Раскрашивали их растительными и минеральными красками (обычно свекольным соком, желтой глиной, синькой). Иногда мужчины всю ночь охраняли иордань, чтобы не допустить козней «нечистой силы».

Утром прихожане отправлялись на церковную службу, после чего совершался ход к иордани с иконами и хоругвями (казаки выходили еще и с развернутыми знаменами). Под пение хора священник освя­щал воду, в это время мужчины стреляли вверх из ружей, а мальчики выпускали голубей. Вслед за этим начинался ритуал омовений. В иор­дань погружали на простынях больных, там купались раскаявшиеся грешники (в том числе и те, кто «рядился» на Святки, т. е. участвовал в представлениях ряженых), омовения совершали по обету и пр. При­хожане набирали из иордани воду, считавшуюся святой и потому це­лебной. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым целый год.

Действенным средством против «нечистой силы» считался и крещенский снег. В навечерие Богоявленья его собирали и бросали в колодцы, подмешивали в корм скоту. В народе верили, что этим сне­гом можно было исцелить «разные немощи».

После хождения на иордань разговлялись — устраивали семейные трапезы. Молодежь каталась на санках и лошадях. Дети радовались праздникам, снегу и льду, который сковывал реки. Выходя с утра на улицу, дети выносили лыжи, санки, да не просто санки, а целые сани. Затаскивали их на гору, садились целой гурьбой и с громкими криками и свистом катились вниз с горы, заражая своим весельем взрослых, и, конечно же, к вечеру место в санях занимали взрослые. На Дону, на льду, для детей устраивали каталки, для чего в лед вбивали кол и на него ставили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили палку с колесом, и санки вихрем носились по льду.

Считалось, что Крещенский сочельник – последний и главный день святочных гаданий. Выделялись девичьи гадания о замужестве и общесемейные. Общесемейные гадания были связаны с намерением узнать виды на будущий урожай, по­году на предстоящий год, судьбы отдельных членов семьи. «Становят под образами палки по числу членов семейств, чья палка упадет, тот член умрет в следующем году. Берут под мышку хлеб и идут подслушивать у чужого окна, если гово­рят хорошее урожай будет, а дурное будет недород. Берут 12 чашек с солью и каждой дают название одного из ме­сяцев, мокрая соль в чашке знаменует дождливый месяц, а сухая сухой. Девушки гадают, далеко ли живет их суженый по шуму людей и по лаю собак. Ночью выходят на двор, вы­бирают в тыну ощупью кол и перевязывают его лентой: если кол в коре муж богатый будет, а без коры бедный. Ночью ловят овец в закутах, поймает барана выйдет в том году замуж, а поймает овцу останется в девушках».

Были распространены гадания с кольца­ми (в некоторых местах они назывались водить перстни). В блюдо с водой девушки погружали свои кольца и накрывали его платком. Участницы гадания исполняли так называемые подблюдные песни, в ходе исполнения которых ведущая извлекала то или иное кольцо. По содержанию песни определяли судьбу девушки, которой принадлежало кольцо или перстень.

Широко было распространено такое гадание о предстоящем заму­жестве — укладываясь спать, клали под подушку гребень, пояс или замок и «загадывали на жениха», он должен был присниться.

Источники:
Астапенко Г. На тихом, на вольном, на славном Дону…. Ростов-на-Дону, 1998. С.85-86
Рыблова М. Календарные праздники донских казаков. Волгоград, 2016, С.42-55

Также по теме:
Скорик А. П. «На реке Иордане, на острове Буяне» // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 197-198.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы